МААМ-картинки

Методы и приемы занятий по изодеятельности

Татьяна Тимошкина
Методы и приемы занятий по изодеятельности

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения :

* наглядные;

* словесные;

* практические.

Публикация «Методы и приемы занятий по изодеятельности» размещена в разделах

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения :

* информативно - рецептивный;

* репродуктивный;

* исследовательский;

* эвристический;

* метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы :

* рассматривание;

* наблюдение;

* экскурсия;

* образец воспитателя;

* показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя :

* беседу;

* рассказ, искусствоведческий рассказ;

* использование образцов педагога;

* художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

* прием повтора;

* работа на черновиках;

* выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Рассмотрим приемы и методы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль.

Постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога) : он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным.

Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания (если оно не было длительным).

Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашами и красками и умением изображать различные предметы.

Проведение НОД по рисованию с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Во 2 младшей группе воспитатель продолжает использовать систему игровых действий во время проведения НОД. Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физического развития трехлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением.

Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Т. Г. Казакова рекомендует включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). Это еще больше повысит эмоциональный настрой детей и, следовательно, образную выразительность рисунка.

Активность детей основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Когда ребенок мускульно ощутит это движение, он сможет произвести его самостоятельно. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге.

Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя.

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Изображаемый предмет используется в начале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя.

В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом.

Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.

Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка.

Этот же стишок можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.

Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

Все это основывается на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия.

Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части, кукла-неваляшка (4 части).

При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения.

Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.

На похожих занятиях, показ выполнения рисования можно заменить рассматриванием предмета, картинки.

Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах. Словесный образ должен главным образом воздействовать на чувства детей и в то же время ясно передавать внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев.

Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя, некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, и др.).

Натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов.

После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом.

Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами.

Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.

Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д.

Среди методов и приемов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка.

Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования.

Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии.

Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения.

Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования.

Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.

Аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения; это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта; занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.

В I младшей группе не предусмотрена программой, но работа воспитателя направлена на подготовку ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности Дети учатся:

-расскладывать фигуры в заданном порядке

-составлять предметы из 2-3 частей

-соотносить их по форме, цвету, величине, пространственному расположению.

Тематика занятий : «Дорожка для зайчика», «Домик для Маши», «Шарики», «Узор», «Флажки».

Методы и приемы аппликации во 2 мл гр. :

1. Предварительная работа: игры с мозаикой, мелким однородным материалом.

2. Обследование и рассматривание предмета.

3. Показ способов обследования, выкладывания и наклеивания.

4. Совет, напоминание, помощь, исправление ошибок.

5. Анализ в игровой форм.

Методы и приемы аппликации в средней гр. :

1. Информационно- рецептивный: рассматривание и анализ предмета 2. Показ образцов, конструкций, цветового решения, расположения.

3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания 4. Репродуктивный: упражнения в том или ином способе.

5. Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы.

6. Индивидуальное обучение.

7. Анализ работ при активном участии детей.

Методы и приемы аппликации в старшей гр. :

1. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов.

2. Показ образца только при показе конечного результата новой, сложной работы или нового приема вырезывания.

3. Привлечение детей к показу трудных моментов работы, к объяснению.

4. Тренировочные действия – «прорисовка пальцем» линии контура на листе бумаги.

5. Словесные: совет, указания, косвенные вопросы, напоминания.

6. Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.

Методы и приемы аппликации в подготовительной гр. :

1. В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов.

2. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение.

3. Частичный показ приемов вырезывания.

4. Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет.

5. Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставки работ.

Лепка

Приемы обучения в 1 мл. гр. носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

1 тип занятия «Воспитатель лепит, а дети»

- Наблюдают и узнают вылепленные предметы (2-3 предмета). Дети наблюдают и запоминают, для дальнейшего воспроизведения.

- Воспитатель предлагает потрогать глину, пластилин, оторвать, помять кусочек.

2 тип занятия «Обучение детей самостоятельной лепке» состоит из 3-х частей

1 часть занятия

- Назвать тему. Показать игрушку или образец в два раза больше детской работы.

- Провести обследование предмета (назвать части, определить форму)

- Показ способов лепки (медленно показывать действия, сопровождая объяснением)

2 часть занятия

- Во время выполнения задания детьми, воспитатель должен показать способ лепки. Хорошо использовать метод пассивного движения

- Разговаривать с детьми, задавать вопросы.

- Предложить детям сдать работы

3 часть занятия

- Воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам.

- Спрашивает: Что лепили? Как лепили?

Техника приёмов

Лепка во 2 мл. гр. :

Приемы :

- Отрывать

- Раскатывать

- Соединять

- Лепить предметы простой форы

- Свёртывание

- Вытягивание

- Сплющивания

- Налепливание

- Скатывание

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

Занятие носит предметный характер. Детям можно предложить не один, а несколько одинаковых предметов на закрепляющем занятии. Обследование предметов проводить за один, два дня до занятия. Занятия состоит из 3-х частей.

Провести обследование предмета (определить форму, величину частей и их расположение) на игрушке или образце в два раза больше детской работы.

• Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением:

• Как разделить пластилин на части,

• Как вылепить части или предмет (формообразующие движения,

• Как соединить части

• Закрепление приёмов лепки

• Уточнение последовательности работы

• Указание к работе

• Самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует работу детей и осуществляет руководство:

• Показ индивидуальный на своём куске

Метод пассивного движения

• Напоминание этапов лепки

• Поощрение

• Советы, вопросы

• Даёт положительную оценку детям и детским работам.

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

Тема должна давать возможность детям самостоятельно придумать содержание работы. Сообщение темы, которая формируется широко:

• Что мы умеем лепить?

• Вылепите, какую хотите игрушку

• Слепите угощения куклам.

После объявления темы воспитатель разговаривает с детьми, обсуждая возможные варианты решения темы, предлагает вспомнить и показать приёмы лепки (формообразующие движения).

- Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением

• как разделить пластилин на части,

• как вылепить части или предмет (формообразующие движения,

• Как соединить части

• Закрепление приёмов лепки

• Уточнение последовательности работы

• Указание к работе

- В конце занятия воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам и предлагает показать что слепили.

Лепка в средней группе:

Приё мы:

Оттягивание

Вытягивание

Защипывание

Налепливание

Примазывание

Прищипывание

Скатывание

Раскатывание

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

- Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.

- Провести обследование предмета (при обследовании дети могут показать или назвать формообразующие движения)

• Определить части предмета

• Определить форму частей

• Величину частей

• расположение частей относительно друг друга

- Показ приёмов лепки (конус или овал). Показ чаще всего не полный, воспитатель показывает:

• Новые способы лепки (округлая и цилиндрическая). При показе воспитатель объясняет, как регулировать силу нажатия рук и пальцев

• Способы деления пластилина на части

• Способы соединения частей

- Уточнение последовательности работы (С чего начать? Как делить пластилин)

- Указания к работе

- Самостоятельная работа детей. Воспитатель использует словесные методы и практический показ на своём куске пластилина и осуществляет контроль за работой детей. Готовые работы предлагает разместить на выставке.

- Анализ детских работ. Кроме общей положительной оценки, воспитатель учит видеть:

• Правильно ли вылеплен предмет

• Правильно ли передано форма, величина и расположение частей относительно друг друга

Выразительность образца: передача движения и характерных деталей

• Уборка рабочих мест

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

- Методика проведения такая же как и во II младшей группе

- Обратить внимание на:

- Доведение замысла до конца

- Самостоятельность в работе

- Выразительность образа

Лепка в старшей группе:

В 5–6 лет дети отрабатывают уже освоенные ранее способы лепки, при этом:

• раскатывая «колбаски» между ладонями, стараются сделать их как можно тоньше;

• скатывая «шарики», ребята стараются выполнять кругообразные движения ладонями так, чтобы заготовки получались гладкими, без выпуклостей;

• прищипывая элементы, дети сглаживают «шов», добиваясь этим гармоничных соединений элементов;

• выполняют оттягивание, придавая максимально возможную заострённую форму деталям;

• придают кусочку пластилина форму лепёшки, делая окружность ровной.

Кроме этого, старшие дошкольники:

• бо льшую часть поделок выполняют не по образцу, а по собственному замыслу, основанному на теме занятия;

• сами распределяют время между обдумыванием, выполнением и оценкой поделки;

• комбинируют виды и техники лепки в одной поделке.

Методы все те, которые использовались в группах ранее.

Лепка в подготовительной группе:

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 - 7 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве.

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы.

Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла.

6- 7 - летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом -можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, свойственные данному предмету черты.

Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части.

Могут быть организованы также выставки.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу.

Можно применять игровые приемы.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы занятий по изодеятельности
Опубликовано: 16 мая 2023 в 14:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД