Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников

Татьяна Кононова
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников

Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?

• Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Моя задача заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. По некоторым причинам возникают проблемы в воспитании ребёнка в семье: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие – не умеют, третьи – не понимают, зачем это нужно. Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников моей группы. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:

– недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;

– неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;

– незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенных проблем взаимодействия с семьями воспитанников, поставила перед собой

Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений воспитанников с семьями.

Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:

-создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- установить доверительные партнёрские отношение.

-развивать различные формы сотрудничества совместного и индивидуального подхода к семьям.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей успешного сотрудничества, и доверительных отношений я изучила необходимую педагогическую литературу, электронные источники по данной теме. Условно свои формы работы с родителями я формирую по 4 основным направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое

I. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания. Проводятся в нашем ДОУ раз в квартал (каждую учебную четверть). Информирую родителей о ходе образовательного процесса, вручаю благодарственные письма, родителям активно принимавшим участие в помощи освоения образовательной программы своим детям.

- консультации и индивидуальные беседы. Проводила консультации с группой родителей и индивидуально по темам:

Возрастные особенности старшего дошкольника»,

«Игры и игрушки для старшего дошкольника»,

«Как провести замечательный выходной всей семьей»,

«Агрессивный ребенок»,

«Особенный ребенок»;

«Обучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста»

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Были проведены выставки:

«Лучшая игрушка на ёлку»

«Поделка к празднику Победы»

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Проводила урок по познавательно-исследовательской деятельности» Волшебные свойства магнита»

- совместное создание предметно-развивающей среды;

Привлекала родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

- телефон доверия (номер директора, воспитателей есть у всех родителей).

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

Организовала проект с группой родителей «Составление семейного древа.»

Он помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения

Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.

В анкетировании родителей приняли участие 14 человек или 82% от общего числа родителей.

Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ:

Образование родителей: высшее – 24%, среднее специальное – 59%, среднее – 17%

Семейное положение: полная семья -95%, неполная семья – 5% Социальный статус: служащие – 24%, рабочие – 24% интеллигенция – 26%, безработные – 11%

Количество детей в семье: 1 ребенок – 10%, 2 ребенка – 62%, многодетные – 28%

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи и учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Проводила тестирование с родителями на тему:

» Какие вы родители?» Тест состоял из 14 вопросов. За положительный ответ ставилось два балла. за ответ» иногда»1балл, за отрицательный-ни одного.

Тестирование проходили 15 родителей ; из них

набрали более 20 очков-8 человек (всё благополучно в общении с детьми).

От 10 до 20 очков-6 человек (отношения с детьми

удовлетворительные, но недостаточные, односторонние.) Рекомендовала подумать, что можно и нужно изменить

Ниже 10 очков-2 человека (контакт с детьми не налажен)Проводила отдельные индивидуальные беседы.

Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещаю на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

- создала папку-передвижку.» Безопасность детей на дороге»

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у меня нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению были организованны и проведены праздники:

- «Осенины»(фольклорный праздник, проводился конкурс на лучший костюм цветка)

«Самая лучшая мама»(праздник,посвящённый дню Матери. Дети инсценировали сказку, две мамы исполняли главные роли,

«Новогодний праздник»

«Рождественские колядки»

«С днём защитника,герой!»(развлечение с участием пап)

«Масленица»

«Русский сувенир»(мамин праздник)

Некоторые праздники заканчивались чаепитием.

Проводила акцию» Старой игрушке новая жизнь»

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Публикации по теме:

«Разнообразные методы работы педагога по развитию речи воспитанников ДОУ» Развитие речи очень важный раздел программы. Чтобы преподнести его детям, воспитатель должен хорошо владеть определенным объемом знаний,.

Аттестационная работа воспитателя на первую категорию «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников» Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским.

Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. БЛОК 1. Рекламный Задачи: Повышение социального статуса дошкольного образования, повышения.

Отчет по самообразованию «Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников по ФГОС» Отчет по самообразованию воспитателя: Москальцовой А. И «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников
Опубликовано: 20 октября 2017 в 19:10
+107Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО»
… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец....
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»
Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: ( «Кто живет в домике? », для отработки...
Фотоотчет «У мамы руки золотые!»
В России стало доброй традицией отмечать День Матери. В детских садах проводят утренники, развлечения, досуги, тематические выставки. В нашем детском...
Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...