Получи документы

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть)

Татьяна Семенова
Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть)

На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо подгруппы.

Цель мероприятий: профилактика и снижение возрастных страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- создавать условия, препятствующие перерастанию нормального возрастного страха в страх патологический;

- проводить профилактическую работу по возникновению страхов и тревожности у детей;

- обеспечивать своевременное и полноценное развитие психики и личности ребенка;

Публикация «Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть)» размещена в разделах

- стремиться, чтобы эмоция страха выполняла определенную роль и позволяла ориентироваться в окружающей среде.

Направления профилактических работ:

- снятие мышечного напряжения,

- повышение самооценки детей,

- обучение умению управлять собой в конкретных ситуациях.

Используемые техники и методы:

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и

телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Используется в качестве фона, способствует исчезновению внутренней напряженности, оказывает успокаивающее воздействие. Так же способствует рождению чувств, настроения и образов. Описывает детские эмоции и жизненные ситуации.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных

зажимов, тревожности. Способствует повышению уверенности в себе, снижению страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,

напряжения, тревожности.

Изотерапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности, снятие напряженности.

Игры с водой. Помогают снять мышечное напряжение, обладают успокаивающими свойствами.

Игры с песком. Снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, преодоление страхов, тревожности.

Куклотерапия. Способствует снятию напряжения и освобождению от страхов.

Драмтерапия. Позволяет лучше ощущать окружающий мир и собственное существо. Способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе.

Сказкотерапия. Очень важная ее роль в профилактике и коррекции детских страхов. Преодоление тревоги и конфликтов, с которыми сталкиваются дети.

Деятельная терапия. Общая оздоровительная процедура для психики так же предназначена для активности ребенка.

Предполагается работа на двух уровнях:

1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, конспекты занятий, список литературы.

2. Работа с детьми (групповые и индивидуальные занятия).

На основе подборки мероприятий по снижению и профилактики страхов у детей, мы предлагаем примерное тематическое планирование, которое включает в себя 6 занятий, и проводится 2 раза в неделю по 25 – 30 минут.

Занятие составлено по следующей структуре:

1. Приветствие.

2. Этюд на выражение страха.

3. Сказка или ролевая игра.

4. Игры на развитие эмоциональной сферы.

5. Релаксация.

Таблица 2

Примерное тематическое планирование по профилактике возрастных страхов у дошкольников

п/п Тема Цели и задачи Наименование форм работы и упражнений

1 У страха глаза велики. Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха. 1. Приветствие.

2. Этюд «У страха глаза велики».

3. Сказка «У страха глаза велики».

4. Игра-инсценировка «Зайчики и волк».

5. Релаксация «Разговор с лесом».

2 А вкусная была капуста. Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха. 1. Приветствие.

2. Этюд «Разное настроение».

3. Сказка «А вкусная была капуста».

4. Игра «Пятнашки».

6. Игра-инсценировка «Зайчики и волк».

5. Релаксация «Порхание бабочки».

3 Почему грустил трусишка. Формировать навыки выражения эмоционального настроения. 1. Приветствие.

2. Этюд «Зайчики».

3. Сказка «Почему грустил трусишка».

4. Игра «Бобры».

5. Релаксация «Плывем в облаках».

4 Смелый трусишка. Совершенствовать пути преодоления страха. 1. Приветствие.

2. Этюд «Гроза».

3. Сказка «Смелый трусишка».

4. Игра «Смелый заяц».

5. Релаксация «Необычная бабочка».

5 Как побороть страх. Способствовать развитию смелости, преодолению страхов. 1. Приветствие.

2. Этюд «Зайчики отдыхают».

3. Сказка «Страх мой враг мой».

4. Игра «Жмурки с голосом».

5. Релаксация «Что рассказало море».

6 Спать пора. Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других. 1. Приветствие.

2. Этюд «На стуле».

3. Сказка «Спать пора».

4. Игра «Жмурки с голосом».

5. Релаксация «Путешествие в волшебный лес».

В результате проведенного психолого-педагогического исследования в целом, можно отметить, что выбранный нами подход к профилактике возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Также в целях профилактики, мы проводили работу с родителями: индивидуальные беседы, консультации, изготовление буклетов, анкетирование и т. д. (см. Приложение 6 - 11).

Заключение

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, создание благоприятных условий, содействие и сотрудничество детей и взрослых позволяет нам осуществить в полной мере ФГОС ДО. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в дошкольном учреждении.

В практической части нашей работы мы выявили особенности возникновения, виды страхов, зависимость количества страхов от уровня воображения у исследуемых детей. Исследуя каждый рисунок в отдельности, и сопоставляя его с результатами методик «Страхи в домиках» и «Особенности воображения ребенка дошкольного возраста», мы заметили, что у тех детей, которые более красочно и полно изобразили свои рисунки, количество страхов больше, чем у других. Это позволило нам предположить версию о том, что ребенок с более развитым воображением подвержен большему количеству страхов. Изучая исследования и труды разных авторов, мы подтвердили данное нами открытие.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

В настоящее время психологами, терапевтами, педагогами используются самые разнообразные методы по снижению эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т. п.) Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям, как ребенка, так и взрослого, а также при наличии необходимых условий для работы.

Детская игра, соответствующая возрастному периоду, как ведущий вид деятельности дошкольников, определяет развитие его мышления, памяти, внимания, воображения, эмоциональной сферы.

Проводя анализ разных методик, мы составили комплекс мероприятий, включающий в себя различные техники для предупреждения и снижения разных видов страхов у детей и повышения их самооценки, куда вошли:

– фольклорные, художественные, музыкальные произведения и мультипликационные фильмы, используемые для работы с детскими страхами;

– игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона;

– подвижные игры, упражнения, рисуночные тесты с детьми, испытывающими страхи и тревогу;

– работа с родителями: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.

На основе подобранных мероприятий по снижению и профилактики страхов у детей, мы составили примерное тематическое планирование, которое включает в себя 6 занятий, и проводится 2 раза в неделю по 25 – 30 минут.

Частичная апробация подобранных нами мероприятий, направленных на снижение страхов и тревожности показала их эффективность. Дети стали меньше проявлять беспокойства при взаимодействии со сверстниками и взрослыми; активнее включаются в организованную игру.

Преследуя общие цели и задачи по воспитанию и развитию полноценной, уверенной в себе личности ребенка данная методическая рекомендация может использоваться педагогами совместно с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Приложение 1 Методика исследования «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой

Ребенку предлагается два дома — красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его, а ключ — выбросить.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Инструкция: Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

- когда остаешься один;

- нападения;

- заболеть, заразиться;

- умереть;

- того, что умрут твои родители;

- чужих людей;

- потеряться;

- мамы или папы;

- наказания;

- Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

- опоздать в сад (школу);

- перед тем как заснуть;

- страшных снов (каких именно);

- темноты;

- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

- бури, урагана, землетрясения, наводнения (страхи стихии);

- когда очень высоко (страх высоты);

- когда очень глубоко (страх глубины);

- в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном

автобусе (страх замкнутого пространства);

- воды;

- огня;

- пожара;

- войны;

- больших улиц, площадей;

- врачей (кроме зубных);

- уколов;

- боли (когда больно);

- неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).

Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Приложение 2

Таблица 3

Норма страхов для дошкольников

(по методике А. И. Захарову)

Возраст (лет) Мальчики Девочки

3 9 7

4 7 9

5 8 11

6 9 11

7 (дошкольники) 9 12

Приложение 3

Методика исследования Ю. Климанова «Нарисуй свой страх»

Инструкция: на листе бумаги (формат А4) нарисуйте «страх», таким, каким вы его себе представляете.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

Обработка данных: обратить внимание на цветовую гамму, на величину рисованных предметов, персонажей. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка (если он изобразил себя). Во время процесса рисования наблюдать за поведением детей, за их эмоциями.

Приложение 4Методика исследования О. М. Дьяченко «Особенности воображения ребенка дошкольного возраста»

Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования: ребенка 5 - 6 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных: выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д., то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Приложение 5

Таблица 5

Сравнительные данные трех методик

(по О. М. Дьяченко, Ю. Климановой и А. И. Захарову)

Имя ребенка Методика «Страхи в домиках»

(в баллах) Методика «Особенности воображения ребенка дошкольного возраста»

(тип) Методика «Нарисуй свой страх»

(характеристика рисунков детей)

Приложение 6Анкетирование «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои очки.

1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной.

A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 очка. Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков.

B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 очков.

2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны.

A. Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 очка.

Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.

B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.

3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать.

A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков.

Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка.

B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков.

4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать.

A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка.

Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 очков.

B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.

5. Ваш ребёнок обожает телевизор.

A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 очков.

Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.

B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков.

6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет.

A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.

Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков.

B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка.

7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом.

А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков.

Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 очка.

В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 очков.

8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников.

А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков.

Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.

В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.

9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего.

A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 очков.

Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков.

B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 очка.

10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным.

A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков.

Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.

B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т. д. - 2 очка.

Анализ результатов теста:

0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36-50 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Приложение 7

Основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.

I. Повышать самооценку ребенка.

Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:

1. Называть ребенка по имени.

2. Хвалить ребенка:

- хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице);

- главное, похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь;

- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;

- хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.

3. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.

4. Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т. д.)

5. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

II. Обучение умению управлять своим поведение.

Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.

III. Снятие мышечного напряжения.

1. Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)

2. Игры на телесный контакт. Массаж.

- Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);

- Ласковые прикосновения;

- «Рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).

3. Снятие напряжения с помощью дыхания.

- «Глубокое дыхание» - глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;

- «Воздушный шарик» - надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох - сдули;

При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии – брюшное.

Приложение 10

Важные рекомендации родителям ребенка со страхами:

1. Относитесь с уважением к ребенку, с пониманием к его страхам.

2. День ребенка должен быть наполнен радостью, смехом, новыми впечатлениями. Положительные эмоции снижают вероятность появления страхов.

3. Не допускайте выяснения отношений при ребенке, так как он чутко реагирует на конфликты близких людей появлением страхов.

4. Не наказывайте ребенка за страх, даже в шутку не называйте его «трусишкой». От этих слов страх не пройдет. Он может камуфлироваться внешне пристойным («хорошим») поведением ребенка, хотя на самом деле «невыраженный» страх может продолжает разрушать личность ребенка.

5. При страхе темноты совершите с ребенком небольшое «путешествие» по темной комнате, вокруг его кровати, прокладывая надежные «пути» к тем предметам, которые могут понадобиться малышу ночью. Используйте элементы игры, рисование, беседы.

6. Создавайте для ребенка атмосферу безопасности. Ребенку должно быть спокойно в родном доме, в детском саду; он должен знать, что ничто ему не угрожает, что его любят и всегда защитят и позаботятся о нем.

7. Проявляйте ласку, любовь к ребенку, выражайте позитивные чувства к нему, не опасаясь избаловать.

8. Не разрешайте детям, особенно перед сном, смотреть фильмы с элементами жестокости и насилия.

9. Детей никогда не следует запугивать ради послушания. Воспитание страхом - наиболее частая и грубая ошибка воспитания.

10. Старайтесь воспитывать в детях уверенность в себе, оптимизм, самостоятельность. Гиперопека – частая причина развития неврозов у детей.

11. Научите детей делиться с вами своими негативными переживаниями, разрешите испытывать и негативные чувства (злость, обиду, отчаяние).

12. С проблемой детских страхов лучше справляются те родители, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с личностью ребенка.

Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:

• не заставляйте, а поощряйте;

• не ругайте, а хвалите;

• не осуждайте, а поясняйте;

• не сравнивайте, а гордитесь.

А если совсем коротко, то просто любите своего ребенка таким, каков он есть! Держите страхи у детей дошкольного возраста под своим контролем.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть)
Опубликовано: 10 января 2017 в 06:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД