МААМ-картинки

Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала» (2 фото)

Могильникова Людмила
Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала»

В данной разработке в форме методических рекомендаций для педагогов

ДОУ и родителей представлен опыт работы с использованием техники

«Магическая мандала».

В нашем ДОУ особое внимание уделяется работе, направленной

на сохранение и укрепление здоровья ребенка, поэтому тему моего самообразования, я выбрала «Магическая мандала». Данная арт-терапевтическая техника используется в работе с детьми дошкольного возраста, применяя технологии, способствующие сохранению и укреплению физического, психического и социального благополучия детей.

Публикация «Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники „Магическая мандала“» размещена в разделах

В практике работы я использую несколько видов арт-терапии :

- рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

- музыкотерапия;

- пластикотерапия;

- цветотерапия.

Совсем недавно я заинтересовалась искусством создания и раскрашивания

мандалы - древним инструментом лечения как взрослого, так и ребёнка, и

решила это использовать в качестве арт-терапевтической техники в работе по

оздоровлению детей и педагогов ДОУ.

Цель: Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

1. Вызвать интерес работающих с детьми педагогов к использованию такой арт-терапевтической техники, как «магическая мандала».

2. Расширить диапазон методов профилактики и коррекции эмоциональной

сферы деятельности за счет использования арт-терапевтической техники

«магическая мандала».

3. Способствовать сохранению психического здоровья детей, развитию

творчества, коммуникативных и рефлексивных умений детей,

произвольности поведения.

Приобретаемые навыки детей:

1. Развитие мелкой моторики рук

2. Воспитание аккуратности

3. Развитие коммуникативных навыков

4. Навыки работы разными художественными материалами

5 Умение доводить дело до конца

Используемое оборудование :

Мольберты, конторки в группах, навесные доски, разнообразный

художественный материал (краски, карандаши, пастель, глеевые ручки,

кисти, восковые мелки, масляные карандаши, пластилин, кисти и т. д., соль,

природный материал (песок, камушки, ракушки, засушенные листья и т. д)

бусы, ленты, бумага, картон, мозаика. Распечатанный материал с образцами

мандал для раскрашивания. Фоторепродукции мандал в природе, в

изобразительном искусстве и т. д.

Организация работы на занятии

Рекомендации в работе с детьми при применении арт-терапевтической

техники «Магическая мандала» :

1. Предложить детям весь набор мандал.

2. Предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать мандалу.

3. В случае затруднения, когда ребёнок задает дополнительные вопросы,

повторить инструкцию.

4. На одном занятии организовать работу ребенка только с одной

мандалой.

5. Использовать музыкальное сопровождение (спокойная музыка) .

6. Предоставить самостоятельный выбор художественных и других

материалов для работы с мандалой.

7. В случае пресыщения работой, ограничить процесс разукрашивания по

времени.

8. После разукрашивания или украшения мандалы предложить ребенку

рассказать о своих чувствах, переживаний по поводу работы над

мандалой и его отношении к результату.

9. Предложить ребенку дать название мандале.

Методические рекомендации по использованию арт-

терапевтической техники «Магическая мандала» для

профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ и

в оздоровительной работе с детьми.

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем

возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияния

на отдельную личность. Вспомним, как тесно было спаяно когда-то

искусство со всеми сторонами жизни человека. Ни одно значимое событие,

будь то война или охота, праздник или бедствие, болезнь, рождение или

смерть не обходилось без музыки и танцев, тела людей, предметы и стены

разрисовывались специальными изображениями.

Наиболее известной формой священного искусства

является Мандала.

Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее

симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром.

Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек интуитивно воспринимает гармонию, внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать

много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного

состояния души и тела. Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если

весело — другой.

Мандалы - это нечто большее, чем просто рисунки. Мандалы могут быть в виде огромных стен или в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на

бумаге, ткани, вышить цветными нитками или бисером, создать их песка и

зёрен риса. Геометрически мандала происходит от окружности, квадрата или

треугольника.

Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, эмоциональном расстройстве, тревожности как взрослого, так и ребёнка. Поэтому рекомендую использовать искусство созерцания раскрашивания мандалы, как изотерапевтическое средство для сохранения и укрепления психического здоровья и социального благополучия педагога и ребёнка в ДОУ.

Мандала рекомендуется для взрослых любого возраста и детей от 3-х лет.

КАК СОЗДАТЬ СВОЮ МАНДАЛУ.

1 .Нарисуйте круг диаметром 15-18 см.

2 С помощью транспортира отметьте все точки,

состоящие друг от друга на тридцать градусов, а затем разделите круг на

двенадцать равных частей. (Вы можете поделить круг на большее или

меньшее число частей, но не менее 7)

3. Карандашами, красками или фломастерами закрасьте каждый сектор.

Вспомните, как процесс рисования привлекал вас в детстве и насладитесь

процессом.

4. Обратите внимание на то, что вы чувствуете, закрашивая каждый сектор.

Как вы относитесь к тому или иному цвету? Как воспринимается цвет потом,

когда закрашены соседние участки? Какой цвет нравится больше, какой

меньше? Какой совсем не нравится? Все ваши ощущения могут быть ключами при создании вашей мандалы для решения какой-то задачи.

5. Попробуйте сделать еще одну мандалу, изменив порядок цветов в круге и

проследив за своими ощущениями.

6. А теперь сделайте зубчатое колесо. Зубцы можно сделать куполообразными, или ромбообразными, как вам больше нравится. Закрашивайте и следите, как меняется ваше ощущение цветов при закрашивании колеса.

Когда вы будете экспериментировать, раскрашивая цветовое колесо, вы

наверняка поймёте, что конкретно для вас значит тот или иной цвет.

Начиная создавать свою мандалу, руководствуйтесь прежде всего значением цветов именно для вас. Ведь она работает лучше всего, когда создана лично вами.

Итак. Сначала определитесь, для какой цели вы создаете свою мандалу.

Что вы хотите от нее получить? Может быть, вы хотите улучшить свое

здоровье? Тогда определитесь, какой орган вас больше всего беспокоит, и с

какими цветами у вас ассоциируется здоровый, хорошо работающий орган.

Сердце, например, может быть и красного, и зеленого, и голубого цветов, в зависимости от вашего самочувствия в конкретный момент. Не беспокойтесь, вы не выберете цвет, который вам навредит. Ваш организм подскажет вам, что для вас в данный момент нужнее всего. Или может быть, вы хотите улучшить свое финансовое состояние? Тогда определитесь, какого цвета

ваше благополучие.

Когда ты раскрашиваешь мандалу, ты становишься спокойнее.

Могут использоваться кроме красок различные природные материалы, крупы

Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала»
Фото «Магическая мандала»

Методические рекомендации по использованию

арт-терапевтической техники «Магическая мандала»

в оздоровительной работе ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо,что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиватьсяможет помочь раскрашивание мандал.

Цель данной техники - развитие творческих способностей,

профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь

детей к активной продуктивно-познавательной деятельности

способствующей формированию психических процессов; создание условий

для эмоционального благополучия ребёнка.

Мандалы повышают концентрацию у детей. Очень нервные дети

успокаиваются, рисуя мандалы.

Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой

работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми.

В большинстве случаев рисование может иметь профилактическое

действие, так как с его помощью у детей появляется осознанность

относительно самих себя и они с легкостью могут преодолеть возрастные

этапы.

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые

подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят

глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного

расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи

(прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний) постепенно

исчезают и преобразуются.

Арт-терапевтическую технику «Магическая мандала» можно использовать

с детьми от 3-х до 7 лет:

- в кружковой работе;

- как фрагмент какой-либо непосредственно образовательной деятельности;

- в коррекционно-развивающей работе.

Рекомендации по использованию арт-терапевтической техники

«Магическая мандала» при работе с детьми:

1. прежде всего, что первый шаг- это нарисовать мандалу, не думая о

значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы;

2. мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую

заполняем нашими чувствами, нашим состоянием в данный момент;

3. после завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией

цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков;(педагог-психолог)

4. очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он

чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится,

есть ли желание что-либо изменить.

Рекомендации по использованию мандалы как средства

для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило:

ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу

сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать

самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания.

Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок

должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет

нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к

середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от

середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике

нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как

правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания.

Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации

внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие

ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без

его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии

ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.

Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

• придумать ей название,

• подобрать для нее фон,

• вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с

целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое

творчество.

Таким образом, процесс создания и раскрашивания мандалы -

увлекательная игра для ребёнка, которая способствует не только

приобретению уверенности в себе, развитию творческих способностей, но и

обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению

желания снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и

вдохновляет.

Из вышеизложенного следует отметить, что арт-терпия как метод,

используемый в коррекционных и развивающих целях, остается доступным и

эффективным в современных технологиях при построении воспитательно-

образовательного процесса, при работе по оздоровлению

детей, способствующий сохранению и укреплению физического,

психического и социального благополучия детей.

Цель работы при разукрашивании мандалы :

• развитие творчества;

• развитие произвольности поведения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

• воспитание аккуратности;

• активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему

можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Методические рекомендации по использованию

арттерапевтической техники «Магическая мандала»

в оздоровительной работе ДОУ

(для родителей)

Довольно часто мы оказываемся в ситуациях, когда не знаем, что

предпринять. Вы безуспешно просите ребенка не мешать вам готовиться к

приходу гостей или ведете его, плачущего, к стоматологу; «ломаете голову»

над тем, как успокоить не в меру обидчивую дочь; не можете утихомирить

гиперактивного сына… Попросите его раскрасить особый узор в круге

(мандалу). Это не просто геометрический рисунок, как может показаться на

первый взгляд. Это своего рода древняя духовная традиция. В мандале

заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с

миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне

успокаивается, сосредотачивается и “заряжается” положительной энергией.

Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда

не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела. Если

грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело – совершенно другой.

Мандалы - это символические, достаточно сложные рисунки, которые

несут в себе определенную информационную нагрузку, зашифрованную в

форме и цвете. Некоторые исследователи утверждают, что формы мандал проявляется в природе на уровне атомов, в снежинках, соцветиях, орбитах планет и даже галактик, то есть везде как в микро, так и в макромире.

Вглядываясь в подобные рисунки, невольно поддаешься их магии, где

повторяемая фрагментарность и симметрия частей рождает ощущение

гармонии,целостности и завершенности.

Это очень хороший и несложный способ решить или

откорректировать многие проблемы.

Терапевтический эффект мандалы может быть использован как

средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании,

эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка.

Дайте раскрасить картинку-мандалу ребёнку, а может быть Вы и

сами захотите её раскрасить или вышить.

Экспериментируйте с красками, ведь одну и ту же мандалу можно

раскрашивать по разному.

Раскрашивание этих образов — хорошее занятие для детей. Оно успокаивает

во время волнения и тревоги, периодов скуки, ограничения свободы или

путешествия. Используется как способ общения с детьми-аутистами, с

гиперактивными детьми и детьми, имеющими проблемы в обучении. Дайте

мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не знает, чем заняться, или не может успокоиться или сосредоточиться. Результат вас не разочарует.

Рекомендации по рассматриванию и раскрашиванию мандал с ребёнком

• результат будет эффектным, порадует ребенка и устроит вас (и нас, если выдадите малышу настоящую кисточку — беличью или колонковую (№ 3, 5)

и хорошие гуашевые краски, разведя их в маленьких крышечках до густоты

сметаны; для первой пробы дайте ребенку одну краску, покажите, как

насыщать ворс краской и промывать кисточку, но уже со второго-третьего

рисунка увеличивайте количество цветов до 3—5, чтобы у ребенка был его

величество случай, т. е. свободный выбор;

• не рисуйте за ребенка, все равно у вас не получится так же

непосредственно, задорно и необычно; разве что пару линий или

пятнышек вы можете нанести вместе с ним «рука в руке», чтобы он почув-

ствовал себя увереннее;

• перед началом работы несколько раз плавными движениями руки в

воздухе;

• обведите орнаменты, показывая малышу направление движения

кисточки;

• попробуйте усовершенствовать и разнообразить технику рисования;

•поддерживайте и поощряйте ребенка, пока он рисует.

Постарайтесь сохранить «для семейной истории» все моменты: как зовут

малыша (ласковые прозвища, сколько ему лет и месяцев, что он выбрал для

рисования, как начал раскрашивать (сам или с вами, при вашей поддержке);

ваши находки для включения ребенка в творчество (слова, игровые моменты,

соучастие); какие цвета ребенку нравятся; что он придумывает и говорит во

время и после рисования; что ему нравится и что не нравится; что легко и что

трудно; сколько времени он рисует с удовольствием; какие образы выбирает;

что делает со своими картинками; что удивило и поразило вас; что осталось

непонятным.

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс

сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу,

поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит

началом замечательной семейной традиции

1 этап. Подготовка

Будет здорово если соберется вся семья — это прекрасная возможность

показать ребенку его значимость в семье и то, что взрослых интересуют его

дела. Заранее подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы

(гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8,

белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или

большая тарелка, и можно отправляться в путь.

Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см. учтите. что

маленьким детям с их ручной неумелостью, необходима помощь.

Желательно при этом именно оказать помощь (рисовать круг корректируя

действия руки ребенка, а не сделать работу за ребенка.

2 этап. Настройка

Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический

настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо

«погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать различные

методы релаксации (длительной или краткосрочной). Обрести необходимый

настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.

Зажигаются свечи и вся семья, вместе с малышом уютно располагается

прямо полу, чтобы релаксация была более глубокой.

На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и

психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать

с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в

волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и

представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место

только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого места

и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха,

еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз оглядись

вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно

всмотрись в то, какие образы, какие цвета или картины у тебя возникают.

Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза и мы попробуем нарисовать

все, что увидели в круге, который заранее приготовили».

Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется

больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует,

что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет,

оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.

3 этап. Создание мандалы

Теперь ребенок берет лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько садится

за стол. Предложите ему выбрать самую красивую краску и нарисовать в

центре подготовленного круга все что захочется. При этом периодически

можно советовать ребенку менять цвет и продолжать работу, продвигаясь от

центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно

останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что-то за пределами

круга, пусть рисует.

Рассмотрим рекомендации для взрослых, которые необходимо учитывать,

если вы принимаете участие в создании мандалы :

- не разговаривайте друг с другом во время работы, тем более на бытовые

темы. Только в исключительных случаях вы можете шепотом что-то

спросить и ответить;

- максимально расслабьтесь, пусть рука сама двигается по кругу, сама берет

«понравившиеся» ей цвета;

- действуйте интуитивно, создавайте шедевр не искусственно, а «душой».

Здесь намного важнее сделать искренний рисунок, отражающий ваш

внутренний мир. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала,

тем больший эффект вы ощутите.

На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому

когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите

фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату. Можно вместе с ребенком

придумать название мандалы и подписать рисунок.

4 этап. Описание мандалы

Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут

важно мнение ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет

интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что

это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При

словесном описании. когда малыш вербализует рисунок, он учится точно

передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в

словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию

связи между правым и левым полушариями головного мозга.

Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ

на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале.

Слушайте историю ребенка спокойно и заинтересованно, воздерживайтесь от

каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

5. Завершение работы

Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив

гореть свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь

друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка

прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите

малыша, как менялось его настроение в процессе создания мандалы : от

подготовительного — до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу

выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы

еще сказать и спросить?

А еще вместе с ребенком можно создать игрушку-мандалу.

Сплетите мандалу вместе с ребёнком

Плести мандалы вместе с детьми - полезное и увлекательное занятие.

Делаются мандалы быстро и легко. Ими можно украсить стену в гостиной

или детской.

К тому же, это дешево, особенно, если дома завалялись старые клубки

шерсти и разного рода украшения – бусины, пуговицы или что-то похожее.

Вам понадобятся:

• 2 палочки от мороженого,

• пряжа разных цветов,

• ножницы,

• клей, например, ПВА.

Совет: если нет палочек от мороженого, можно заменить их любыми

прутиками или старыми цветными карандашами. Подойдут ветки ивы,

березы и других лиственных. Веселым ярким украшением на новогодней

елке станут маленькие мандалы, их можно сделать из обычных зубочисток и

толстых ниток. Однако, для маленьких детских ручек подойдут плоские

палочки и толстая пряжа.

Как плести мандалу

1. Склейте палочки посередине крест-накрест.

Подсушите место склеивания (так ребенку будет легче плести).

2. Для удобства можете разметить палочки цифрами от 1 до 4.

3. Намотайте пряжу на 1-ую палочку 2 раза, чтобы нить пережала сама себя.

Затем таким же образом наматывайте пряжу по кругу на каждую из палочек.

Замечая цифры, ребенок будет лучше понимать, что делает.

Совет: в самом начала намотайте пряжу крест-накрест несколько раз (это в

центре, чтобы серединка не оказалась голой.

4. Наматывайте пряжу раз вокруг 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой палочек и т. д., пока не

сложится рисунок первого "слоя" глаза.

5. Завяжите нить узелком на тыльной стороне, обрежьте нить и начните

наматывать новую, другого цвета. Таким же образом можно намотать еще

несколько цветов.

Совет: Новую нить начинать стоит уже с другой палочки, чтобы кончики

старой и новой не мешали друг другу. Потом оба кончика нужно обрезать.

Заканчивать наматывание нити нового цвета желательно на той же палочке, с

которой вы ее начинали.

Вот как выглядит весь процесс наматывания пряжи в целом.

6. Намотав нужное количество цветных слоев, украсьте вашу мандалу тем,

что имеется под рукой или заранее заготовленными украшениями.

Совет: Также можно добавить перышки, бисер, кисточки,пуговицы, семена илижелуди, колокольчики, пайетки или другие украшения. Радуйте себя и детишек на здоровье!

Публикации по теме:

«Воздух-волшебник». Презентация и методические рекомендации по использованию Предметная область: Познавательное развитие. Мероприятие, в рамках которого будет использоваться презентация: НОД по познавательному развитию.

Методические рекомендации «Некоторые особенности техники фортепианной игры» Методическая статья: «Некоторые особенности техники фортепианной игры». Йожеф Гат- прогрессивный деятель музыкальной культуры говорил: «Главная.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. 1. Методика Льва Толстого по обучению чтению. Используя.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2.9. Методика Л. Китаева и М. Трунова- методика воспитания.

Методические рекомендации по использованию альбома «Весна» Методические рекомендации по использованию альбома: «Весна». Данное дидактическое пособие рекомендуется использовать во всех возрастных.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей. Игровая деятельность является ведущим.

Методические рекомендации по ПДД Методические рекомендации. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному.

Методические рекомендации по вокалу ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ Часть I (составлено на основе вокального опыта педагогов-практиков) Очень важным для правильной.

Рекомендации по использованию «Мате+»Рекомендации по использованию «Мате+» Уважаемые взрослые! Ваши дети осваивают мир, такой для них новый и увлекательный! Они исследуют природу и технику, каждый день совершают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала»
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 11:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД