МААМ-картинки

Мнемотехника как средство развития связной речи

Татьяна Сушко
Мнемотехника как средство развития связной речи

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи» размещена в разделах

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

• скудный словарный запас,

• неумение согласовывать слова в предложении,

• нарушение звукопроизношения, внимания,

• несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Мнемотехника направлена на формирование, улучшение навыка запоминания. Используемая в ней система методов и упражнений позволяет ребёнку не только быстрее и эффективнее запоминать необходимый материал, но и воспроизводить его.

Мнемотехника становится все популярнее, используется при работе с детьми разных возрастов. Она влияет не только на память, но также и на развитие связной речи. В ее основе визуальное восприятие материала, его дальнейшее воспроизведение при помощи картинок.

Суть работы с мнемотаблицей проста : у ребенка формируют ассоциативную связь между определенным словом/словосочетанием и изображением. Затем слово изображают схематически. Ребёнок внимательно изучает показанные изображения, что способствует в дальнейшем быстрому запоминанию и воспроизведению текстовой информации. А это благоприятно сказывается на его речевом развитии.

Применение данной таблицы значительно упрощает процесс обучения, поэтому она пользуется большой популярностью у педагогов, в том числе у логопедов.

Мнемотехника существенно ускоряет развитие связной речи у дошкольников. Она содержат яркие картинки, упрощающие процесс обучения для дошкольника. Яркие понятные схемы помогают овладеть навыком составления предложений, логических цепочек. В дальнейшем проще составлять тексты с подробным описанием, уточняющими деталями.

Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы.

Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно.

На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко. Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения так малышам будет легче запомнить нужный материал.

Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ.

Например, белочку на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.

Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета.

Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.

Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей.

Особенность мнемотехнических приемов визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным: Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.

Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.

Самый трудный этап использование мнемотаблиц для формирования связной речи.

Прежде чем включать данную методику в работу, нужно учитывать, что детей дошкольного возраста необходимо подготовить, чтобы они смогли ее воспринимать. На начальных этапах следует использовать простые и понятные изображения. Все картинки должны быть яркими, потому что детям будет неинтересно заниматься с черно-белым изображением, его сложнее запоминать. В мнемодорожке не должно быть слишком много картинок. При их чрезмерном количестве ребятам любого возраста будет сложно воспринимать и запоминать информацию. Их максимальное число не должно превышать 8-9 штук. Также их количество должно соответствовать возрасту учащегося.

Мнемотаблицы должны охватывать все лексические темы, чтобы расширить словарный запас и сформировать связную речь.

Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.

Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 20:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД