МААМ-картинки

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований

Наталья Доброслова
Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований

Разработала

Доброслова Наталья Сергеевна

Воспитатель первой категории

д. Соболево, 2017

Согласно ФГОС ДО перед каждым педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации встаёт вопрос создания эффективной предметно-игровой среды, стимулирующей развитие дошкольников и способствующей реализации условий для обеспечения различных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, творческой, художественной, театральной). Эмоционально комфортная, эстетически оформленная среда, должна выступать фактором, обуславливающим личностное совершенствование, возникновение новых увлечений, культурных потребностей каждого ребёнка, являться регулятором его поведения в целом.

Публикация «Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований» размещена в разделах

В разработанной модели игровой среды выделяются три блока:

• общий дизайн помещения (интерьер групповых комнат, эстетика оформления окружающей обстановки и т. д.);

• организация пространства жизнедеятельности детей включает функциональные зоны (центры) — направленные на создание условий, обеспечивающих целостное взаимосвязанное решение задач по всем направлениям развития детей;

• наличие игрушек, игр, предметов, методических пособий. Их набор отвечает эстетическим, педагогическим, гигиеническим требованиям

Модель игровой среды основывается на следующих направлениях преобразования игровой среды с учётом ФГОС ДО :

Первое направление — построение игровой среды с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Второе направление — создание игрового пространства, обеспечивающего образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности, в том числе и игровой. Реализация игровой деятельности обеспечивается — через создание условий для развертывания детьми самостоятельных творческих игр (режиссёрские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом и т. д.) и игр с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные).

Третье направление — создание игровой среды, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности, возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу.

Четвёртое направление — создание игрового пространства интегрированных видов деятельности детей.

Игровая среда, организованная в дошкольной образовательной организации, станет фактором активизации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста при следующих условиях:

• педагоги дошкольной организации осознают значение игровой среды как фактора развития самостоятельных форм игровой деятельности дошкольников, способны к ее организации с учетом инноваций;

• если организация игровой среды основана на принципах насыщенности, вариативности, полифункциональности, доступности, трансформируемости и безопасности, заявленных в ФГОС ДО;

• если содержание игровой среды соответствует возрастным возможностям детей, уровню развития их игровых умений, а также детским игровым интересам.

Игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Все части группового пространства должны иметь условные границы в зависимости от конкретных задач момента, для того, чтобы при необходимости можно было вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. С этой целью в группах созданы вместо традиционных игровых уголков развивающие центры:

«Центр творчества» — это определенная зона, где размещаются игровые средства для творческой активности. Это игровые материалы с отображением процессов создания произведений живописи, скульптуры, архитектуры; игровые наборы для «рисования» песком, для рукоделия и дизайнерских работ (шитье и вышивание, изготовление мягких игрушек – в старших группах).Это может быть и интерактивный стол, при помощи данного средства возможно одновременно, используя современное развивающее программное обеспечение, вести образовательную деятельность по всем пяти образовательным областям. Интерактивный стол можно использовать в разных возрастных группах, для рисования, аппликации и другой продуктивной деятельности, обучения грамоте, решения логических задач, организации игр, развивающих память и др. Интерактивный стол представляет собой симбиоз интерактивной поверхности, большого экрана и классического стола. Позволяет группе детей (до 6 чел.) одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные проекты. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного стола, а также просматривать графический и видео контент. Безопасен для детей и соответствует всем требованиям ФГОС ДО и СанПин.

Здесь можно для детей старших групп организовывать выставки народных игрушек, например, филимоновской, гжельской, дымковской росписи; творческую мастерскую «Лоскуток» (мастер-класс для детей по изготовлению тряпичных кукол, игрушек). Такой центр создаёт условия для возникновения игр по народным мотивам, способствует формированию познавательных способностей ребёнка не в отрыве от культурной ситуации его развития, а в контексте смыслового содержания жизни общества. Дети, играя, узнают историю и традиции народов, населяющих территорию России и это здорово!

«Центр самостоятельной деятельности детей». В этом центре необходимо создать условия для Сюжетная игра является главной и ведущей деятельностью дошкольника. Её основная особенность заключается в том, что ребёнок создаёт свой воображаемый мир и разыгрывает сюжет с реальными предметами в мнимой, воображаемой ситуации. Именно в этой деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В старшем дошкольном возрасте тематика игры у детей выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Поэтому для детей необходимо организовать игры, основанные на ознакомлении с профессиями такие как: «Фотоателье» - знакомит с профессией фотографа, «Полет космонавтов» - с космонавтом и астрономом, «Съёмочная площадка» знакомит с актером, режиссёром, журналистом. «Магазин бытовой техники» (Игровые сюжеты и действия : одни дети раскладывают товар, консультируют и продают бытовую технику, другие покупают, проводят презентацию новой техники; игровое оборудование : микроволновая печь, утюги, чайники, пылесосы, телевизор, ноутбуки, миксеры, стиральные машины - всё то, что можно использовать также и для игры «Семья», «Модный Дом» (Игровые сюжеты и действия : «клиенты» заказывают пошив одежды, работники принимают заказы, «шьют», проводят показ мод; игровое оборудование : журналы мод, образцы ткани, швейная машина, бумажные манекены, выкройки, цветная бумага, картон, «Автомастерская» (игровые сюжеты и действия : «клиенты» пригоняют в мастерскую машины, а автослесари осматривают машины и выявляют поломку; игрушечные наборы инструментов: тиски, молотки, гаечные ключи, отвёртки, костюмы).

Для организации сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с профессиями необходимо иметь в наличие костюмы и аксессуары к ним (основные и наиболее характерные профессии – полицейский, пожарный, доктор, спасатель, строитель и пр.). Использование индивидуальных костюмов, соответствующих конкретным профессиям, позволяет ребёнку вжиться в новый образ, примерить на себя выбранную профессию.

Также в центре должен быть кукольный театр и игры с перчаточными куклами, которые играют большую роль в организации игровой деятельности с детьми для развития мыслительных способностей, речи, нравственного и эстетического воспитания. Данная игровая форма способствует развитию эмоциональной сферы, развитию художественно-эстетического восприятия и патриотизма. Перчаточные куклы помогут инсценировать как знакомые сюжеты русских народных сказок, так и могут быть использованы на развивающих занятиях. Перчаточные куклы позволяют детям придумывать собственные сценарии.

Игрушки в центре необходимо регулярно дополнять и обновлять для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

«Центр конструирования». Конструирование – создание целого из отдельных элементов. Оснащение данного центра универсально. Для детей раннего возраста необходимы достаточно крупные детали – от 5-10 см, с простым соединением деталей, достаточно небольшого количества деталей, не более 20-30. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может использовать конструктор, как для игровой деятельности, так и для создания пространства игры, поэтому необходимо большое количество деталей и не ограничивающий замысел ребёнка материал, чтобы была возможность варьирования постройки. Поэтому в данном центре особое место должен занимать деревянный конструктор для строительства деревянных бревенчатых сооружений (дома, хозяйственные постройки, ограждения). Элементы конструктора надежно скрепляются с помощью замковой фиксации и позволяют строить различные конструкции, дополняя постройки окнами и дверьми. Комплект предназначен для, конструирования, развития пространственного и образного мышления, изучения народного и декоративно-прикладного искусства. Конструктор предполагает как индивидуальную, так и групповую творческую деятельность, что способствует выработке навыков работы в группе и социализации.

Конструктор пластиковый с подвижным креплением элементов позволяет конструировать бесконечное количество моделей, дополняя их такими элементами как колеса, дуги. Отличительной особенностью данного конструктора является возможность создания моделей, в том числе и ростовых, с подвижными частями (например, слона с двигающимися ушами, лапами). Безопасный, прочный пластик делает конструктор надежным и долговечным. В процессе конструирования происходит развитие мелкой и крупной моторики, пространственного воображения, логического мышления, выработка коммуникативных навыков в группе.

Трековый конструктор – мотивирующая познавательная игра, позволяющая сочетать навыки конструирования, воображения и пространственного мышления. Детали наборов конструкторов совместимы между собой и позволяют собирать модели как по приложенным к комплекту схемам, так и самостоятельно придумывать различные треки. Конструктор имеет несколько уровней сложности и включает такие элементы как «мертвая петля», «перепрыгивание через пропасть», «мельница» и другие. В процессе игры ребенок знакомится с простейшими физическими законами, развивает ловкость, усидчивость, наблюдательность, отрабатываются мелкая и крупная моторика, а также такие качества как терпение и целеустремленность.

«Центр двигательной активности». В старшем дошкольном возрасте двигательная компетентность становится самоценной и переходит на новый уровень благодаря развитию произвольности и соревновательной мотивации. Детям всё больше нравится «мериться силой и ловкостью», поэтому в центре нужны «индивидуально-групповые» игровые наборы, с которыми можно упражняться как самостоятельно, так и вдвоём-втроё м: серсо и другие кольцебросы, бильбоке, магнитный дарц, полусфера-балансир, мячи разного размера, кегли.

«Центр «Уголок уединения». Младшие дошкольники особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Граница уединения может быть условной. Для младших дошкольников подойдет даже стол, закрытый полупрозрачной тканью, уединившись там, ребёнок будет чувствовать себя в большей безопасности и покое.

Для старших дошкольников уголок уединения можно организовать за ширмочкой рядом с «центром творчества», чтобы ребенок смог уединившись подготовить выставку своих работ. В этом центре можно выделить место для хранения игрушек, принесённых ребенком из дома, разместить там фоторамки.

«Центр познавательно-исследовательской деятельности». Познавательно-исследовательская деятельность – важнейшая и неотъемлемая часть развития ребёнка. Она включает в себя следующие направления: предметную деятельность и экспериментирование, познавательные действия с наглядно-образным материалом (игрушками, дидактические игры. Игрушки для познавательно-исследовательской деятельности требуют от ребенка проявления собственной активности и наблюдения за результатом своих действий.

Младший дошкольный возраст. Составные игрушки (пирамидки, вкладыши, матрёшки, игрушки-каталки (уточка на колесиках и на палочке, игрушки-тренажеры (шнурование, забивание, наматывание, динамические игрушки (Акробат на лестнице, простой стационарный кугельбан с дорожками или опрокидывающимися чашечками (движущиеся элементы – шарики, большая юла-волчок, бычок, игрушки типа «ныряющий кит». Дидактические игры – они позволяют расширять круг представлений ребенка, развивать речь, образные представления. Это могут быть наборы картинок с изображениями бытовых предметов, знакомых животных и птиц, растений и плодов, геометрических фигур (лото «Покажи такой же», «Найди пару рукавичек»; тематические наборы карточек: «Мои игрушки»); серии картинок для выстраивания последовательности событий (4-6 элементов).

Средний дошкольный возраст. Игрушки с балансом типа «клюющие курочки», игрушки на планках типа «кузнецы», волчки, скачущая белка. В средней группе дидактические игры расширяются по своей тематике и усложняются по содержанию представленных предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации по разным основаниям, парные картинки, лото, магнитные игры на подбор целого из частей. Включение недостающего элемента в класс, серии сюжетных картинок для выстраивания событийной последовательности (5-6 единиц).

В старшем дошкольном возрасте игровой материал должен задавать необходимость сравнения, установления родовидовых отношений, наглядного моделирования пространственно-временных отношений. Это должны быть дидактические игры с картинками для иерархической классификации предметов, для выстраивания временных рядов (раньше – сейчас – потом, предметов в определенной последовательности по самым разным признакам (от самого быстрого к самому медленному (расположение животных, от тяжёлого к лёгкому (сравнение по весу различных тел, позволяющие упорядочивать сложные явления природного и социального мира. Из динамических игрушек, которые должны присутствовать в центре, можно выделить различные волчки, в том числе с магнитным эффектом, кубари, пропеллеры.

При планировании ассортимента для данного центра педагогам не стоит забывать о блоках Дьенеша, дидактических играх Б. П. Никитина, игровых наборов «Дары Фрёбеля», играх с палочками Кюизенера.

Для реализации данной разработки немаловажную роль играет количество игрушек и игрового оборудования : их должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в очереди», чтобы поиграть или позаниматься. Педагогу важно определить оптимальное количество пособий, исходя из количественного состава группы.

Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного игрового содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников будет свидетельствовать об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать сюжеты для игр, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций.

Таким образом, разработана модель игровой среды при помощи использования различных игровых материалов. Данная модель игрового пространства соответствует требованиям ФГОС ДО.

Список использованной литературы

1. Российский федеральный закон об образовании в РФ №273 / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ( дата обращения: 19.04.2017)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL : https://docviewer.yandex.ru. (дата обращения 17.04.2017)

3. Аверин С. А., Волосовец Т. В. Развивающая предметно-пространственная среда. Создание образовательных модулей «Модультеки» - библиотеки педагогических технологий для образовательных организаций, работающих с дошкольниками и младшими школьниками в соответствии с ФГОС // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. - № 5. – с. 157-159

4. Гладышева Н. Н., Чернова Л. В. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. – М. : Учитель, 2015. - 148 c.

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 34 с.

6. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

7. Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Часть 2: Детский сад – территория успеха. – Северск, 2015. – 70 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации по поддержанию дисциплины в группах детского сада» Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным.

Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах Настоящие методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах носят рекомендательный характер и помогут.

Методические рекомендации по применению социо-игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кутуликский детский сад №1 Методические рекомендации по использованию.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада»Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада» Психологическая работа включает не только коррекционную и развивающую, но и психопросветительскую, которая не маловажна и дает очень действенный.

Организация работы с детьми с учетом современных требований к сохранению и укреплению здоровья «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Правильная организация питания в группах (методические рекомендации) Организация правильного питания - огромная социально значимая задача в ДОУ. В этот процесс включены сотрудники ДОУ: педагоги, медицинские.

Презентация «Организация предметно-пространственной среды в группах с учетом ФГОС» Что такое предметно-развивающая среда?» (терминалогия) Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований
Опубликовано: 11 июня 2018 в 15:36
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД