Получи документы

Методы исследования

Марьясова Екатерина Вадимовна
Методы исследования

Методы научных исследований - это те приёмы и средства, которые позволяют получить достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. В психологических исследованиях используется широкий выбор методов, которые позволяют получить наиболее точные результаты об исследуемом явлении.

Основные методы психологического исследования и их варианты.

Публикация «Методы исследования» размещена в разделах

Метод математической статистики – метод позволяющий выявить об-щи свойства и способности, отличающих людей друг от друга.

Опрос – метод, в процессе применении которого задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии отвечающего

- Устный - Свободное

- Письменный - Стандартизированное

Тесты – стандартизированная методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки психологического качества

- Тест-опросник

- Тест-задание

- Проективный тест

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси-хических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений.

- Естественный

- Лабораторный

Моделирование создание искусственной модели феномена, повторяющей все его основные параметры и свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

- Математическое - Техническое

- Логическое - Кибернетическое

Характеристика методик эксперемента.

Каждая из экспериментальных ситуаций имеет определенное комму-никативное содержание, при этом каждая предыдущая ситуация по своему коммуникативному насыщению предваряла последующую. Коротко представим содержание экспериментальных методик.

Методика «Изучение развития лексического словаря у детей»

Данная методика позволит обследовать объём активного и пассив-ного лексического словарного запаса и изучить его качественный состав. А также дать количественную оценку полученным данным.

Анализ результатов исследования по методике «Изучение развития лексического словаря у детей».

По данной методике было обследовано 30 детей раннего возраста, 15 детей – воспитанников массового детского сада и соответственно 15,посещающих ДОУ комбинированного вида.

Применяемая методика дала возможность оценить уровень сформированности предпосылок к развитию речи, а именно наличие звукоподражания, понимание речи, уровень общения и сотрудничества, уровень ориентировки в окружающем мире. В результате обследования, всех детей по уровню развития речи и коммуникативно-познавательной деятельности можно было разделить на две группы:

Первая группа (контрольная, в нее вошли дети, которые вступили в контакт со взрослым. Они выполняли просьбы взрослого быстро, охотно и до конца выполняли действия. Задания выполняли самостоятельно и практически без ошибочно. Данную группу составляли дети, воспитывающиеся в массовом детском саду. При выполнении данными детьми заданий методики были выявлены следующие результаты:

Изучение звукоподражания – средний 3балла как у мальчиков, так и у девочек в данной группе равен 3балла, то есть дети охотно приступают к выполнению заданий, находят нужную игрушку, сразу вступают в контакт, самостоятельно и правильно произносят звукоподражание.

Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных – у мальчиков 3балла, а у девочек 3балла, глаголов - у мальчиков 3балла, у девочек 3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.

Изучение экспрессивной речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия существительные, глаголы, прилагательные, наречия – по 3 балла, экспрессивные высказывания детей данной группы понятны окружающим, активный словарный запас соответствует норме.

На рис. 2 графически отображены показатели речевого развития детей, со-ставляющих контрольную группу.

Вторую группу – составляли дети, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, некоторые из них вообще не справлялись самостоятельно. Это дети, которые составляют основную (экспериментальную) группу исследуемых детей.

Анализ полученных данных, при обследовании детей с ЗРР, показал следующие результаты:

Изучение звукоподражания – средний балл как у мальчиков, так и у девочек в данной группе равен 2,5балла, то есть дети приступают к выполнению заданий, находят нужную игрушку, правильно произносят звукоподражание.

Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных – у мальчиков средний балл – 2,4, а у девочек – 2,7, глаголов - у мальчиков 2,6 балла, у девочек 2,3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.

Изучение экспрессивной речи: наблюдаются значительные отклонения развитии речи, даже если и понимают что нарисовано на картинке, не называют. При произношении взрослым правильного слова, кивают головой. В результате получились следующие данные: средний балл при назывании: существительных у мальчиков 2,6, у девочек - 2,3; глаголов – мальчики и девочки по 2балла; прилагательных – мальчики – 1,6, девочки 2 балла, и, наречий – как у мальчиков, так и у девочек – 1балл. Дети хорошо передают акцентно-мелодический контур слов, и ударения. Речь понятна окружающим.

По степени сформированности компонентов речевой системы и к коммуни-кативной деятельности детей данной подгруппы мы отнесли к 3 уровню ЗРР, критерии которого обозначены в первой главе.

*

Анализ полученных при обследовании второй подгруппы детей с ЗРР, позволил выявить следующие результаты. Данные дети характеризуются тем, что произносимые ими слова не понятны для окружающих, только для их родителей. Так как слова исследуемые произносят косноязычно, либо их фрагменты, но воспроизводят их музыкальное строение. Все перечисленные компоненты речевой системы, позволяют отнести данную подгруппу детей к 2 уровню ЗРР, основываясь на критерии, которые отмечены в первой главе данного исследования. Данную подгруппу составляют только мальчики.

В результате:

При изучении звукоподражания – средний балл – 2, то есть мальчики приступают к выполнению заданий не охотно, находят нужную игрушку, но допускают ошибки, так как много отвлекаются.

Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных –1,8 балла, глаголов - 2,4 балла,

Изучение экспрессивной речи: наблюдаются большие в развитии произносительной стороны речи. При произношении взрослым правильного слова, кивают головой. В результате получились следующие данные: средний балл при назывании: существительных 1,6, глаголов –1,2балла; прилагательных – 1,2 и наречий – 1балл.

И последняя подгруппа характеризуются отсутствием экспрессивной речи, активным использованием жестов, мимики, различными аффективными состояниями, но достаточно развитой импрессивной. В силу этого факта обследовалась только лишь импрессивная речь. Дети данной группы, согласно критериям, обозначенным в первой главе, отнесены к подгруппе 1 уровня ЗРР.

Так выявлены следующие результаты:

Понимание существительных – у мальчика – 2,4, а у девочек – 2,7, глаголов - у мальчиков 2,6 балла, у девочек 2,3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.

*

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего детского возраста с ЗРР явно отстает, от развития речи нормально развивающихся детей. Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

Публикации по теме:

«Детские исследования в логико-математической деятельности старших дошкольников» Исследовательская деятельность в детском саду. Эта фраза наверняка у многих вызовет улыбку. Возможна ли вообще такая деятельность для детей.

Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи Задание 1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия. Цель: выявить уровень развития кратковременной слуховой памяти у детей. Вывод: результаты диагностики.

Бинарное итоговое мероприятие учителя-логопеда и воспитателя «Одежда» с элементами исследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малодорская средняя школа» структурное подразделение «Детский сад «Радуга» Устьянский.

Диагностика исследования понимания речи для неговорящих детей 3–4 лет с ОНР I. Пояснительная записка Актуальность. В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена.

Конспект НОД для 1 мл. гр. по ИЗО деятельности с элементами исследования «Капель». Тема: Капель Тип образовательной деятельности: интегрированное Програмное содержание: Задачи: Образовательная: - объяснить причины возникновения.

Конспект занятия для первой младшей группы по рисованию с элементами исследования «Дождик»Конспект занятия для первой младшей группы по рисованию с элементами исследования «Дождик» Задачи: Образовательная: - объяснить причины возникновения дождя; - учить рисовать дождь, - учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Фотоотчет «Эксперименты, опыты, исследования»Фотоотчет «Эксперименты, опыты, исследования» "Люди,научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,оказываясь На.

Конспект НОД с элементами исследования «Что мы знаем о деревьях?» Задачи: 1. Развивать музыкальный слух, умение пользоваться музыкальными инструментами, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль.

Творческий проект с включением элементов исследования. Выпуск газеты «Здоровей–ка» 3 класс Творческий проект с включением элементов исследования Выпуск газеты «Здоровей – ка» на тему «Кожа».Паспорт проектной работы. Руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы исследования
Опубликовано: 9 июля 2015 в 11:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД