МААМ-картинки

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ

Антонина Фролкина
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ

Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Существуют определенные требования к пересказу детей :

- полное понимание текста детьми

- полная передача (без пропусков) содержания текста

- отсутствие длительных пауз

Публикация «Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах

- культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная спокойная поза во время пересказа, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения). Все эти требования взаимосвязаны, нельзя упускать ни одно из них.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ

Текст, предназначенный для пересказа должен быть хорошо понятен детям. Важно с самого начала выбрать правильную методику, чтобы помочь детям осмыслить и пересказать текст. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор – анализ его лучше провести за неделю до пересказа. Если текст легкий, или хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводится и анализ текста, и его пересказ.

Первый раз чтение дается без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие, т. к. установка на пересказ ограничивает внимание ребенка.

Таким образом, если на этом же занятии планируется пересказ, то указания следует давать только перед вторым чтением произведения.

Обучение пересказыванию начинается со средней группы ДОУ со второго полугодия.

Во второй мл. группы идет пересказ хорошо знакомых текстов, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка» (можно пересказывать небольшие рассказы Л. Толстого. Методика проведения этих типов занятий несколько иная, т. к. произведения детям известны, то в начале занятия надо предупредить детей, что они сегодня будут учиться пересказывать знакомую сказку «Репка», ее надо внимательно прослушать. После чтения воспитатель задает несколько вопросов, дает необходимые пояснения и предлагает приступить к пересказу. На повторных занятиях вообще не следует читать сказку, а сразу по пересказу заслушать пересказ ребенка, хорошо владеющего речью.

Начало занятия надо провести уверенно, энергично, чтобы вызвать заинтересованность, создать эмоциональный настрой на все занятие.

Воспитатель должен заранее знать, кого он будет спрашивать на занятии. Он приучает всех детей активно участвовать в данном занятии, отвечать не только по желанию, но и по предложению воспитателя.

Детям, которые пересказывают первыми, воспитатель помогает больше. Иногда полезно сочетать на некоторых занятиях 2 текста для пересказа : новый, сравнительно легкий, второй уже известный, короткий.

Во втором полугодии, когда накоплен репертуар для пересказов, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок по желанию и выбору детей.

Во время пересказа воспитатель использует различные методы и приемы, которые способствуют активизации детей на занятии. Например подсказ слова или фразы. Этот прием обеспечивает плавность, связность, последовательность пересказа, помогает избежать длинных пауз. Подсказ используется воспитателем, когда ребенок ищет нужное, точное, или понравившееся слово.

Вопросы – широко известный прием, употребляется во вводной беседе и в процессе самого занятия. Можно привлекать для помощи пересказчику отдельных детей. Лучше спрашивать детей, в ответе которых воспитатель заранее уверен, чтобы не затягивать паузу. Но! Вопрос задается всем детям. Надо использовать обязательно вопросы (беседу) после пересказа.

Хорошо использовать прием поощрения (особенно к детям, слабо умеющим пересказывать). И в то же время, если ребенок во время пересказа раскачивается, опускает голову, поднимает руки к лицу, не надо его прерывать дисциплинарными замечаниями, можно жестом, но после пересказа сказать всем : «Когда рассказываешь, надо стоять спокойно, голову не опускать, смотреть на детей, ведь они слушают».

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ В

РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Вторая мл. группа. Основные приемы:

1. совместное пересказывание.

2. по вопросам.

лучше пользоваться напоминанием текста, не злоупотреблять вопросами.

3. использовать показ иллюстраций.

4. обыгрывание знакомых текстов.

5. больше проводить индивидуальной работы.

Средняя группа :

1. совместное пересказывание.

2. подсказ забытого слова.

3. вопросы, оценка, напоминание, поощрение, привлечение к исправлениям и дополнениям.

Совместный пересказ вначале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно застенчивыми детьми. В процессе пересказа воспитатель может незаметно поправить позу ребенка, ободрить жестом, в конце похвалить.

Старшая группа :

Пересказ по частям позволяет спросить больше детей, вопросы должны быть очень короткими, четкими, конкретными.

- оценка товарищей, пересказ по выбору детей, пересказ по ролям, игра-драматизация. В средней и старшей группах можно использовать отраженный пересказ. В старшей группе можно так же использовать пиктограммы (зашифрованный текст).

Повторное прочтение произведения.

1. подготовка к восприятию текста (пояснить трудные слова, сравнить действия и т. д.)

2. исполнение (выразительное чтение)

3. беседа о прочитанном (вопросы, подтверждение ответов)

4. повторное чтение текста, перед ним детям дается установка к пересказу

5. пересказ

Учитель-логопед

А. В. Фролкина

Публикации по теме:

День матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группахДень матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группах Наша мама лучшая на свете, очень нужна мама взрослым и детям, Все скажут дружно и прямо: "Очень любим маму!" Чтобы на празднике было веселей,.

Методика ознакомления детей с природой весной в разных возрастных группах Расширение знаний детей о весне в средней группе. Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя доброты» в разных возрастных группах Конспект занятия в средней группе «Добро побеждает зло» Педагог-психолог: К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам,.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада Моя тема по самообразованию «Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей через нетрадиционные техники прикладного и художественного.

Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Экологическое воспитание младших дошкольников построено.

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группахОформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах Содержание 1. Введение. 2. Понятие «предметно-развивающая среда». 3. Принципы построения предметно-развивающей среды. 4. Особенности построения.

Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 13:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД