Лучший педагог года

Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами (1 фото)

Ирина Пеклова
Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами

Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами

Сенсорная коробка (ванночка) (sensorytub) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Описание

Цель сенсорных коробок - развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

Задачи:

Публикация «Методическое пособие „Сенсорные коробки“ в работе с детьми-инвалидами» размещена в разделах

- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движений и межполушарного взаимодействия;

- развитие творческого и пространственного мышления, навыков сортировки и классификации, усидчивости, терпения;

- обогащение словарного запаса, использование в речи новых слов (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнение, развитие связной речи, диалогической, грамматических категорий речи;

-формирование элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;

- развитие знаний о цвете, форме, текстуре;

- учение сотрудничеству и разрешению конфликтов;

- коррекция детских страхов;

- развитие воображения, творческой деятельности.

Целевая аудитория

Дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды в возрасте от 2 лет с различными нарушениями в развитии.

Проблематика

У детей-инвалидов отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Поэтому, одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

В данном опыте представлена система работы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды.

Механизм реализации практики

Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка.

Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!

При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.

До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем, в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.

Преимущества сенсорных коробок

Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии;

- сенсорные коробки являются бюджетным средством для развития всех видов восприятия ребенка;

- использование сенсорных коробок позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Апробация и результаты

В ходе практического рассмотрения и апробирования дидактического пособия «Сенсорная коробка» можно обозначить следующие результаты работы:

- в процессе игры с коробками на коррекционных занятиях у детей удается сформировать неречевое, а, в последствии, и речевое подражание;

- у неговорящих детей происходят начальный запуск речевых механизмов и в целом обогащение словаря. Кроме того, метод помогает специалисту сделать соответствующие выводы о состоянии речевого и коммуникативного развития детей;

- занятие с сенсорными коробками положительно сказывается на всем процессе развития и воспитания детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра.

Таким образом, пособие зарекомендовало себя как эффективный способ работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития.

Выводы

Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой стороны – составляет фундамент общего умственного развития, которое опирается, прежде всего, на полноценное восприятие. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечивают ему лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире.

Кратко обобщив все вышесказанное, видно, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Таким образом, используемые в коррекционной работе сенсорные коробки для развития сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога или педагога-психолога возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Главный результат:

У 86% детей увеличился уровень развития сенсорно-моторного развития.

Дополнительные результаты:

У 70% детей появился стойкий интерес к предлагаемым видам деятельности и развивающим занятиям.

Стоимость реализации: От 10000 рублей и выше (в зависимости от количества наполняемого материала).

Особенности внедрения

Чтобы внедрить практику в другом регионе можно: создать аналог.

Этапы реализации

Подготовительный этап (1 месяц). Подбор необходимого материала, составление индивидуальных конспектов занятий. Проведение специалистами диагностами первичного тестирования навыков детей, оценки и описания результатов тестирования, составление индивидуальной карты реабилитации ребенка.

Основной этап (24 дня (курс реабилитации). Проведение регулярных еженедельных занятий (2-3 раза в неделю) в индивидуальной или подгрупповой форме. Всего проводится 12-16 занятий с каждым ребенком (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей) на протяжении курса реабилитации. Проводится регулярный мониторинг развития навыков ребенка и изменений в его поведении в группе и на занятиях, промежуточные результаты этого мониторинга предоставляются родителям на индивидуальных консультациях. Результаты мониторинга обсуждаются специалистами, реализующими практику, вносятся необходимые коррективы в план проведения занятий. Проводится промежуточная оценка навыков детей — после 5 и 10 занятий, результаты фиксируются педагогом в индивидуальных картах реабилитации ребенка.

Заключительный этап 3 дня (до окончания курса реабилитации). Проводится заключительная диагностика навыков ребенка, наблюдение в свободной игровой деятельности и на коррекционных занятиях, подготовка рекомендаций и консультаций для родителей, проведение индивидуального консультирования для родителей.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорные дорожки для пальчиков»Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорные дорожки для пальчиков» Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Есть ещё одна методика - это пальчиковые шаги или сенсорные.

Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Дидактическое пособие Характеристика дидактического пособия «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Сенсорные дорожки позволяют.

Фотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидамиФотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидами Фотоотчет с праздника «Ангелы Земли» с детьми инвалидами. Людмила Александровна известная в Аскизе, как социальный психолог при АНО ЦСО.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами
Опубликовано: 18 марта 2024 в 21:02
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД