Папки-передвижки

Детский туризм. Конспект занятия по физическому воспитанию «Привалы и ночлег. Требования к биваку» (1 фото)

Елена Ивановна Рогачева
Детский туризм. Конспект занятия по физическому воспитанию «Привалы и ночлег. Требования к биваку»

Детский туризм. Конспект занятия по физическому воспитанию «Привалы и ночлег. Требования к биваку»

Методические рекомендации по проведению занятий на тему :

"Привалы и ночлег. Требования к биваку"

РАЗРАБОТАЛА: учитель физической культуры

Рогачева Елена Ивановна

Задачи занятия :

- сформировать представление о привалах и ночлеге. Требования к биваку меры безопасности.

Публикация «Детский туризм, Конспект занятия по физическому воспитанию „Привалы и ночлег, Требования к биваку“» размещена в разделах

- способствовать развитию логического, аналитического мышления, умения принимать правильные решения;

- формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принятое решение.

Оборудование: дидактические карточки, демонстрационный материал,палатка, котелок, связка хвороста, мел,

Тип занятия : Практические занятия.

Литература:. 1 Кравченко И. А., Малеева И. А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

2. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

3. Рыжавский Г. Я. ,- «Биваки», - М. ; ЦДЮТ, 1985 г.

4. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г

Ход ЗАНЯТИЯ.

Содержание занятия

1. Подготовительная часть:

Учащиеся делятся на две команды и занимают места на скамейках.

Объявить тему занятий. Подготовить методические материал. (5мин)

2. Изложение нового материала:

Здравствуйте. Сегодня у нас с Вами очень интересная и нужная всем туристам тема : «Привалы и ночлег. Требования к биваку»

Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ. Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос: Что такое бивуак?

Ответ: После долгого перехода, каждому туристу нужен хороший отдых. Место где участники похода отдыхают, питаются, спят, а также набираются сил, называется туристическим биваком. Он укроет вас от плохой погоды и даст возможность посидеть у костра. За продолжительностью биваков их разделяют на такие виды: малый и обеденный привал, дневка и ночлег.

Главное правило в организации бивака - это правильный выбор места. Не менее важно в этом деле защитить бивуак от плохой погоды, правильно подготовить площадку для палатки и развести костер.

Вопрос: Давайте вспомним, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака?

Ответ: за 2-3 часа

Место стоянки выбирается заранее. Отметив его на карте. А далее, непосредственно ориентируются уже на местности.

Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака?

Ответ: Да, существуют.

А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться.

Правильные места для привала

1. Малый привал.

Для этого вида бивака хороши ровные, сухие площадки, например поляны, обочины или опушки. Отлично, если рядом найдется источник, откуда можно принести питьевой воды.

Лесная полоса отлично защитит место отдыха от сильного ветра. Если рядом нет деревьев, то подойдут и заросли кустарника, и береговые откосы. Нельзя забывать о наличии насекомых - обращайте на это внимание. Летом привал лучше делать в тени, а вот зимой останавливайтесь на местах, которые освещены солнцем.

2. Обеденный бивак, дневка и ночлег.

Хорошим местом для дневки или ночлега будет ровная площадка для размещения палаток, вблизи обязательно наличие водоема (река, озеро) и сухого хвороста для топлива.

3. Зимой выбирая место для ночлега, обратите внимание на наличие хорошего топлива. В это время года в качестве питьевой воды можно использовать снег, достаточно просто растопить его на огне.

4. Летом лучше остановится возле реки, недалеко от деревни. В этом случаи участок для лагеря лучше выбрать немного выше по течению от поселения, бродов и водопоев. Выбирайте места где у реки песчаное дно, удобный спуск и спокойная поверхность.

5. Выбирая участок для ночевки, учитывайте время освещение этого места солнцем. В таком случаи, отлично подойдет восточная сторона берега реки или склона холма. Такой выбор обеспечит быстрое просыхание палатки и росы на траве.

6. Если маршрут проходит в лесопарковых или охраняемых природных зонах, лагерь можно разбивать исключительно в местах, которые специально для этого отведены.

Условия безопасности для места привала и ночевки.

Планируя разбить стоянку в горных районах важно учитывать особенность погоды и рельефа. Чтобы избежать оползней, лавин, камнепадов, селей не останавливайтесь под карнизами, у подножия скал или в лавиноопасных кулуарах.

При виде грозы не стоит выбирать места на вершинах холмов, гребнях или перевалах, чтобы обезопасить себя от поражения молнии.

Во избежание пожара нельзя разбивать туристическую стоянку на участках с сухими кустарниками или в чаще хвойного леса. Помните про внезапную перемену погоды, удар молнии или налетевший шквал может повалить гнилые деревья, также это касается и подрубленных деревьев.

Давайте немного поиграем где можно разбить бивак. «Верно, ли?»

Ответы – учащихся,

педагог обобщает ответы

Текст выведен через проектор на экран. И роздан в письменном виде (4 шт.)- на группы. 2-3 мин. на изучения содержания текста.

На доске заранее начерчено верно, не верно. Учащиеся параллельно с педагогом фиксируют запись в тетрадь.

Неверно,Верно.

- в близи населенных пунктов, промышленных предприятий, вблизи ЛЭП.

- вблизи источника с проточной водой (рек,родников) но не на затопляемых местах

- внизу по течению реки от населенного пункта

- наличие сухостойных деревьев

-одиноко стоящих высоких деревьев (особенно дубов и каштанов).

- в лесу месте хорошо продуваемым ветром летом и защищённым от ветра зимой

- лучше не ставить с северной и восточной стороны опушки

- палатки ставить с восточной стороны опушки – с утра хорошо освещается солнцем

- в понижениях, руслах высохших рек

- сначала выбор места костра, а потом место для палаток (4-5 м. от костра).

- водоёмов со стоячей водой

- нельзя вблизи высоких подгнивших деревьев

-место бивака должно быть ровным,сухим, красивым

А теперь давайте, под итожим все сказанное и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака. Как вы думаете?

Основные требования к месту бивака.

1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?

Да. Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.

Но самый главный закон, который действует при выборе места бивака, я вам еще не сказала.

Даже следуя всем приведенным советам, нужно во избежание недоразумений и обид помнить, что стремление к лучшей стоянке будет преследовать вас всю туристскую жизнь, но идеала достичь почти невозможно. Дело в том, что при выборе стоянки действует несколько открытых опытными туристами абсолютных законов. Основной закон стоянки суров и прост, как суровы и просты все законы природы: лучшая стоянка - в пятистах метрах.

Есть еще несколько второстепенных законов, которыми также нельзя пренебречь. Первый из них закон «Полседьмого», который означает, что лучшая стоянка попадается в полседьмого вечера.

Закон имеет еще два вывода:

- стоянка, которая попадается в полвосьмого, будет немного хуже, а после половины девятого стоянки исчезают вовсе!

Вот такие практические законы, абсолютно верные и не раз проверенные мной лично. Советую их запомнить и применять их в походах.

Надеюсь, вы теперь представляете, как выбрать необходимое место для бивака.

Вопрос: А что мы должны делать, для того чтобы обеспечить себе все необходимые условия? Какие условия?

Ответ: - необходимо место для ночлега;

- приготовить пищу;

- обогреться.

Да, совершенно верно.

Нам необходимо :

1. Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева,сложив их на раст. 5-6м. от костра.

2. Обеспечить наличие воды.

3. Установить палатки компактно входом к костру на раст. 5-6м.

4. Развести костер.

5. Оборудовать место возле костра для приема пищи.

6. Приготовить пищу.

Вопрос: Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

Ответ: Желательно все бивачные работы проводить параллельно.

Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т. е. участники проходят полный курс обучения.

При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1,5 до 2 часов.

Вопрос: Если на биваке мало сухостоя и валежника, как вы поступите?

Ответ: Направите больше людей на заготовку дров.

Вопрос: А если надвигается дождь?

Ответ: Да, в первую очередь надо поставить палатки.

У опытных туристов есть такое правило – «Нет работы, найди ее»!

В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят.

Вопрос: Что готовят дежурные?

Ответ: Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны», а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.

Вопрос: С чего по вашему нужно начинать снятие лагеря?

Ответ? В начале сбор личных рюкзаков.

палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно. Складывают в рюкзак.

Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей

Остатки дров аккуратно складывают под деревом.

Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой.

Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. Этот неприличный закон должен, соблюдаться без исключений, что сохранит не только природу, но и нашу нравственность, нашу мораль, наши души.

Перед вами лежит ряд предметов.

Ответьте мне на следующий вопрос. Что это?

Ответ: - палатка, котелок, тренога, хворост, мел.

Вопрос: Что их объединяет?

Ответ: Это то, что нужно для разбития бивака.

место.

Итак. Давайте разделимся на 2 команды и попробуем установить лагерь. Мелом мы обозначим реку и её направление. А также обозначим населенный пункт (можно выложить природным материалом).

Ваша задача: Правильно расположить палатку, дрова и костёр относительно населенного пункта и направления реки.

На поляне лежат предметы:

- палатка

- тренога

- кателок

- хворост

- мел

Каждая команда проверяет работу других. Расстояние от палатки до костра, дров.

3. Закрепление материала.

Да, я вижу, что вы усвоили основные моменты нашей темы. Но чтобы закрепить знания ещё глубже предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать каждой команде по очереди вопросы, вы должны ответить «Верно или не верно» высказывание.

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8. Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14. Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать сухое горючее, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+) Карточка с вопросами

4. Подведение итогов.

Сегодня Вы большие молодцы. Цели поставленные на уроке я считаю мы достигли. Очень важно не только усвоить материал, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет

Ученики на пришкольном участке пробуют отработать на практике

Публикации по теме:

Конспект занятия по физическому воспитанию «Что может наше тело» (старшая группа) .

Конспект игрового занятия по физическому воспитанию в первой младшей группе Тема: «В гости к Мишке». Цель: закрепить умение ходить и бегать по кругу, не наталкиваясь друг на друга с согласованными, свободными движениями.

Конспект занятия игрового типа по физическому воспитанию в старшей группе Цель:упражнять в метании мяча в кольцо,соразмеряя силу броска с расстоянием. Закреплять умение лазать по гимнастической стенке удобным способом.

Конспект занятия по физическому воспитанию в образовательной области «Здоровье» Конспект занятия по физическому воспитанию в образовательной области «Здоровье» в старшей русской группе «Капельки»Программные задачи: 1.

Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Муниципального образования Иркутской области Опыт работы.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по физическому воспитанию «В гости к мишке» Открытое занятие в первой младшей группе " В гости к мишке" Цель: Учить детей выполнять основные движения, упражнять в ходьбе и беге за.

Презентация «Детский сад и туризм» СОДЕРЖАНИЕ: 1. История детского туризма в России 2. Детский туризм на современном этапе 3. Виды детского туризма 4. Детский туризм в ДОУ.

Проект по физическому воспитанию в детском саду «За здоровьем в детский сад» Проект по физическому воспитанию в детском саду "За здоровьем в детский сад" Проект по физическому воспитанию в МАДОУ Березнецовском д/с.

Проект по физическому воспитанию в детском саду «За здоровьем в детский сад» Проект по физическому воспитанию в детском саду "За здоровьем в детский сад" Проект по физическому воспитанию в МАДОУ Березнецовском д/с.

Конспект занятия по физическому воспитанию в первой младшей группе «В гости к Мишке»Конспект занятия по физическому воспитанию в первой младшей группе «В гости к Мишке» ель: учить детей выполнять основные движения (ползания на четвереньках по прямой, чередуя движения рук и ног; прокатывание мяча вперед,.

Автор публикации:
Детский туризм. Конспект занятия по физическому воспитанию «Привалы и ночлег. Требования к биваку»
Опубликовано: 30 января 2018 в 13:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД