Лучший педагог года

Методы исследования слуха

Гульназ Луковникова
Методы исследования слуха

Технические средства диагностики и коррекции

слуха и речи.

Методы исследования слуха.

Метод Цель (для чего применяется) Описание (прибор, какие стимулы, условия проведения)

1)Объективные Позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки. К объективным методикам исследования относят : импедансометрию, аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам, регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Публикация «Методы исследования слуха» размещена в разделах

2)Субъективные Регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. К субъективным методикам относятся такие, как: регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки, условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением, игровая аудиометрия, тональная аудиометрия.

3)Исследование состояния слуха с помощью шепотной и разговорной речи Наиболее старый и доступный метод определения состояния слухового восприятия. Его можно использовать в любых условиях. Способность слышать и понимать речь является основным критерием оценки состояния органа слуха. Количественная оценка результатов исследования сводится к определению расстояния, с которого исследуемый слышит шепотную, разговорную, громкую речь или крик.

4)Исследование слуха с помощью камертона

Опыт Федериче

Опыт Ринне

Опыт Вебера

Используется при обследовании слуха у взрослых и детей, определяется сенсоневральное или кондуктивное нарушение

Ножку звучащего камертона попеременно плотно приставляют к козелку и к сосцевидному отростку уха. Испытуемый должен ответить, где он слышит более громкое звучание камертона. В норме и при сенсонервальной тугоухости звук громче воспринимается козелка, при нарушении звукопроведения – с сосцевидного отростка.

Подразумевает количественную оценку слухового восприятия : измеряется время (в секундах, в течение которого испытуемый слышит звучание камертона вначале у ушной раковины, а затем с сосцевидного отростка. При нормальном слухе и сенсоневральном его нарушении дольше воспринимается звук у ушной раковины, при кондуктивной патологии – с сосцевидного отростка.

Камертон становится на темя. По средней линии головы. При сенсоневральном нарушении громче воспринимается звук в лучше слышащем ухе, при кондуктивном – в хуже слышащем.

5)Аудиометрические психоакустические методы исследования.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная аудиометрия по воздушному проведению

Пороговая тональная аудиометрия по костному звукопроведению

Для получения точных данных о состоянии слуховой функции для выявления различных видов патологии слуха

Порогом восприятия тона считается минимальная интенсивность звукового раздражителя, при которой у обследуемого появляется ощущение звука и которая воспринимается им в 50% предъявлений.

Обеспечивает прямое определение чувствительности улитки, а также возможное наличие кондуктивного компонента на каждой из исследуемых частот

Осуществляется с помощью аудиометров. Аудиометры создают тоны постоянной, достаточно большой интенсивности в широком частотном диапазоне и с неограниченным временем звучания.

Исследование начинается с лучше слышащего уха. При невозможности определить, какое ухо слышит лучше, как правило, исследования начинают с правого уха. Надеваются воздушные телефоны, маркированные согласно всемирно признанному стандарту для правого уха красным цветом, для левого – синим.

Исследователь проводит инструктаж обследуемого, добиваясь полного понимания требуемых от него действий. Основой методики является предъявление чистого тона одной частоты. Исследование начинается с определения порога слышимости тона частотой 1000 Гц. Звук плавно усиливают шагом в 5 дБ до тех пор, пока обследуемый не подтвердит слышимость сигнала. Затем интенсивность звука уменьшается на 20 дБ и вновь постепенно усиливается, останавливаясь на каждом шаге в 5 дБ не менее чем на 1-2 с. Эти

действия повторяются два-три раза, значения порогов наносятся на

аудиограмму. Определяют пороги слышимости других тонов. Повторно определяют порог слышимости тона на 1000 Гц. Затем исследование проводится на втором ухе

Используется костный вибратор. Исследование начинают с опыта Вебера. Костный телефон помещают на середину лба. Обследуемый должен определить, где слышен звук – на середине лба, в правом или левом ухе. Считается, что ухо, в котором латерализуется звук при опыте Вебера, лучше воспринимает костное звукопроведение. С него и приступают к дальнейшему исследованию. Костный телефон устанавливают на сосцевидный отросток. Порогом служит наименьшая интенсивность, воспринимаемая испытуемым в 50 % случаев. Рекомендации по предъявлению частот те же, что и при воздушном звукопроведении. Результаты обследования каждого уха по воздушному и костному звукопроведению отмечаются на аудиограмме.

Надпороговая аудиометрия

Проба дифференциального или разностного

порога силы звука по Люшеру

Тест выравнивания громкости

(Э. Фаулер)

Тест на определение порогов дискомфорта (ПД)

Для выявления феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГа)

Для дифференциальной диагностики болезни Меньера и невриномы слухового нерва.

Определение порогов дискомфорта.

Осуществляется с помощью аудиометров.

Определение ДПС проводится на частотах от 500 до 4000 Гц по воздушной проводимости. Исследуемому подается звук интенсивностью 40 дБ над порогом слышимости, модулируемый по интенсивности в диапазоне от 0,2 до 6 дБ до тех пор, пока он не начинает отличать модулированный тон от немодулированного. В норме и при кондуктивной тугоухости человек различает модуляцию глубиной около 1 – 1,5 дБ, величина менее 0,8 дБ является показателем наличия ФУНГа

Вначале на оба уха подается звук, интенсивность которого соответствует пороговому значению. Затем интенсивность звука, подаваемого на больное ухо, увеличивают на 10 дБ, а для здорового уха подбирают интенсивность, которая вызывает равное по громкости ощущение. Далее интенсивность звука в больном ухе увеличивают на 10 дБ, и процедура повторяется. При наличии ФУНГа увеличению интенсивности в хуже слышащем ухе на 20-30 дБ соответствует прирост в 45-50 дБ на здоровом ухе. При этом результаты теста считаются положительными.

В норме равная громкость обеспечивается равными приростами интенсивности в обоих ушах. В таком случае тест Фаулера оценивается как отрицательный.

Тестирование начинается на уровне примерно посередине между порогом восприятия на данной

частоте и 110 дБ. Лучше использовать импульсно-моделированный сигнал. После его включения интенсивность поднимается на 5 дБ каждые 5 с, пока не будет достигнут ПД.

Диапазон используемого слуха между порогом восприятия речи и ПД называется динамическим диапазоном (ДД). ДД определяется путем вычитания порога восприятия речи (ПВР) из ПД. Если частота и интенсивность звука соответствуют данной зоне, пациент слышит звук. Любые звуки, находящиеся

вне этого диапазона, нами не воспринимаются.

6) Речевая аудиометрия.

7)Акустическая импедансометрия

Тимпанометрия

Акустическая рефлексометрия

Достоверный и адекватный способ речевого исследования слуха

Измеряется острота слуха

Цель – получение кривой разборчивости

Позволяет провести дифференциальную диагностику патологии среднего уха, а также получить представление о функции VII и VIII пар черепно-мозговых нервов и стволомозговых слуховых проводящих путей

Используется, прежде всего, при исследовании порогов слышимости у детей и в случаях, когда определение аудиометрических порогов невозможно. Необходима специальная аппаратура (магнитофон, компьютер). Исследования следует проводить в специальном помещении с достаточно низким уровнем шума, не влияющим на условия обследования. Исследования слуха проводятся в наушниках и в свободном

звуковом поле. Испытуемого инструктируют. Словесный текст подается непосредственно в наушники. Методика исследования заключается в том, что испытуемому передаются со специальной магнитофонной записи или компакт-диска в свободном звуковом поле через динамический громкого- воритель или при помощи специальных воздушных телефонов отдельные слова или фразы. При этом его усаживают таким образом, чтобы голова находилась на расстоянии 60 см от динамика и оба уха были одинаково удалены от центра диффузора. Испытуемый повторяет воспринятые слова, а исследователь, слыша запись этих слов через специальный контрольный телефон (наушники) и сравнивая ответы испытуемого, регистрирует полученные данные. В процессе обследования интенсивность воспроизводимой речи планомерно меняется и определяется соответствие между уровнем интенсивности речи и процентом правильно воспринятых слов

Представляет собой регистрацию акустического сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы. Для проведения таких исследований созданы специальные приборы – импедансометры.

заключается в регистрации значений акустического сопротивления или акустической податливости при изменении давления воздуха в наружном слуховом проходе (от +200 До -400 мм вод. ст.).

При звуковом воздействии интенсивностью 70-80 дБ над порогом слышимости происходит рефлекторное сокращение мышц. Сокращение мышц среднего уха в ответ на звуковые сигналы является безусловным акустическим рефлексом, вызывает натяжение барабанной перепонки, что приводит к повышению ее импеданса.

Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов

Отоакустическая эмиссия

8)Поведенческая аудиометрия

9)Аудиометрия с визуальным подкреплением

10)Игровая аудиометрия

Наиболее объективный метод диагностирования порогов периферической чувствительности слуха, особенно у новорожденных, у грудных младенцев и детей раннего возраста.

Для объективного исследования особенностей функционирования слухового анализатора.

Адекватна для возраста от 4 месяцев до 3 лет.

Применяется в возрасте от 1 года до 3 лет.

Для детей от 3 до 5 лет.

Заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Используют высокочувствительные усилители, а также многократное повторение звуковых сигналов. Таким образом, с помощью компьютера производится накопление, суммирование и усреднение регистрируемых сигналов слуховой системы. Электроды располагаются на макушке головы и сосцевидных отростках. Каждый пик потенциалов указывает на конкретные части слуховой системы или головного мозга. В зависимости от локализации генераторов и времени возникновения СВП подразделяются на различные классы: коротколатентные (КСВП, к которым относятся потенциалы улитки и слухового нерва и потенциалы структур ствола мозга (стволомозговые СВП, среднелатентные (ССВПдлиннолатентные (ДСВП). Наиболее широкое распространение в аудиометрической практике получила регистрация КСВГТ, которая используется для определения степени потери слуха у детей раннего возраста с подозрением на нарушения слухового анализатора различной этиологии. Регистрируется электрическая активность улитки и слухового нерва, возникающая в интервале 1-10 мс после предъявления стимула (акустические щелчки или другие короткие стимулы). После регистрации коротколатентных СВП регистрируется вызванная активность слухового нерва и структур мозга, возникающая во временном окне 1-15 мс

Представляет собой чрезвычайно слабые

звуковые колебания, регенерируемые

улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружнем слуховом проходе при помощи высокочувствительного низкошумящего микрофона. Различают спонтанную и вызванную ОАЭ. Спонтанная ОАЭ может быть зарегистрирована в наружном слуховом проходе человека при отсутствии звуковой стимуляции. Вызванная ОАЭ регистрируется в ответ на звуковую стимуляцию. У лиц с нормальным слухом пороги возникновения задержанной вызванной ОАЭ и ОАЭ на частоте продукта искажения очень близки к субъективным порогам слышимости. При наличии сенсоневрального или кондуктивного нарушения слуха, сопровождающегося повышением порогов слышимости до 30 дБ и более, эмиссия перестает регистрироваться.

Задержанная вызванная ОАЭ представляет собой две-три группы колебаний различной частоты, возникающих через 6-8 мс после начала стимула и продолжающихся в течение 20-30 мс.

Осуществляется с помощью аудиометров.

Ребенок вместе с родителями помещается в звукозаглушенную камеру таким образом, чтобы громкоговорители были расположены с обеих сторон от ребенка. Исследователь начинает говорить с интенсивностью от 30 дБ, отмечая локализует ли ребенок звуки. Методика определения порогов слышимости соответствует методике, используемой у взрослых.

Осуществляется с помощью аудиометров.

Ребенок помещается в звукозаглушенную камеру. Сверху и снизу от динамиков располагаются механические игрушки, которые могут двигаться или светиться. С свободном звуковом поле подается частотно-модулированный тон частотой 1000 Гц интенсивностью 50 дБ и, если ребенок поворачивается в сторону динамика, приводится в действие игрушка. Если же ребенок не обращает внимания на динамики, интенсивность повышается до тех пор, пока не будет получена реакция ребенка. Исследование повторяется на частотах 2000, 4000, 500 и 250 Гц.

Осуществляется с помощью аудиометров. Ребенка инструктируют надеть кольцо на стержень пирамидки или произвести другие аналогичные действия, когда он услышит звук. Исследование начинается с частоты 1000 Гц на интенсивности между 30 и 40 Дб. Пороги определяются на частотах 250-4000 Гц для каждого уха.

Публикации по теме:

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Сценарий тренировочного занятия с дошкольниками по подготовке к исследовательской практике «Исследования «Сахар» Воспитатель показывает изображение сахара, спрашивает у детей: «Что бы вы хотели узнать о сахаре?» Дети задают вопросы: - Для чего людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы исследования слуха
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 07:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД