Получи документы

Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности

Баталина Кристина
Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности

Образовательный тренинг: Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности.

2 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги!

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Публикация «Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

3 слайд

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

4 слайд

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.

3. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.

5 слайд

Выполняя данные условия (комплексность методик и технологий; организация форм в познавательно-исследовательской деятельности; соблюдение ведущих принципов развития дошкольников; составление тематического плана; создание предметно-развивающей среды в группе, модель познавательно-исследовательской деятельности будет успешна.

6 слайд Методы и приёмы

• Эвристический метод

Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».

• Наблюдение

Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

• Опыты и эксперименты

Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

• Проектная деятельность

Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

• ТРИЗ-технологии

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с.

ТРИЗ-технологий – суть технологий в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

7 слайд Ведущие принципы развития дошкольников

Принцип психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

8 слайд Составление тематического плана:

Учитывается интеграция образовательных областей;

Учитывается тема недели;

Учитывается возрастные особенности

Задание аудитории: Раскройте формы познавательно-исследовательской деятельности.

9 слайд

Формы в познавательно-исследовательской деятельности :

-сюжетно-ролевая игра;

- рассматривание;

- наблюдение;

-беседа;

- экскурсии;

-конструирование;

- экспериментирование;

-исследовательская деятельность;

- коллекционирование;

-развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Задание аудитории: Какая должна быть ПРС?

10слайд Предметно развивающая среда.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе.

ПРС должна быть:

1. Содержательно-насыщенной

2. Трансформируемой

3. Безопасной

4. Вариативной

5. Доступной

11 слайд Заключение: Соблюдая условия модели успешной организации познавательно-исследовательской деятельности, позволит воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным, направляя естественную любознательность дошкольников на развитие исследовательского типа мышления у дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчёт об организации исследовательской деятельности в ходе познавательного проекта «Лук сажаем — много нового узнаем»Фотоотчёт об организации исследовательской деятельности в ходе познавательного проекта «Лук сажаем — много нового узнаем» Формирование исследовательских умений, познавательного интереса у детей - одна из важнейших задач дошкольного образования, поэтому я.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 17:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД