МААМ-картинки

Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры

Ирина Киселева
Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры

Синтаксический строй речи формируется в первую очередь в повседневном общении и в различных видах деятельности детей дошкольного возраста: в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Важным педагогическим условием является грамотная организация данной деятельности взрослым в повседневной жизни.

В синтаксической стороне речи особое внимание уделяется умению строить простые распространённые и сложные предложения различных типов. Для этого рекомендуется использовать упражнения на распространение и дополнение предложений, которые начинает педагог («Ребята пошли в лес для того, чтобы….Они пришли туда, где….»).

Публикация «Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры» размещена в разделах

Существуют следующие направления работы по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у детей дошкольного возраста с ОНР:

1)Строить обучение на непосредственной образовательной деятельности так, чтобы у дошкольника была возможность для самостоятельных высказываний что-то объяснить педагогу и сверстникам, в чём-то убедить их. Именно эти поводы для общения дают наиболее сложные варианты высказываний. Для достижения данной цели используются такие упражнения как: «Кто интересней придумает», «Добавь слова» - эти упражнения способствуют развитию фантазии, ребёнок может свободно рассказывать своим сверстникам и педагогу увиденное или то что бы ему хотелось увидеть и услышать, необходимо при этом, чтобы педагог внимательно слушал ребёнка, не перебивал и не исправлял.

2)Вводить в активный словарь ребёнка языковые средства, с помощью которых можно соединять части рассуждения (потому что, ведь, конкретизировать мысль (например, вот, обобщать сказанное (никогда, всегда).

3)Уделять особое внимание организации тех видов самостоятельной деятельности дошкольников, которые больше всего подталкивают их к высказыванию. Обеспечить ребёнку условия для объяснений и доказательств, для первых простейших выводов возможно практически на всех занятиях по развитию речи дошкольников по поводу причинно-следственных и временных зависимостей. При каждом подходящем случае надо показывать им разницу между вопросами типа «Почему произошло событие?» и типа «Почему ты так думаешь?». В первом случае ответ ребёнка должен быть нацелен на поиск причины, во втором – на доказательство своего суждения.

Совершенствование синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Дошкольники с удовольствием играют в сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди». Ребята заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация «письменной речи», при которой ребёнок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает.

Работа над синтаксическим строем речи, над построением предложений (особенно сложноподчинённых) приобретает особенно большое значение в группах детского сада. Очень важно обогащать речь ребёнка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развёрнутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Всё это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи, так и письменной.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры
Опубликовано: 13 июня 2023 в 09:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД