Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки»

Светлана Майорова
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки»

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки»

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки»

Для овладения грамотой, то есть

первоначальными навыками

чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха,

произносительной стороны речи, что

служит основой овладения навыками

звукобуквенного анализа.

А. Р. Лурия

Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. При обучении детей грамоте необходимо сформировать у них основные понятия, такие как «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы я предлагаю многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки» которые помогут ребенку-дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.

Подготовка к обучению грамоте входит в образовательную область «Коммуникация». Пособие предназначено для детей 4-7 лет.

Цель и задачи.

Цель: подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

-- развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза:

- закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;

- закрепить представление о твердости – мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;

- упражнять дифференциации согласных звуков по твердости- мягкости, глухости-звонкости.

-- закрепить умение выделять звук из слова;

- совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

- совершенствование фонематического слуха: название слов с определенным звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение место звука в слове.

-- познакомить детей с буквами.

Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.

Пособие представляет собой два замка, вырезанные из картона: один — красного цвета, с открытой дверью, другой — большего размера, наполовину синий, наполовину — зеленый, дверь закрыта решеткой, над дверью — колокольчик; два кубика (5х5 см): один — твердый (из дерева или пластмассы, синего цвета, другой — мягкий (из поролона, зеленого цвета, буквы, картинки, сюжетные картинки.

Формы организации: дидактическая игра, игра-сказка, игра-путешествие, игра-фантазия.

Время реализации дидактического пособия три года (средняя логопедическая группа, старшая логопедическая группа, подготовительная логопедическая группа).

Используя это пособие необходимо учитывать следующие принципы:

Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.

Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании школьно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Индивидуализация темпа работы переход к новому этапу обучения только полного освоения материала предыдущего этапа. Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая

формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Работа с дидактическим пособием включает в себя следующие этапы:

I этап – выявление уровня развития у детей фонематического слуха; развитие слухового и речевого внимания; работа над дифференциацией звуков. Знакомство детей с гласными первого ряда, плюс звук (и, а также их реализацией: в речи – звуком, на письме –печатной буквой. Общее знакомство воспитанников с понятием «звук» и «слово».

II этап - Знакомство детей с гласными второго ряда и согласными звуками, а также дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги и слова.

III этап – осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

Дети усваивают понятия: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

• Звуки окружающего мира;

• Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

• Гласны звуки;

Согласные звуки (без классификации);

• Согласны твердые и мягкие;

• Согласные звонкие и глухи.

Параллельно даются понятия:

• Слово;

• Слог;

• Предложение;

• Заглавная буква;

• Вопросительное предложение.

Примеры дидактических игр для пособия:

Описание игрового момента № 1:

Цель: познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», с различными способами образования гласных и согласных звуков.

Содержание. Учитель-логопед говорит: «Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков. Звуки живут в двух замках — Гласном замке красного цвета и Согласном замке сине-зеленого цвета. Согласных звуков больше, поэтому их дом большего размера. В Гласном замке дверь всегда открыта, звуки могут свободно выходить из него. Так происходит и в речи: когда мы произносим гласные звуки, воздух изо рта выходит свободно, ему ничто не мешает. В Согласном замке выход закрыт решеткой, чтобы выйти звуки должны преодолеть это препятствие. Когда мы произносим согласные звуки, воздух, выходя изо рта, должен преодолеть преграду, которую образуют губы, зубы, язык».

Описание игрового момента № 2:

Цель: познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Содержание. Учитель-логопед рассказывает: «Согласный замок состоит из двух половин. Одна половина синяя, там все твердое: и стулья, и диваны, и полы — там живут “твердые согласные звуки”. Мы будем их обозначать синим цветом. В зеленой половине замка все мягкое: и диваны, и кресла, и скатерти на столах — там живут “мягкие согласные звуки”. Их мы будем обозначать зеленым цветом».

Описание игрового момента № 3:

Цель: закрепление понятий «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» на основе тактильных ощущений (твердый синий кубик и мягкий зеленый кубик).

Содержание. При знакомстве с согласными звуками детям предлагается произнести твердый и мягкий согласные звуки, держа в руке соответствующий кубик и нажимая на него.

Описание игрового момента № 4:

Цель: познакомить детей с понятиями «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».

Содержание. Обратить внимание детей на колокольчик над дверью у сине-зеленого замка. «Некоторые согласные звуки, выходя из замка, звонят в колокольчик. Такие звуки называются “звонкие согласные”. Другие звуки не звонят в колокольчик — это “глухие согласные звуки”». Закрепить эти понятия с помощью тактильных ощущений: приложить ладонь к горлу и почувствовать работу голосовых связок при произнесении звонких и глухих согласных звуков.

«Помоги зайке достать шарик»

Цель: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

Ход игры: педагог называет ряд слов или демонстрирует картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Кубик прислоняется: к синему замку, если согласный звук – твердый, к зеленому — если мягкий. Таким образом, ребенок определяет, какой кубик принадлежит герою. Усложнение: ребенок выбирает себе кубик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Дидактические упражнения:

Выделение начального ударного гласного из слов.

Выделение последнего согласного из слов.

Выделение начального согласного из слов.

Определение звука в ряду других звуков.

Отбор картинок с заданным звуком.

Выделение конечного гласного из слов.

Отбор картинок с заданным звуком.

Придумывание слов с заданным звуком.

Дидактические игры:

1.«Кто внимательный?» (К каждой букве.) Назови, что изображено на рисунках. Найди одинаковый звук в словах. (Какая нужна буква.)

2. «Кто больше?»

-придумай слова,в которых звук …был бы в начале, в середине, в конце слова.

- назови имена людей, клички животных, в которых звук … был бы в начале, в середине, в конце слова.

- вспомните слова о зиме (весне, лете и т. д.) в которых есть звук ….

3. «Слоговое лото». Составление с данными слогами.

4. «Найди лишнее слово»

5. «Узнай звук»

6. «Слоговой аукцион»

7. «Найди слово в слове»

8. «Дежурный звук»

Источники, использованные для подготовки пособия:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.

2. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г

3. Л. А. Кулешова. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005 г.

Самоанализ:

Дидактическое пособие «Волшебные замки» оправдывают свое назначение по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Проводя анализ анкетирования родителей пришла к выводу, что основная часть родителей недостаточно чётко понимают суть подготовки ребёнка к школе. Для них главное-это научить читать, писать и считать, уметь логически мыслить, правильно произносить «буквы». Конечно, не все родители понимают, что такое буква и что такое звук. Доступность и последовательность материала позволила детям более качественно усвоить программный материал. Читая отзывы и рекомендации родителей приходишь к выводу, что подготовка к обучению грамоте социальна значимая проблема.

Это пособие дает детям возможность проявлять самостоятельность, инициативу, стимулирует детскую активность, вызывает интерес у детей и их родителей. Поставленная цель мною достигнута. Используя дидактическое пособие «Волшебные замки» создается спокойная радостная атмосфера в группе. Вместе с детьми я радуюсь их успеху, горжусь их выдумками, стимулирую у детей потребность к созданию новых необыкновенных чудесных творений.

Я выбрала это пособие, потому что оформлено красочно, доступно, наглядно и интересно. Детям так более доступно запомнить звуки и буквы родного языка.

В основе этого пособия лежит игровой метод, способствующий наглядно-образному мышлению. Игры подобраны с соответствующими целями.

В результате воспитанники различают понятия «гласный звук», «согласный звук», «глухой – звонкий», «мягкий – твердый», «буквы» «слоги», «слово», «предложение». Выделяют слова в предложении, определяют их место. Составляют предложение с заданным словом. Имеют представление о вопросительном предложении. Делят слова на слоги, считают слоги в слове. Составляют слова из готовых слогов. Проводят звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. Понимают и различать понятия «звук» и «буква».Читают простые слова и предложения. Имеют представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.

Данное пособие позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Публикации по теме:

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Многофункциональное дидактическое пособие «Снеговички»Многофункциональное дидактическое пособие «Снеговички» Многофункциональное дидактическое пособие "СНЕГОВИЧКИ".Идею создания снеговичков я заимствовала у знакомого логопеда, плюс фантазия, плюс.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные замки»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 16:35
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...