Папки-передвижки

Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками

Наталья Сертакова
Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса общественных деятелей, педагогов, просто людей неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Сегодня в дошкольных и учреждениях дополнительного образования появились специалисты, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации. Однако это достаточно сложная работа для оптимизации воспитательного процесса социальным педагогам и учителям необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и глубже изучать возможности отечественных, проверенных временем, воспитательных традиций, таких, например, как методика сказкотерапии.

Публикация «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками» размещена в разделах

Сказкотерапия – форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия.

Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создаёт сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует своё внимание на сюжетности психологических процессов, иными словами, на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, т. е. универсальны для людей, вне зависимости от культуры и времени. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по совершенно определённым схемам, количество вариантов, довольно ограниченно и познаваемо.

Сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, но в то же время. Благодаря своей доступности и универсальности она вполне применима для «поверхностных» и «текущих задач».

Сущностью сказкотерапии является архитипический анализ.

Во-первых, рассматривается психический феномен (сон, проблема или поведение в житейских ситуациях, как сюжет, имеющий определённую структуру.

Во-вторых, предполагается, что сюжет возник и реализуется не случайно, а в соответствии с моделями, которые удобно описывать как сказки различных жанров (героические, трагедийные, шутовские). Таким образом, работу в архетипическом анализе, можно представить себе как расшифровку интересующего нас психического процесса через максимально похожую на него сказку или миф.

Работа со сказкой даёт специалисту возможность понять «базу данных» архитиппичных сюжетов и перевести языком сказки в доступную для объяснения и работы форму. Сказкотерапевт обучается владеть двумя языками - «метафорическим» (языком сказки) и «психологическим» (языком анализа, использует их взаимозаменяемость.

Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, представляет естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого через сказку. Воспитание через сказку известно всему миру давно, с тех пор, как появилась сама сказка. Правда. первоначально она предназначалась для воспитания взрослых, предостережения их от ошибок в тех или иных жизненных ситуациях.

При работе с ребёнком психолог, как правило, не использует «психологического» языка анализа внешне, но сохраняет способность «Выхода в «аналитический» пространство для понимания того, что нужно ребёнку и как ему можно это дать, то есть сказка имеет двоякий характер – вначале диагностический, а потом – способ воздействия на ситуацию. При этом она легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подаче.

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а нравственный смысл остаётся подлинным.

Очень важным является то, как родители преподносят ребёнку сказки, когда мама, читая сказку о любви, говорит дочери, что в будущем она выйдет замуж за принца, тем самым она задаёт дочери определённый сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может описывать отдельного человека, а точнее сказать определённую роль, которую человек может играть или даже брать за основу жизни сценария.

«Сценарий жизни» оказывает на судьбу большое влияние. У каждого человека есть своя роль. На «жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и, конечно же – сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой, особый эмоциональный, энергетический заряд. Путешествуя по сказке, дети познают жизнь, приобретают социальные навыки, элементы мудрости. Знание о мире переходит в активное состояние, т. е. ребёнок естественным путём формирует способность осознанно действовать, видеть причинно - следственные связи между событиями. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследует собственные способности и возможности.

В последние годы психологи и педагоги стали активно использовать развивающе - воспитательные и корректирующее- терапевтические возможности сказки для коррекции черт характера детей, испытывающих трудности в социализации. Почему столь значимо воздействие сказки на детей?

Сказку, особенно, если она сочиняется взрослыми совместно с детьми, можно отнести к проективной методике, позволяющей увидеть внутренний мир ребёнка, его нравственные представления и ценности. Кроме того, сказкотерапия, адекватна: возрастным психологическим, интеллектуальным и физиологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, соответствует специфике их мировоззрения.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, поскольку:

- во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии;

-во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры, сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимании формированию нравственных представлений дошкольников. Поэтому использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребёнка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности дошкольника может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Публикации по теме:

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителямиМастер-класс как эффективная форма работы с родителями Мастер - классПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива.

Настроение в варежкахНастроение в варежках В работе с дошкольниками большое внимание уделяю социально-нравственному развитию детей. Одной из задач моей работы является - ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками
Опубликовано: 5 января 2013 в 21:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД