Папки-передвижки

Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования

Елена Сергеева
Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования

Мироощущение ребенка,

его компоненты и условия формирования.

Внутренний мир ребенка многогранен, у каждого есть свои взгляды и представления. Во многом его определяют эмоции, они неотделимы от психической деятельности малыша. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального восприятия интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования» размещена в разделах

Мироощущение выступает как показатель непосредственного опыта личности и индивидуальности ребенка, выражается в реакции его на различные жизненные ситуации, в его настроении. Это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также жизненные принципы, определяющие характер детской деятельности.

Мироощущение имеет огромный жизненный практический смысл для ребенка, оно влияет на нормы поведения, на отношение в детском коллективе, с взрослыми, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.

Обращение к научной философской литературе показало, что мироощущение представлено как явление, которое, с одной стороны, представляет собой концепцию мира и взаимосвязей мира и ребенка. С другой стороны, содержит наиболее общие критерии для его жизненной ориентации. В трудах Л. С. Выготского мироощущение предстает как фундамент духовной культуры, сущности его «Я», определяемое жизненными ситуациями, которое даёт исходную основу для личностного смысла жизни.

Эмоциональное мироощущение является предметом исследований, в философии и психологии, излагаются результаты теоретического анализа подходов к проблеме эмоционального мироощущения. Изначально она возникает в трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита, как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит ли он на жизнь с радостью или видит всё в мрачных тонах.

В отечественной психологии проблема мироощущения получила освещение в работах педагогов и психологов Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Л. С. Выготского. В современной российской психологической науке, предметом рассмотрения является в исследованиях А. В. Брушлинсково, К. А. Абульхановой – Славской, М. И. Воловиковой, В. В. Гостева, Ф. Е. ВасилюкаВ. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, В. А. Понамаренко и других авторов. Например, своих трудах, А. В. Запорожец дает определение мироощущению. «С одной стороны, оно выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой - оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение - это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее». Таким образом, мы можем дать определение, что мироощущение – это восприятие ребенком окружающего его мира, которое выражается в тех или иных настроениях и чувствах. Радостное мироощущение, это восприятие мира с радостью, с любовью, с восхищением. И главная задача педагогов, сформировать у детей, это чувство радостного восприятия мира, увидеть окружающую действительность в ярких красках, помочь вырасти творческими и одаренными личностями.

Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия - как переживание нежности, умиления, духовной близости. Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик, от врожденной органической потребности - до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни.

Определение Л. С. Выготского : - творчество это деятельность, которая создает новое. “Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека”.

Использование нетрадиционных техник рисования у детей появляются яркие положительные эмоции, а это одно из проявлений субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, жалость, ревность, любовь - нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки детских эмоций. Эмоции для ребенка играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т. к. они сливаются в едином переживании маленького человека. Например, восприятие продукта своей творческой деятельности в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями.

Вывод: Подводя итог сказанному, мы можем дать определение мироощущению. Мироощущение - это эмоциональный отклик, на окружающий мир, основанный на принципах эмоционального восприятия и отношения к нему, с радостью или в мрачных тонах. Восприятие ребенком окружающего его мира, которое выражается в тех или иных настроениях и чувствах. Важность того, что сформировать радостное мироощущение у ребенка необходимо в дошкольном детстве заключается в том, что если любовь к окружающему миру, и восторг перед его красотой не придут к человеку в детстве, то они, как правило, не приходят потом совсем

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке»Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке» [/i]Зима- любимое время года для детей и взрослых. Это время и для развлечений и подвижных игр. Зимняя прогулка является надежным средством.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Проект «Региональные компоненты северного края» Слайд 1 Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования
Опубликовано: 19 октября 2020 в 12:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД