Получи документы

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей

ольга голубенко
Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе

Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Живая природа

Средняя группа

1. Узнают и называют ли дети 3-4 вида домашних и диких животных и их детенышей, 3-4 вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, муху, пчелу, лягушку, животных уголка природы?

2. Знают ли части тела и их особенности?

Публикация «Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей» размещена в разделах

3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм?

4. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

5. Умеют ли устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных?

Методика диагностики

Беседа по картинкам:

1. Назови, кто это?

2. Найди детеныша и скажи, как его называют?

3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)

4. Где живет?

5. Что ест?

6. Кто кормит это животное (или где находит пищу!

7. Как передвигается?

8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, заяц прыгает и т. д. ?

9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)

10. Как догадался?

11. Что бывает с птицами зимой?

Дополнительные вопросы:

а) все ли остаются зимовать?

б) почему улетают скворцы, ласточки?

12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)’?

13. Почему они так зимуют?

Растения

1. Знают ли дети 3-4 вида комнатных растений (цветника, огорода, ярка, луга)

2. Знают ли их основные части (включая корень? Их особенности -величину, форму и др. признаки)

3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?

4. Связывают ли способы ухода с потребностью во влаге, свете, почвенном питании?

5. Относят ли растения к живым организмам?

6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растения и необходимостью ухода, между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений?

Методика диагностики

Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений: 1. Как называют это растение (или найди в уголке природы герань, бальзамин и т. д.)

2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

3. Почему так нужно делать?

4. Живые ли растения?

5. Почему так думаешь?

6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью?

7. Как догадался?

8. Почему зимой нет листьев на деревьях?

9. Почему летом все растения зеленые, цветут?

Организовать игру «Путаница». Выявить знания детьми частей растений, их расположения. В ходе игры задать вопросы :

1. Назови, что это (части растения).

2. Можно ли расположить их так (перепутать)

3. Почему нельзя расположить так части растения?

4. Сделай правильно.

5. Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

Старшая и подготовительная к школе группы

Животные

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные!

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?

7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной группы - «животные»).

Методика диагностики

Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка, дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам:

1. Кто это?

2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «жи-^отные» (для подготовительной к школе группы).

3. Найди модели к этим группам животных.

4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?

6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?

7. Почему это происходит?

Растения

1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

2. Знают ли органы растений и их функции?

3. Знают ли стадии развития и роста растений?

4. Знают ли их потребности?

5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?

6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

7. Относят ли растения к живым существам?

8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).

Методика диагностики

Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, кса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста «развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Беседа по картинкам:

1. Назови растение.

2. Где растет?

3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, (фасоль)

4. Что нужно делать, чтобы растение росло?

5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

6. Почему они любят много света, влаги?

7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

8. Почему это происходит?

Организовать игру «Путаница». Задания :

а) расположи части растения правильно;

б) почему части растения нужно расположить, именно так?

в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Неживая природа

Воздух

1. Знают ли дети, что такое воздух?

2. Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать)

3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, аквариум, лужа и т. п.)

4. Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха.)

5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т. д.)

6. Знают ли дети, чем мы его слышим?

7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т. д)

8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? -(Надувает паруса, вертит крылья мельницы и т. д.)

9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница)

10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего?

11. Умеют ли дети обнаруживать ветер?

12. Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер.)

13. Выяснить роль ветра в жизни растений.

14. Знают ли дети летающих животных?

Методика диагностики

Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Я и природа».)

Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают.) Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытни-ческой работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком - программа Н. Рыжовой, блок «Воздух»).

Организовать игру «Раздувайся, пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку: видно движение воздуха - это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, - значит мы можем «услышать» воздух.

А чем мы слышим? Воспитатель дает задание - закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг? Закроем уши. Что изменилось? Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире.

Беседа. Что загрязняет воздух?

Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух?

Вода

1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)

2. Знают ли дети, где встречается вода? (Вручейке, реке, озере, океане, море, кране.)

3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?

4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)

5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).

6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)

7. Знают ли дети, что растет в воде?

8. Знают ли дети, кто живет в воде?

9. Кому нужна вода?

10. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Методика диагностики

Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые - вода, белые - льды, снега)’, стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность, соломинки для коктейлей (вкус)’, сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие -нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).

Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений - что растет в воде.

Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах.)

Солнце

1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)

2. Знают ли планеты Солнечной системы?

3. Знают ли дети, что солнце - источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)

4. Знают ли особенности радуги?

5. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)

6. Знают ли дети, что солнце - источник тепла?

7. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?

8. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Методика диагностики

Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.

Камни, песок, глина

1. Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка!

4. Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

5. Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам?

Методика диагностики

Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы - посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

1. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля»).

2. Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя?

3. Какова их роль в формировании почвы?

4. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

6. Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями?

7. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики

Беседа с использованием пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы»; комплект «Одуванчик»; картины о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Времена года

Осень

1. Узнают ли дети на картинках осень, различают ли сезоны года?

2. Знают ли приметы осени? (Дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, приостанавливается рост растений, трава увядает, листья желтеют и опадают.)

3. Где убирают урожай? (В полях, на огородах, в садах.)

4. Куда исчезают насекомые, улетают перелетные птицы?

5. Как ведут себя зимующие птицы?

6. Какие звери впали в спячку?

7. Какие звери сделали запасы на зиму?

8. Какая связь между температурой воздуха и состоянием растений?

9. Как растения приспособляются к зиме?

Методика диагностики

Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Какое время года? Почему? Назови приметы осени. Что убирают на поле, огороде, в садах? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов, трав. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью? Что с ними происходит? Организовать игру «Времена года». Воспитатель читает стихотворение, дети должны показать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года. (Т. Болъшова «Учимся по сказке»).

Зима

Узнают ли дети на картинках зиму?

2. Знают ли о типичных зимних явлениях природы? (Короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно, земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла — они покрылись льдом.)

3. Каковы особенности существования растений зимой?

4. Образ жизни и поведение животных зимой ( лесные звери зимуют по-разному: одни - спят, другие - активные; о домашних животных заботятся люди).

5. Почему не видно насекомых? (Они спрятались.) Куда?

6. Какие птицы улетают, почему? Какие остаются? Что они делают?

7. Как ведут себя рыбы? (Дремлют, зарывшись в ил.) Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзла; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно — они изменяют образ жизни и поведение).

Методика диагностики

Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года.

Отбери картинки, где изображена зима. Назови приметы зимы. Что стало с растениями? Почему? Какие звери спят, какие активные? Как домашние животные чувствуют себя зимой? (Показ животных на картинках, рассказ о разном образе жизни - выборочно.) Почему животные меняют свой образ жизни и поведение зимой? Почему улетают птицы? Почему рыбы дремлют зимой, зарывшись в ил? (Подготовить картинки с пресноводными рыбами.) Предложить детям раскрасить иллюстрации «Природа зимой» (из альбома А. Плешкова «Оглянись вокруг»).

Весна

1. Умеют ли дети различать сезоны года?

2. Знают ли характерные признаки весны? (Увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, деревья и травы зеленеют, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы)

3. Какими видами труда заняты люди весной?

Методика диагностики

Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Найти картинки с весенней природой. Назови приметы весны. Что происходит с жизнью растений, животных весной? Почему это происходит? Предложить несколько мнемодорожек или мнемотаблиц о временах года, дети находят характерные признаки и их отличия. Поиграть с детьми в экологическую игру «Дед Мазай и зайцы». (Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», с. 34)

Лето

1. Узнают ли дети на картинках лето? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность?

2. Знают ли приметы лета? (Продолжительность дня, состояние погоды, растений, образ жизни животных, труд и отдых людей.)

Методика диагностики

Беседы с детьми по картинкам, изображающим типичные явления каждого сезона; использование календарей природы. Различают ли дети времена года? Узнают ли лето? По каким приметам? Какие работы выполняют люди летом? Какие любимые игры и занятия летом?

Организовать игру «Овощехранилище» (В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», с. 43)

Использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.

Публикации по теме:

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Игры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флагеИгры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флаге Предлагаю Вашему вниманию игры и игровые задания на закрепление знаний детей внешнего вида Российского флага, цветовой очередности. Для.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 19:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД