Методические рекомендации к диагностике развития музыкальных способностей детей.

Ирина Самороднова
Методические рекомендации к диагностике развития музыкальных способностей детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают наличие системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Следовательно, образовательный процесс должен иметь диагностическую основу, чтобы удовлетворять образовательные потребности воспитанников.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей и составление объективного и информативного представления об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

Диагностические методики, согласно требованиям ФГТ, распределены по четырем направлениям. В одно из которых, под названием «Художественно-эстетическое развитие», входит образовательная область «Музыка».

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Решение этих задач в свою очередь реализуется с помощью следующих разделов:

• Слушание

• Пение

• Музыка и движения

• Игра на детских музыкальных инструментах

• Музыкально творчество (песенное, танцевальное, игровое)

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

Диагностика музыкальных способностей, проводимая в начале и конце учебного года, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Каждая способность оценивается по своим критериям по цветовому принципу оценок:

красный кружок - высокий уровень;

зеленый кружок - средний уровень;

синий кружок - низкий уровень;

черный кружок - критический уровень.

Уровень музыкального развития выводится на основе количества полученных уровневых оценок по принципу лидирующего цвета в разделах.

Результаты диагностики отражаются в:

• графике развития детей;

• сравнительной таблице результативности работы за определенный период;

По результатам диагностики пишется аналитическая справка, а в конце года самоанализ.

Критерии оценок уровня развития музыкальных способностей детей

Раздел «Слушание»

1. Сосредоточенность внимания. Эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера и инструмент, на котором оно исполняется

(выделенное – только для старшего возраста)

2. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец).

3. Просьба повторить или желание послушать любимое произведение.

4. Умение узнавать знакомое музыкальное произведение по фрагменту.

5. Умение высказываться о характере музыкального произведения, смене настроений в частях.

Раздел «Пение»

1. Владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни.

2. Умение петь в удобном диапазоне выразительно с музыкальным сопровождением, вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение, передавая характер песни, темповые и динамические особенности и без музыкального сопровождения (выделенное – только для старшего возраста)

Раздел «Музыка и движение»

1. Владение достаточным для своего возраста объемом движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Шаг с притопом, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке (выделенное – только для старшего возраста)

2. Умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

3. Умение самостоятельно реагировать на музыкальные фразы и части произведения сменой движений.

Раздел «Элементарное музицирование»

1. Знает названия инструментов, владеет навыками игры на них (деревянные ложки, погремушки, бубен, барабан, металлофон, треугольник, маракас) (выделенное – только для старшего возраста)

2. Умение играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

3. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских

музыкальных инструментах несложные песни и мелодии (только для

старшего возраста)

Раздел «Музыкальное творчество»

1. Творчество в пении: умение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.

2. Танцевально-игровое творчество: Умение эмоционально исполнять музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.)

Танцевально-игровое творчество: проявляет творческое воображение и фантазию в передаче различных игровых образов при инсценировании песен, хороводов, в театральных постановках и танцах (выделенное – только для старшего возраста)

3. Творчество в игре на ДМИ: проявляет фантазию в составлении ритмического аккомпанемента (только для старшего возраста).

Задания для проверки уровня музыкального развития детей.

Раздел «Слушание»

1. Сосредоточенность внимания. Эмоциональный отклик диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки – продолжительности внимания, моторно-двигательным реакциям.

2. Определение жанра прослушанного произведения (марш, песня, танец) диагностируется по ответу на вопрос педагога: «Что будем делать под эту музыку (марш, песня, танец? Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку или ответить на вопрос.

3. Интерес к музыке диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку.

4. Попросить ребенка узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску.

5. Попросить ребенка рассказать о содержании, характере музыки, смене настроений в частях произведений, а также вспомнить название исполненного произведения, которое хорошо знакомо ребенку.

Раздел «Пение»

1. Предложить ребенку спеть знакомую песню, обращая внимание на чистоту интонирования и правильное произнесение слов.

2. Предложить 2-3 детям спеть знакомую песню в удобном диапазоне с музыкальным сопровождением, обращая внимание на выразительность исполнения, слаженность в пении с другими детьми – начинать и заканчивать пение вместе.

Раздел «Музыка и движение»

1. Владение достаточным для своего возраста объемом движений диагностируется при постоянном наблюдении за детьми во время танцевальных движений.

2. Предложить ребенку эмоционально-выразительно передать в движениях характер музыкального произведения: «Пожалуйста, превра -

тись в медведя и спляши, как он, вот под эту музыку. Только послу-

шай ее сначала».

3. Умение самостоятельно реагировать на музыкальные фразы и части

произведения сменой движений диагностируется при постоянном

наблюдении за детьми во время танцев. Или индивидуально показать ребенку какие-то движения (ходьба, бег, прыжки и т. д.) и при

выполнении их под музыку менять, если смениться ритм.

Раздел «Элементарное музицирование»

1. Попросить ребенка назвать инструменты, показав картинки или инструменты. Предложить поиграть на них и посмотреть как владеет навыками игры на них (деревянные ложки, погремушки, бубен,

барабан, металлофон, треугольник, маракас) (выделенное – только для

старшего возраста)

2. Предложить ребенку поиграть на металлофоне простейшие мелодии на

одном звуке.

3. Понаблюдать за ребенком как он исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии (только для старшего возраста)

Раздел «Музыкальное творчество»

Творческие способности диагностируются по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах деятельности – пении, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах.

Уровневые оценки:

Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самосто-ятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выра-зительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Общий уровень музыкального развития выводится на основе количества полученных уровневых оценок по итоговым критериям по принципу лидирующего цвета.

Литература:

1. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».

Авторская программа и методические рекомендации.

2. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»

3. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» МОСКВА М03АИКА-СИНТЕЗ 2010

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Методические рекомендации к диагностике развития музыкальных способностей детей.
Опубликовано: 14 декабря 2012 в 19:38
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...