МААМ-картинки

Методическое пособие «Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога»

Обухов Сергей Александрович
Методическое пособие «Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога»

Реализация ФГОС требует перестройки учебного процесса и повышения профессиональной традиционной деятельности каждого учителя. Эта проблема становится особенно актуальной. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Начинающие учителя обычно имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. Казалось бы, что профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. На первом этапе для достижения этого успеха молодому педагогу нужна действенная помощь – помощь наставника. Необходимо способствовать развитию личности молодого педагога на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, создать ситуацию успешности работы молодого педагога. Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. Основными формами обучения в школе являются: мастер-классы, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических пособий, разработок, публикаций, анализ посещенных уроков с последующим самоанализом, практические занятия, выступления, встречи с опытными учителями, семинары, встречи с психологом, собеседование. Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесёт максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы её будут связаны с проблемами начинающих педагогов. На каждом этапе деятельности молодого педагога, с помощью специальных методик, проводится диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Публикация «Методическое пособие „Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога“» размещена в разделах

Цель: Постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности, способствовать профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

– создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;

способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

– помочь начинающему педагогу конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;

формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;

– творчески внедрять идеи в учебно-воспитательном процессе.

Планируемые результаты:

– повышение качества образования;

– совершенствование системы методической работы;

– подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.

Успешность профессионального становления молодого педагога – воз-можности его самореализации в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Она призвана развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания. Правовой основой наставничества в школе являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки специалистов образовательных учреждений. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества.

Педагог постоянно работает над повышением профессионального мастерства, овладевает практическими навыками в занимаемой должности, совершенствует свой культурный и общеобразовательный уровень, учится правильно строить свои взаимоотношения с наставником и коллегами. Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании. Передовой педагогический опыт – это результат напряженного, а главное, творческого труда.

Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта:

– Актуальность, т. е. его соответствие тенденциям общественного развития. Педагог находит эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с требованиями общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

– Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.

– Рациональность, т. е. оптимальное расходование сил и средств педагога и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом заданий.

– Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания.

– Новизна. Отсутствие аналогов в практике педагогической работы.

– Значимость. Опыт представляет значимый интерес для определенных категорий специалистов.

Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).

– Научная обоснованность. Соответствие современным достижениям педагогики и методики.

– Воспроизводимость. Идеи обобщенного опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.

Методы изучения передового опыта:

Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга учащихся. Сравнение документов педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадицион-ных сторон в педагогической деятельности.

– Наблюдение. Метод наблюдения принесёт определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.

– Сравнение. Метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.

Метод самооценки. Метод оценки личности самого себя, своих возможностей, качеств.

– Беседа. Её ценность, как метода исследования, состоит в том, что она даёт возможность непосредственного контакта с педагогом и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса.

– Изучение продуктов деятельности. Изучение умений и навыков учащихся, приобретённых в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.

Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт можно обобщить в следующих формах :

• доклад, статья, отчёт;

• буклет, плакат;

• компьютерные презентации, видеоролики;

• видеозаписи, магнитофонная запись;

методические разработки;

• программы, проекты.

Описание передового опыта имеет цель показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации. Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на муниципальных, региональных уровнях, конкурсах профессионального мастерства.

Для системной, научно-обоснованный наставнической деятельности в наличии имеются за каждый учебный год план работы наставника с молодым специалистом, индивидуальная программа адаптации и развития молодого педагога, которая дает возможность дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе реальных возможностей Евгения Васильевича. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы.

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической дея-тельности на основе образовательного мониторинга учащихся;

2. Необходимо показать актуальность, значение (место) в организации молодого педагога и совершенствование учебно-воспитательного процесса;

3. Отметить трудности, с которыми столкнулся молодой педагог;

4. Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на других уровнях, конкурсах профессионального мастерства.

Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.

Публикации по теме:

Консультация «Игровой стретчинг как одна из эффективных форм для детей с ограниченными возможностями» Время диктует свои условия. Тихим и скромным людям, иногда, приходится тяжело. То же касается и детей. Можно быть добрым и скромным, но.

Семейная гостиная как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями Тема: «Семейная гостиная» как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями. Воспитатель: Пономаренко А. С. 1 слайд Актуальность:.

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий в ДОУ Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же мы хорошо знаем,что это.

Марафон — одна из форм работы с родителями Марафон –одна из форм работы с семьей в детском саду. Марафон предприимчивости «Мы вместе» «Только вместе с родителями, общими усилиями,.

Организация родительского клуба как одна из эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи Организация родительского клуба, как одна из эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи. Составитель - педагог-психолог.

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – д/с № 65» г. Находка План по самообразованию.

Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи. Степень готовности к школьному обучению- это.

Семинар для педагогов «Акция — как одна из эффективных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» Семинар для педагогов «АКЦИЯ – как одна из эффективных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» (в формате «Технологии Открытого.

Социальная акция как одно из эффективных средств успешной адаптации к условиям обучения в школе Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей,.

Использование наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасностиИспользование наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасности 19 февраля г. Канск ул. Кайтымская,160 прошли педагогические чтения. Темы выступления: 1.«Особенности работы с детьми раннего возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога»
Опубликовано: 2 октября 2019 в 11:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД