Лучший педагог года

Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи часть»

Светлана Лопатко
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи часть»

Домашний логопед. Учимся говорить правильно. незаменимый помощник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Ребенок научится ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Публикация «Методический проект „Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи часть“» размещена в разделах

Игры для развития фонематического восприятия

Дидактическая игра «Японская печатная машинка»

Игра нацелена на повторение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании либо подаче звука на конкретном инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

Дидактическая игра «Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи – уколы

Ломы, шары, диван – лошади

Гиря, тапочки, ракета – гитара

Совы, лопата, машина – солома

Огурец, пушка, карандаш – опушка

Дома, ромашка, гиря – дороги

Карандаш, тюлень, шары – катюша

Оса, синица, наперсток – осина

Орехи, совы, капуста – осока

Ворона, роза, тарелка – ворота

Оса, куры, нитки – окуни

Банан, заяц, рыба – базары

Сова, балалайка, карандаш – собака

ЦОР Интерактивная игра " ГРАМОТЕЙ -КА

Богданова Наталья Васильевна

Игра " Грамотей-ка" создана в помощь педагогам для работы с детьми 5-7 лет

Цель игры: - совершенствование фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза

Предполагаемый результат:

-дети могут уверенно называть звуки в слове по порядку

-"собирать " и называть слово из отдельных букв

-находить пару слов, отличающихся одной буквой

-различать звонкие и глухие согласные

- закрепление навыков чтения

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Веселый аквариум»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р»(или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Аквариум», карточки «рыбка Немо»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, какой красивый аквариум! Но что-то в нем не так, правда? Кого же в нем не хватает? (рыбок) Тогда давай его заполним вот этими красивыми рыбками. Ты знаешь, это герой какого мультфильма? («Приключение Немо»). Но одно условие, рыбку можно запустить в аквариум только, если ты услышишь слово со звуком «р». Логопед произносит ряд слов, включая слова со сходными по акустическим признакам звуками, ребенок выделяет.

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).

Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

1. Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру».

Цель: обучить дошкольников дифференцировать предметы, аналогичные по предназначению и похожие внешне, способствовать запоминанию их наименований; активизировать в речи дошкольников определенный словарный запас.

Игровой материал: предметные картинки (парные) : чашка – стакан, кружка – чашка, масленка – сахарница, чайник – кофейник, кастрюля-сковородка, платок – косынка, шапка – шляпа, платье – сарафан, свитер – безрукавка, брюки – шорты, носки – гольфы, чулки – носки, перчатки – варежки, туфли – босоножки, тапочки – сандалии, ранец – портфель, люстра – настольная лампа.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Играя, дети знакомятся со звуками окружающего мира, мира живой и неживой природы; развивают навыки распознавания и правильного произношения звуков русского языка; учатся связно говорить, формулировать целые предложения.

Игра состоит из четырех разделов с большим количеством заданий: Неречевые звуки; Звукоподражание; Речевые звуки; Развитие связной речи. В каждом задании раздела предлагается на выбор два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Игры для развития грамматического строя речи.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Автор: воспитатель МДОУ Журавлева Татьяна Викторовна

«Волшебные превращения»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал (переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных ( например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Космическое путешествие с совой Грамотейкой»

Цель: закрепление представлений об элементарных грамматических правилах, активизация употребления грамматических категорий в речи

Материал: карта космического неба со звёздами голубого, жёлтого, розового и зелёного цветов, на звёздах голубого, жёлтого и розового цвета – цифры, на зелёных – вопросительные знаки; фишки – изображение совы на разном цветовом поле – 5 шт. ; кубик; карточки с вопросами (15-20 вопросов по каждому разделу) : голубого цвета – вопросы на словообразование, жёлтого – на морфологический строй речи, розового – на синтаксический строй речи; маленькие звёздочки разного цвета – 50 шт.

Количество игроков: от 2 до 5 чел.

Правила игры: 1. Игрок делает ход один раз и отвечает на вопрос. Попав на голубую звездочку, он берёт карточку голубого цвета, на жёлтую – жёлтого, на розовую – розового, и выполняет содержащееся там задание.

2. Если игрок отвечает правильно, он получает цветную звёздочку. Если ответ неправильный или игрок сделал хоть одну ошибку, не получает ничего.

3. Попав на зелёную звёздочку с красным вопросительным знаком, он должен ответить на вопросы других игроков, с чёрным вопросительным знаком – сам задать вопросы соперникам (в этом случае цветные звёздочки получают все игроки, правильно ответившие на его вопросы). Вопросы должны быть с грамматическим содержанием.

4. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество цветных звёздочек.

Ход: Игроки по очереди бросают кубик и делают ход в соответствии с выпавшим числом. Попав на звёздочку определённого цвета, берут карточку такого же цвета и выполняют написанное в ней задание, получив за правильный ответ цветную звёздочку. Если фишка оказалась на зелёной звёздочке, игрок отвечает на вопросы соперников или задаёт вопросы им.

Игра «Деревце расти»

Цель: Расширение словарного запаса.

Оборудование: силуэт дерева, листочки вырезанные из картона.

Задание: придумать родственное слово от существительного на каждое правильное слово прикрепить листочек к дереву.

Ход игры: Слова, как листья на дереве. Надо знать как растет дерево, чтобы появился на дереве листочек надо назвать слово-родственник к заданному слову. Дети называют слова- родственники к словам: зима, лед, снежинка, холод, облако, мороз, вода и т. д. Например, лед – ледник – ледовый – подледный – ледяной – ледышка – ледышка – заледеневший – ледокол – ледоруб – гололед. Называя каждое слово, ребенок берет на липучке листочек и приклеивает его к дереву. Выигрывает тот, у кого на дереве больше листочков.

Автор: Т. П. Челуснова.

Игра «Улитка»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже). Упражнять детей в составлении предложений с данным словом. Развитие зрительного внимания

Оборудование: игровое поле, фишки, кубик с разным количеством точек на гранях.

Ход игры:

Вариант 1. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до флажка.

Вариант 2. Играющий с помощью кубика попадает на соответствующую клеточку, называет предмет и подбирает к нему одно или несколько определений.

Вариант 3. Играющий бросает кубик и, попав на нужную клеточку, составляет предложение с данным словом. Затем ребенок продвигается вперед на столько клеточек, сколько слов в его предложении. Если предложение будет составлено неверно, он остается на месте. Если ребенок не сможет составить предложение, он возвращается на прежнюю позицию

Автор: Т. П. Челуснова.

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Веселый аквариум»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р»(или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Аквариум», карточки «рыбка Немо»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, какой красивый аквариум! Но что-то в нем не так, правда? Кого же в нем не хватает? (рыбок) Тогда давай его заполним вот этими красивыми рыбками. Ты знаешь, это герой какого мультфильма? («Приключение Немо»). Но одно условие, рыбку можно запустить в аквариум только, если ты услышишь слово со звуком «р». Логопед произносит ряд слов, включая слова со сходными по акустическим признакам звуками, ребенок выделяет.

Дидактическая игра "Забавные гусенички

Цель игры: Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

1. Рассматривая гусенички дети называют цвет полосок гусеничек.

2. Гусенички заполняют каштанами, тем самым развивают моторику.

3. Рассматривают и называют цвет и ширину ленточек (узкая, шире и самая широкая; широкая, уже и самая узкая)

4. Завязывают бантики (Для тех детей которые не могут завязать бантики, завязывают просто узелки)

5. Развиваю речь детей, прошу чётко проговаривать слова

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Играя, дети знакомятся со звуками окружающего мира, мира живой и неживой природы; развивают навыки распознавания и правильного произношения звуков русского языка; учатся связно говорить, формулировать целые предложения.

Игра состоит из четырех разделов с большим количеством заданий: Неречевые звуки; Звукоподражание; Речевые звуки; Развитие связной речи. В каждом задании раздела предлагается на выбор два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Список литературы

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. – 225 с.

2. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – 151 с.

3. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2011. – 145 с.

4. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 248 с.

5. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма речевого развития / В. И. Бельтюков // Дефектология. – 2013. – № 3. – С. 24-30.

6. Ахутина Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. – М. : Просвещение, 2010. – 381 с.

7. Бикина Н. В. Игротека речевых игр / Н. В. Бикина, С. М. Мельникова. – М. : Школа-Пресс, 2010. – 154 с.

8. Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2009. – 486 с.

9. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2011. – 234 с.

10. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2012. – 239 с.

11. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка / О. А. Шорохова. – М. : Просвещение, 2009. – 234 с.

12. Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии / С. Н. Цейтлин // Проблемы детской речи : Материалы межвузовской конференции / Под ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеевой, Т. А. Кругляковой. – СПб. : Акцидент, 2009. – 267 с.

13. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2009. – 115 с.

14. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка / О. А. Шорохова. – М. : Просвещение, 2009. – 234 с.

15. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2011. – 234 с.

16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – 345 с

17. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. – М. : Просвещение, 2009. – 265 с.

18. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. Н. Сазонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.

19. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2010. – 254 с.

20. Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой и др. – М. : Просвещение, 2010. – 356 с.

21. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 365 с.

22. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2010. – 254 с.

23. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Акцидент, 2009. – 367 с.

24. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б. М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 63-67.

25. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева // Логопед. – № 2. – 2012. – С. 43–48.

26. Еремина В. Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. Н. Еремина. – М. : Просвещение, 2012. – 134 с.

27. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 2013. – 376 с.

28. Краузе Е. Н. Логопедия / Е. Н. Краузе. – СПб. : Корона Принт, 2013. – 345 с.

29. Короткова А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Короткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. – № 1. – 2014. – С. 26-29

30. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 2013. – 376 с.

31. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 49–52.

32. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. : Просвещение, 2009. – 345 с.

33. Тетерина Л. В. Дидактическая игра в развитии речи детей дошкольного возраста / Л. В. Тетерина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 173–174.

34. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2012.– 234 с

35. Максаков А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. – М. : Просвещение, 2011. – 84 с.

36. Короткова А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Короткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. – № 1. – 2014. – С. 26-29.

37. Никонова О. В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал / О. В. Никонова // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 13-19.

38. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. : Просвещение, 2009. – 345 с.

39. Ушакова О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : ЛИНГВА-Центр, 2013. – 114 с.

40. Смирнова Л. Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : АСТ, 2010. – 190 с.

41. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 2013. – 376 с.

42. Смирнова Л. Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : АСТ, 2010. – 190 с.

Публикации по теме:

Методический состав комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ. [/b][/b] В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении .

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи часть»
Опубликовано: 14 января 2019 в 08:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД