Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками

Наталья Сертакова
Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса общественных деятелей, педагогов, просто людей неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Сегодня в дошкольных и учреждениях дополнительного образования появились специалисты, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации. Однако это достаточно сложная работа для оптимизации воспитательного процесса социальным педагогам и учителям необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и глубже изучать возможности отечественных, проверенных временем, воспитательных традиций, таких, например, как методика сказкотерапии.

Сказкотерапия – форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия.

Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создаёт сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует своё внимание на сюжетности психологических процессов, иными словами, на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, т. е. универсальны для людей, вне зависимости от культуры и времени. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по совершенно определённым схемам, количество вариантов, довольно ограниченно и познаваемо.

Сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, но в то же время. Благодаря своей доступности и универсальности она вполне применима для «поверхностных» и «текущих задач».

Сущностью сказкотерапии является архитипический анализ.

Во-первых, рассматривается психический феномен (сон, проблема или поведение в житейских ситуациях, как сюжет, имеющий определённую структуру.

Во-вторых, предполагается, что сюжет возник и реализуется не случайно, а в соответствии с моделями, которые удобно описывать как сказки различных жанров (героические, трагедийные, шутовские). Таким образом, работу в архетипическом анализе, можно представить себе как расшифровку интересующего нас психического процесса через максимально похожую на него сказку или миф.

Работа со сказкой даёт специалисту возможность понять «базу данных» архитиппичных сюжетов и перевести языком сказки в доступную для объяснения и работы форму. Сказкотерапевт обучается владеть двумя языками - «метафорическим» (языком сказки) и «психологическим» (языком анализа, использует их взаимозаменяемость.

Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, представляет естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого через сказку. Воспитание через сказку известно всему миру давно, с тех пор, как появилась сама сказка. Правда. первоначально она предназначалась для воспитания взрослых, предостережения их от ошибок в тех или иных жизненных ситуациях.

При работе с ребёнком психолог, как правило, не использует «психологического» языка анализа внешне, но сохраняет способность «Выхода в «аналитический» пространство для понимания того, что нужно ребёнку и как ему можно это дать, то есть сказка имеет двоякий характер – вначале диагностический, а потом – способ воздействия на ситуацию. При этом она легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подаче.

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а нравственный смысл остаётся подлинным.

Очень важным является то, как родители преподносят ребёнку сказки, когда мама, читая сказку о любви, говорит дочери, что в будущем она выйдет замуж за принца, тем самым она задаёт дочери определённый сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может описывать отдельного человека, а точнее сказать определённую роль, которую человек может играть или даже брать за основу жизни сценария.

«Сценарий жизни» оказывает на судьбу большое влияние. У каждого человека есть своя роль. На «жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и, конечно же – сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой, особый эмоциональный, энергетический заряд. Путешествуя по сказке, дети познают жизнь, приобретают социальные навыки, элементы мудрости. Знание о мире переходит в активное состояние, т. е. ребёнок естественным путём формирует способность осознанно действовать, видеть причинно - следственные связи между событиями. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследует собственные способности и возможности.

В последние годы психологи и педагоги стали активно использовать развивающе - воспитательные и корректирующее- терапевтические возможности сказки для коррекции черт характера детей, испытывающих трудности в социализации. Почему столь значимо воздействие сказки на детей?

Сказку, особенно, если она сочиняется взрослыми совместно с детьми, можно отнести к проективной методике, позволяющей увидеть внутренний мир ребёнка, его нравственные представления и ценности. Кроме того, сказкотерапия, адекватна: возрастным психологическим, интеллектуальным и физиологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, соответствует специфике их мировоззрения.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, поскольку:

- во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии;

-во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры, сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимании формированию нравственных представлений дошкольников. Поэтому использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребёнка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности дошкольника может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Публикации по теме:

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителямиМастер-класс как эффективная форма работы с родителями Мастер - классПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива.

Настроение в варежкахНастроение в варежках В работе с дошкольниками большое внимание уделяю социально-нравственному развитию детей. Одной из задач моей работы является - ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками
Опубликовано: 5 января 2013 в 21:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...