МААМ-картинки

Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании

Наталия Мищенко
Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.

Публикация «Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании» размещена в разделах

«Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, развлечений, досугов и посиделок. Праздники в детском саду и семье начинаются с осени. Детям предлагаются праздничные развлечения, сюрпризы. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. Первым таким праздником является – «Прощай лето, здравствуй Осень». С октября начинаются народные календарные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Осенние праздники и развлечения - «Осенины», «Моя родина – Россия»,«Зимушка-зима». Участок детского сада зимой преображается : ледяные горки, снежные постройки. Самым любимым и запоминающимся является масляная неделя и сам праздник «Масленица». Дети каждый год ждут его с нетерпением. Всю неделю идет подготовка, детям на занятиях рассказываются о традициях и обрядах народа, разучиваются масленичные песни, проводятся народные подвижные игры. Запоминающимся моментом праздника является катание на санном поезде, спортивные состязания, угощение блинами, а так же сам кульминационный момент сжигание масленицы. Также детям нравятся такие зимние праздники и развлечения – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Зимние посиделки у огонька»,«Защитники отечества».В весеннее время года проводятся такие праздники как «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». В течение года организуем и проводим акции: «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистое село». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей : «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Новогодние сувениры», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего возраста организуют итоговые беседы. Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему тот или иной праздник отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда. Познавательные беседы развивают мышления ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях и др. Совместно с родителями расширяем круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомим с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре : как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т. д.)

Одним из средств формирования нравственных представлений дошкольника является сказка. Она учит ребёнка жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. В сказках четко прослеживается грань между хорошим и плохим. Дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки «Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В. Ф Одоевского «Мороз Иванович», А. С Пушкина «Золотая рыбка»и другие. В них дошкольники впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Активно используем и такую форму работы, как посещение музея МОУ ООШ с. Антоновка, руководитель музея учитель истории Передреев Г. А.

Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. В детском саду создан мини-музей «Чайная посуда», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,изделия старины. В ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой, символикой Саратовской области, Дергачевского района, уголок «Никто не забыт, ничто не забыто». Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственной культуры в условиях реализации ФГОС в ДОУ .

Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно-нравственной культуры в условиях перехода на ФГОС до. Презентация Формы работы с детьми: 1. Духовное образование (занятия, беседы, поручения). 2. Воспитательно –оздоровительное образование (праздники,.

Конспект ООД духовно-нравственной направленности по ФЭМП «Теремок» в младшей группе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок» Конспект ООД духовно-нравственной направленности по ФЭМП «Теремок» в младшей группе.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники» Предмет: Основы духовно- нравственной культуры народов России. Модуль: Светская этика Тема: Семейные праздники Цель: Воспитание чувств,.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологической и духовно-нравственной культуры Опыт работы в детском саду по формированию у детей основ экологической и духовно-нравственной культурыРабота с дошкольниками по формированию.

Педагогический совет «Формирование духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста» 1. Актуальность проблемы воспитания духово- нравственной личности в современных условиях. Дискуссия педагогов. «Изучайте прошлое, если.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Краевой фестиваль методических разработок «Образовательное событие духовно-нравственной направленности» Краевой Фестиваль методических разработок «Образовательное событие духовно-нравственной направленности» Пояснительная записка.

Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.

Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании
Опубликовано: 5 августа 2018 в 16:12
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД