Получи документы

Модель Денвера в социальном взаимодействии с ребенком РАС

АКСАНА ДЕМЧУК
Модель Денвера в социальном взаимодействии с ребенком РАС

Сегодня все более актуальным становится вопрос включения детей с РАС в социум. В связи с этим, возникает необходимость поиска эффективных методов и подходов с учетом специфики развития этих детей, т. к. привычные методы обучения не срабатывают. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с таким ребенком.

Ребенок 5 лет, поступил в детский сад, диагноз РАС поставили через полгода.

Публикация «Модель Денвера в социальном взаимодействии с ребенком РАС» размещена в разделах

М. полностью погружен в свой мир. Даже простые попытки взаимодействия казались поначалу недоступными: невозможно поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.

Ребенок проводит время, бесцельно передвигаясь по группе, часто застывает перед окном, дергает жалюзи, и затем продолжает собственное движение. При попытке остановить его, удержать, добиться внимания, заставить что-то сделать может возникнуть дискомфорт, и, как реакция на него – крик, агрессия. Невозможно привлечь внимание даже на 1 минуту, избегает общения с детьми и взрослыми. Стереотипность проявляется в монотонности полевого поведения.

Первое время было очень тяжело, М. не реагировал на меня, не замечал, не выполнял требования, разбрасывал раздаточные материалы, падал на пол и лежал. Так как надо сначала привыкнуть к новому месту, я разрешала походить по кабинету, потрогать мебель, игры.

За первые 2 месяца удалось привыкнуть к кабинету, он стал замечать меня, подходить, протягивать руки, мы начали с ним играть. Но интереса у него не было, ни к чему. Эмоционального отклика на общение, обучение не было.

Тогда я стала искать другие методы работы с ребенком и в этом мне помогла книга Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л. А. «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом». Данная книга рассказывает о том, как, использовать Денверскую модель раннего вмешательства, адаптированную специально для родителей особых детей. Издание адресовано родителям детей с аутизмом, профессионалам в области раннего вмешательства и всем заинтересованным специалистам.

Несмотря на то, что эта методика рассчитана на детей от года до 3 лет, мы можем взять на вооружение некоторые приемы и методы работы для детей с наиболее тяжелой формой аутизма, отталкиваясь от уровня актуального развития ребенка. В книге дано очень много конкретных советов и рекомендаций (как помочь общаться, концентрировать внимание, участвовать в совместных играх). Основная цель ДМ – помочь детям с РАС овладеть основными социальными навыками, такими как речь, мимика, жесты, направить внимание на людей: на их действия, звуки, слова, лица, чтобы дети смогли воспринимать информацию. Используя специфические методики можно научиться:

1. Делать игровое поле более привлекательным для ребенка.

2. Оказывать помощь в освоении базовых навыков (обращать внимание на лица, голоса и действия других людей, подражать им, общаться с окружающими используя голос, жесты, понимать слова и жесты других людей, играть с игрушками общепринятыми способами).

Представленные в книге навыки разбиты на шаги, которые подробно расписаны, приведено много примеров из жизни.

Остановимся на некоторых из них, наиболее актуальных, которые помогли мне установить контакт и организовать работу.

Моей задачей на первом этапе стало формирование единого стереотипа занятия у ребенка.

ЭТАП 1. КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

(он включает 5 шагов)

ШАГ1. Определить фокус внимания вашего ребенка

Подбирая материалы, которые соответствуют интересами предпочтениям ребенка, можно создать такие ситуации для обучения, в которых ребенок, скорее всего, обратит на вас внимание и будет взаимодействовать и таким образом учиться новому.

ШАГ2. Занять правильное положение,чтобы ребенок вас заметил

Социальная коммуникация осуществляется, прежде всего, через контакт глаз, мимику и язык тела. Надо занять такое положение, чтобы ребенок сохранял зрительный контакт и четко видел выражение лица, взгляд и движения рта, когда мы говорим. Т. е. когда он сидит перед вами, это помогает вам оказаться в фокусе его внимания.

ШАГ 3. Устранить «конкуренцию»

Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание ребенка, отвлекая от занятий.

ШАГ 4. Определить зону социального комфорта ребенка

Расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть на вас — это и есть правильная дистанция для его обучения.

Но расстояние не так важно; куда важнее, чтобы ребенок обращал больше внимания на вас и чтобы вы находились достаточно близко, чтобы дотянуться до него и до необходимых материалов.

ШАГ 5. Присоединится к игре, предоставив ребенку ведущую роль

Отличный способ начать — использовать активное слушание.

Легко перейти от активного и одобрительного наблюдения за действиями ребенка к роли его рассказчика. Активно наблюдая, добавляйте простые слова или короткие фразы, чтобы описать, что делает ребенок.

Простой язык используется для того, чтобы помочь ребенку начать слышать отдельные слова и связывать их с определенными предметами или занятиями.

Расскажу, как это происходило у нас с Артемом.

Артем все свободное время увлеченно складывает пазлы или строит из кубиков. Я использовала это в игре, чтобы привлечь его внимание. Подбирала такой дидактический материал, где необходимо, что-то собрать и стала придумывать игры и занятия с ними.

Стремясь привлечь внимание, я убирала все лишние предметы со стола, оставляя в поле видимости только то, что необходимо для занятия и привлекало ребенка. И так до тех пор, пока он не привык к своему месту.

Первое время ребенок не подпускал никого близко, не смотрел на собеседника, не садился рядом, но по мере того как занятия и игры стали привычными и приятными, расстояние сократилось, появился контакт глаза в глаза. Артем стал садиться на колени, поворачивать мое лицо к себе, требуя внимания.

На каждом занятии я всегда проговаривала, что делает ребенок, например, молодец, Артем как хорошо ты выполнил…., а теперь бросай мяч мне, лови мяч или «ой, мячик упал», «подними». Или каждый день повторяли имена ребят в группе с указанием на человека. Занятия начинали с приветствия, ребенок повторял за мной «Здравствуй», уходя, говорил «До свидания».

ЭТАП 2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ

(он включает 4 шага)

ШАГ 1. Начать с подготовки к игре

Этап подготовки к игре очень важен, потому что именно с него начинается интерес ребенка к занятию.

ШАГ 2. Продумать процесс игры: ее структуру и последовательность действий

Нужно продумать процесс игры — то, что вы будете делать по очереди, чтобы превратить занятие во взаимодействие.

ШАГ 3. Усложнить игру, добавив новые варианты.

Пробуйте разные способы изменения и развития сюжета игры

Сначала убедитесь в том, что игра хорошо усвоена (вы повторили ее несколько раз) и что ребенок следует за вами.

ШАГ 4. Завершить эту игру и перейти к другому занятию

После того как вы какое-то время поиграете, неизбежно произойдет одно из трех возможных событий: устанет ребенок, или устанете вы, или вы исчерпаете идеи и игра станет слишком однообразной.

Расскажу на примере.

Для первого занятия подойдут те игрушки, которыми увлечен ребенок. Показываю игрушку и говорю «Смотри, машинка, давай поиграем». Прячу машинку например, в сухой бассейн «Где машинка, она спряталась, ищи машинку», «Молодец, ты нашел машинку». Далее мы по очереди катаем ее по столу, я проговариваю, «Машина едет к Артему, лови машину. А теперь ты кати мне машину. Вот так, молодец». В какой-то момент машина специально падает со стола «Ой, машина упала, подними» (добавляю утрированный жест и эмоции). В следующий раз машина проезжает мимо кубиков.

Если я вижу что игра надоела, я говорю «Давай отложим машинку и возьмем (лего)». Далее выстраиваем башню из лего (постоянно проговаривая возьмем красную деталь, а теперь синюю, ставим их друг на друга, смотри какая башня высокая, делаем другую башню низкую, сравниваем, покажи, где же высокая башня, покажи, а где низкая башня, покажи).

ЭТАП 3. КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ ИНТЕРЕСНЕЕ (3 шага)

Шаг 1. Определить ритм чередования действий в сенсорных социальных играх.

Социальные игры – это игры между людьми. В сенсорных социальных играх внимание каждого участника направлено на другого, и они дают друг другу взаимные подсказки. В этих играх есть четкий ритм, прикотором оба партнера оказываются взаимно задействованы в процессе игры. Вы начинаете, делаете паузу, ребенок дает вам подсказку, вы продолжаете, делаете паузу, ребенок продолжает — и так далее.

Такие игры называются сенсорными социальными играми-ритуалами. Сенсорными, потому что стимулируют органы чувств, социальными, потому что направлены на взаимодействие с другим человеком, а не на манипуляцию с предметом, ритуалами – при систематическом повторении становятся для ребенка знакомыми, привычными.

ШАГ 2. Создать репертуар сенсорных социальных игр и разучить их

Эти занятия основываются на регулярном повторении одних и тех же слов и действий.

ШАГ 3. Определить, какая интенсивность занятийбудет оптимальной для ребенка

Оптимальное обучение происходит, когда ребенок бодр, внимателен и вовлечен. Важно научиться определять, когда ребенок приходит в состояние перевозбуждения или, наоборот, недостаточно возбужден.

Расскажу, как проходил этот этап у нас.

Так как ребенку нравятся тактильные ощущения, любит, чтобы его пощекотали, потискали, обнимали я взяла это на вооружение.

Первая наша игра «Покажи части тела». Я спрашивала «Где у Артема щечки (нос, рот, голова, руки, ноги)», он показывал, а я поощряла это небольшой щекоткой. Мы вместе смеялись, я проговаривала (вот они щечки, давай надуем щечки). И так про каждую часть тела.

Затем стали осваивать другую игру «По кочкам» (рассказ, в самый кульминационный момент делала небольшую паузу, а затем на эмоциональном подъеме, с большим энтузиазмом произносила за нго «Бух». И однажды в очередной раз я сделала паузу, и тут он произнес «Бух».

Далее, постепенно, небольшими кусочками я вводила пальчиковую игру «Моя семья». Ребенок очень медленно учился разжимать пальчик за пальчиком. Затем стал сам проговаривать слова и играть в эту игру. Сначала Артем быстро пресыщался этой игрой, но постепенно мы научились проигрывать ее полностью.

Как-то мы занимались этой игрой и тут меня позвали, я отвлеклась и отвернулась от него, он взял, и повернула мое лицо к себе, требуя продолжения игры. Это был первый успех, который вдохновил меня на дальнейшую работу в этом направлении.

ЭТАП 4. РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (5 шагов)

ШАГ1. Делать меньше, чтобы ребенок делал больше.

Детям нужно научиться использовать жесты, зрительный контакт, мимику (выражение лица) и звуки, чтобы делать выбор, указывать на то, что они хотят и отвергать то, что они не хотят. Иными словами, не надо торопиться предупреждать все желания ребенка, надо дождаться от ребенка хоть какого-либо действия (ребенок только подумал, а вы уже сделали за него).

ШАГ 2. Делать паузы

Один из способов меньше делать за ребенка — ждать от него сигнала, прежде чем дать ему то, что он хочет. Подождите, пока ребенок каким-либо образом не сообщит о желаемом (предмете, занятии и др.).

ШАГ 3. Создавать как можно больше возможностей для практики

Основная идея здесь — вызвать у ребенка желание общаться.

Если ребенок имеет беспрепятственный доступ ко всему, что он любит, у него не возникнет необходимости попросить что-то, поэтому надо создавать ситуации, при которых ребенку потребуется помощь.

Можно держать любимые предметы в зоне видимости, но без легкого доступа, или предложить на выбор что-либо.

ШАГ 4. Настаивать

При введении всех этих новых ритуалов ребенок, возможно, поначалу не поймет, что от него хотят и может начать возмущаться или сопротивляться, потому что вы изменили заведенный порядок.

В самом начале нужно облегчить задачу.

Выбирайте такие виды коммуникации (взгляд, звуки, протягивание рук, которые, как вы знаете, он легко может воспроизвести.

Помогите ребенку сделать то, что вы хотите (тянуться, указывать, поднимать руки). Очень быстро вручайте ему желаемый предмет или выполняйте желаемое действие.

ШАГ 5. Выбирайте правильное положение

Когда люди общаются, они поворачиваются друг к другу лицом.

Общение с ребенком лицом к лицу значительно облегчает для него понимание того, что взгляд, звуки и жесты нужно направлять на вас, а не куда-то в пространство.

В случае с Артемом, я всегда обращаю внимание, на что смотрит ребенок и только дождавшись определенного сигнала от него, обращения, жеста, спрашиваю «Ты хочешь книгу, попроси», делаю паузу, жду его просьбы, если он затрудняется помогаю и тут же даю книгу. По той же схеме ребенок учится просить об игрушках.

Если надо собрать игрушки или отсортировать фигуры, я проговариваю действия (клади сюда, еще положи, а теперь эту) и указываю пальцем куда положить. Если прошу что-то дать, говорю «Дай» и протягиваю раскрытую ладонь.

ЭТАП 5. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОДРАЖАНИЮ (2 шага)

ШАГ 1. Подражать действиям с предметами

Подражание действиям ребенка привлекает его внимание к тому, что вы делаете, позволяет сформировать репертуар связанных с предметами и действиями слов, которые вы можете проговаривать во время занятий, а также дает ощущение сопричастности, основанное на участии в общем занятии. Ощущение сопричастности выводит соблюдение очередности на новый уровень — уровень подражания.

Например, кормим Колобка по очереди «А теперь я» (постоянно проговаривая, сейчас я накормлю, а теперь и т. д.).

Или Например, нанизываем бусы по очереди : сейчас я нанизываю синюю бусину, а теперь ты красную, посмотри, какие красивые бусы получились, давай померим и т. д.).

ШАГ 2. Подражать жестам, мимике и движениям тела

Выберите игру, которая по-настоящему нравится ребенку, а затем самое легкое движение из повседневных занятий (руки вверх, руки вместе, хлопок и т. д.).

Научите ребенка имитировать этот жест следующим образом: начните песню или потешку, затем, когда приходит время для жеста, начните делать этот жест, а затем остановитесь и помогите ребенку (прикоснитесь к нему и подтолкните его) сделать жест. Подталкивание означает, что вы немного помогаете ребенку, чтобы он выполнил жест, которого вы от него хотите добиться. Ваша задача — со временем уменьшить помощь. Поддерживайте его за запястье, локоть, предплечье или плечо.

Следуя Модели Денвера, ребенок научился удерживать внимание на поставленной задаче, соблюдать очередность, подражать действиям с предметами, занятия стали увлекательными и осмысленными.

Пока репертуар игр небольшой, но я постепенно увеличиваю его, добавляя по крупицам что-то новое. Пока о каких-то значительных результатах говорить рано, но уже сейчас после проведения социально-ритуальных игр, он может выполнять простые и доступные для него задания, те которые он раньше выполнять отказывался:

строит башню из лего по образцу;

выбирает и называет по фото маму, папу, бабу;

раскладывает лото;

собирает пазлы;

собирает игры в коробку;

сортирует геометрические фигуры (с помощью);

моет руки самостоятельно;

Когда я прихожу в группу, ребенок подходит ко мне, обнимает за шею, прижимается своей щекой к моей, берет за руки, говорит пойдем.

Таким образом, хотя мы и начинаем с самых простых форм тонизирования ребенка сенсорной стимуляцией, но постепенно можем «подключить» к ней достаточно сложные переживания и, самое главное, – использовать их для повышения активности ребенка : он становится более выносливым в глазном и тактильном контакте, может дольше слушать нас, сосредоточиваться на том, что мы делаем, и периодически включаться в эти действия, отзываться на имя, выполнять простые просьбы и иногда даже спонтанно обращаться к нам.

Играя и обучая такого ребенка, важно помнить, что только неподдельное эмоционально-бодрое, радостное состояние, позволит ему включиться в игру. При работе с детьми с РАС надо следовать за его интересами, постепенно расширяя их.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о взаимодействии детского сада с социальными партнёрами по ПДДФотоотчёт о взаимодействии детского сада с социальными партнёрами по ПДД Попова Валентина Детский сад - открытая система для работы с различными социальными партнёрами, потому что нельзя жить в обществе обособленно,.

Фотоотчет о взаимодействии детского сада и сельской библиотекиФотоотчет о взаимодействии детского сада и сельской библиотеки Формы работы по взаимодействию детского сада и сельской библиотеки очень разнообразны. В нашем детском саду используем такие как: Непосредственно.

Фотоотчет о взаимодействии с ДМШ «Мы и наши друзья — музыкальная школа»Фотоотчет о взаимодействии с ДМШ «Мы и наши друзья — музыкальная школа» Фотоотчет о взаимодействии с ДМШ «Мы и наши друзья, музыкальная школа» Сегодня я хочу поделиться опытом работы с социальными партнёрами.

Фотоотчет о взаимодействии с библиотекой «Мы — волонтеры»Фотоотчет о взаимодействии с библиотекой «Мы — волонтеры» Наш детский сад, в частности наша группа, взаимодействует с одной из детских библиотек нашего города. К нам в гости приходит библиотекарь.

Фотоотчёт о социальном партнёрстве «Вкусные чтения»Фотоотчёт о социальном партнёрстве «Вкусные чтения» Система образования в нашей стране переживает этап реформирования. Накопленный в разных регионах страны практический опыт решения активных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель Денвера в социальном взаимодействии с ребенком РАС
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 15:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД