Татьяна Белова
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ
"Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ"
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленка» Белова Т. В.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования (область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).
Публикация «Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;
- расширение опыта ориентировки в окружающем;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.)
Методические рекомендации по организация познавательно- практической (экспериментальной) деятельности в учреждении дошкольного образования.
В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трё х основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
• развитие первичных естественнонаучных представлений,
• наблюдательности,
• любознательности,
• активности,
• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. (экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
• Познавательные книги
• Атласы
• Тематические альбомы
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
• Алгоритмы выполнения опытов
• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
• Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла
• весы, безмен
• песочные, механические часы,
• компас,
• магниты;
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
Компонент стимулирующий
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
• шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Содержание уголка экспериментальной деятельности
в младшей группе
Книги познавательного характера для младшего возраста;
Тематические альбомы;
Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;
Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами;
Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
Вертушки для игр с ветром;
Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
Природный материал (все крупное, семена, гербарий осенних листьев);
Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).
Содержание уголка экспериментальной деятельности
в средней группе
Книги познавательного характера для среднего возраста;
Тематические альбомы;
Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
Мини – музеи («Камни», «Чудеса из стекла» и др.);
Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;
Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;
Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);
Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
Вертушки для игр с ветром;
Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);
Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).
Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Тематические альбомы;
Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);
Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- ступки, пестики для растирания веществ;
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;
Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
Различные часы (песочные, механические);
Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);
Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
Вертушки для игр с ветром;
Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Содержание уголка познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе
Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
Картотека опытов;
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
Блокноты для фиксации результатов опытов;
Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Тематические альбомы;
Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
Мини – музеи («Изделия из камня», «Часы бывают разные», «Магниты» и др.);
Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- ступки, пестики для растирания веществ;
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, копировальная бумага, разного цвета;
Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
Различные часы (песочные, механические);
Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы – безмен, бинокль, компас, микроскоп, горелка);
Различные часы (песочные, механические);
Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
Вертушки для игр с ветром;
Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
Печатки из пробок, поролона, свечи;
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.