Папки-передвижки

Модель взаимодействия учителя-логопеда и семьи в рамках проекта «Школа для родителей»

Полторецкая Маргарита
Модель взаимодействия учителя-логопеда и семьи в рамках проекта «Школа для родителей»

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Целью исследования являлась разработка модели эффективного взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей в ходе проектной деятельности «Школа для родителей» в рамках логопедического пункта детского сада. Задачи вы видите на слайде

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Публикация «Модель взаимодействия учителя-логопеда и семьи в рамках проекта „Школа для родителей“» размещена в разделах

изучить теоретические основы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи;

• охарактеризовать современные модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей, посещающих логопедический пункт детского сада;

• разработать модель взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников и доказать ее эффективность;

• провести исследование, направленное на сопоставительный анализ эффективности проекта «Школа для родителей» и логопедической работы без включения семьи в коррекционно-образовательный процесс.

Разработанный нами проект состоит из четырё х основных направлений:

1. Диагностическое направление:

2. Консультативно-просветительское направление:

3. Коррекционно-обучающее направление:

4. Мониторинговое направление:

(список детей с диагнозами, 5 слайд

Диагностический этап исследования в рамках проекта «Школа для родителей»

проводился на базе МДОУ «Детский сад № 4» г. Саратова

На логопедический пункт в сентябре 2023 году было зачислено 24 ребенка с речевыми нарушениями из подготовительной 1 и подготовительной 2 групп. На начальном этапе работы проекта нами было проведено логопедическое обследование дошкольников. Эти дошкольники были разделены на две группы контрольную и экспериментальную.

Результаты вы видите на экране.

Таким образом, среди воспитанников выделяются дети со следующими нарушениями:

ФН – 11детей

ФФН - 7 детей

ОНР – 6 детей

Рассмотрим формы и методы сотрудничества, с семьей ребенка используемые в ходе проектной деятельности

Индивидуальные формы сотрудничества учителя-логопеда и родителей :

• консультация родителей;

• проведение анкетирования;

• логопедическая тетрадь.

Фронтальные формы работы с родителями :

родительские собрания;

• открытые логопедические занятия;

• тематические беседы;

• занятия-практикумы;

• мастер классы;

• консилиумы;

• круглые столы;

• информационные логопедические уголки;

• памятки для родителей;

• информационные листы.

На начальном этапе развития взаимодействия проводилось анкетирование родителей «Речевое развитие моего ребенка». Анкета для родителей выявила, что родители обращают мало внимания на речь детей. Они не знают возрастные нормы, поэтому уровень из знаний достаточно низок. Работа по совершенствованию речи выражалась в заучивании стихов, песен, игр.

С заключением о развитии речи родители были ознакомлены, но многие не понимали его сущности. Они объясняли, что ребенок же все знает и понимает, а речь исправится сама. Такое суждения существует у многих родителей, поэтому разъяснение сущности нарушения было так же включено в список задач проекта. Основное нарушение, которое родители выявляли у своих детей это нарушение звука[р]. Некоторые выделили нарушения произношения слов, выделяя такие нарушения как «коверкает слова», «недоговаривает слова» и т. п.

Родителями отмечена необходимость участия в коррекции речи, но большинство из них его до этого не принимали.

Результат развития речи в основном зависит от работы логопеда. Многие включили еще и работу воспитателя.

нами была разработана модель активных методов взаимодействия с родителями путем проведения ряда мероприятий.

Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика: правила и последовательность выполнения»

Правильное выполнение гимнастики для языка сокращает сроки постановки звуков. Большинство родителей не умеет правильно ее выполнять, отсюда появляется ряд проблем: неправильность формирования артикуляционной позы, возникновение дефектов в произношении (например, появление межзубного произношения). Поэтому одной из важных задач обучения родителей является обучению правильному выполнению артикуляционной

На данном тренинге присутствовало 12 родителей. Перед каждым из них стояло настольное зеркало. Сначала давалась правильная последовательность выполнения упражнений, далее поочередно рассказывались правила выполнения, затем происходила отработка нужных позиций. Родителям сложно было выполнять упражнения, но после серии повторений у большинства родителей отметились улучшения.

Далее в графике работы проектной деятельности было проведение семинара для родителей на тему «Правила ведения тетради для закрепления поставленных звуков в домашних условиях».

На данном семинаре применялись теоретические и практические способы работы. Теоретическая часть семинара была направленна на формирование новых знаний, необходимых для успешного обучения. Также рассматривалась необходимость выполнения всех рекомендаций учителя-логопеда. Практическая часть направлена на формирования умений правильного выполнения заданий дома. Разбирались примерные задания, методы.

Была разработана памятка для родителей с правилами выполнения домашних заданий.

Проведение открытых индивидуальных занятий: «Звуки быстро я учу, очень скоро зарычу», «Шипеть и свистеть я научился!» Открытые логопедические занятия проводились в течение 20 минут. Главной задачей данного мероприятия было обучения родителей организации занятий, а так же формированию знаний о необходимости контроля над речью. Домашние задания после этого занятия родители стали выполнять внимательнее. У них появилось еще больше вопросов, на которые они старались получать ответы на консультациях.

Конкурс чтецов.

Данный конкурс чтецов не нацеливался на выявление победителя, главной задачей было сплочение семьи и развитие контроля за речью своего ребенка и за речью других детей. Это мероприятие было очень ярким и зрелищным. Дети в процессе реализации проекта раскрепостились, поэтому не были зажатыми при выступлении. В дальнейшем родители изъявили желание провести еще один конкурс чтецов. Они считают, что именно это мероприятие помогло им стать ближе друг к другу.

Проведение открытого мероприятия «Занятие наоборот»

Данное занятие предполагало проведение занятие по автоматизации речи родителям дошкольников. На этом занятии они становились учителями. Учитель-логопед остается в качестве консультанта.

Такой тип занятий сначала вызвал у родителей сильные затруднения, но в процессе подготовки к занятию они стали активными, старались придумывать свои игры, картинный материал. Это обучающее занятие помогло родителям приобрести ценный опыт, который поможет им в дальнейшем коррекционном процессе.

Таким образом, нами было проведено 10 встреч, из низ 4 мастер-класса, 3 семинара - практикума, открытые занятия, занятия наоборот.

Нами была проведена контрольная диагностика в декабре 2019 года

В экспериментальной группе у детей с фонетическими нарушениями речи отмечались значительные улучшения. У большинства из них нарушения звукопроизношения представлены лишь необходимостью введения звуков в свободную речь. Этот процесс требует достаточно длительной коррекционной работы, поэтому логопедическое воздействие необходимо продлить. У трёх детей речь приблизилось к норме речевого развития детей 6-7 лет.

А у детей контрольной группы коррекция звукопроизношения затрудняется введением звуков в речь. Многие из них находятся на уровне автоматизации звуков в предложениях и связной речи, лишь один ребенок приблизился к норме развития речи.

При сравнении полученных данных у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи контрольной и экспериментальных групп отметились следующие результаты:

1. Звукопроизношение:

А) У детей контрольной группы наблюдаются улучшения в произношении отдельных звуков, но автоматизация звукопроизносительных навыков значительно затруднена;

Б) У детей экспериментальной группы звукопроизношение находится на более высоком уровне, но трудности, обусловленные нарушением фонематического слуха мешают формированию контроля за собственной речью.

1 фонематический слух:

а) Фонематический слух у детей контрольной группы корректируется достаточно медленно, это обусловлено отсутствием постоянного формирования у ребенка навыков закрепления полученных знаний дома; поэтому развитие фонематических возможностей детей ограничено.

б) В экспериментальной группе выявлены стойкие улучшения. Фонематические процессы дошкольников значительно улучшились, это объясняется включением родителей в процесс коррекции.

У детей экспериментальной группы у двух дошкольников отмечается переходное состояние от ОНР III к ОНР IV уровню, а в контрольной группе только у одного. Рассмотрим результаты, полученные в ходе обследования:

Звукопроизношение детей экспериментальной группы улучшилось, у них звуки проходят этап автоматизации во фразе, а у детей контрольной группы работа над коррекцией дефектов затруднена, так как родители мало времени уделяют для занятий, поэтому звуки автоматизируются в простых фразах.

У детей контрольной группы наблюдаются улучшения в обогащении словарного запаса и грамматического строя речи, но выделяются трудности с введением новых знаний в повседневную лексику детей. У дошкольников экспериментальной группы наблюдаются стойкие улучшения лексики и грамматики. Но выделяется еще много ошибок в речи, с которыми еще необходима работа.

В речи детей контрольной группы преобладают простые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а у детей экспериментальной группы фразовая речь распространенна, дети используют сложные предложения, но используются аграмматичные формы слов.

В декабре 2019 года по итогам анкетирования были получены следующие результаты:

Данные, полученные в ходе анализа анкет, показали, что родители больше обращают внимание на речь детей. У родителей сформировалась база знаний, необходимая для дальнейшей успешной коррекции речи детей. Они осознали необходимость всестороннего воздействия на ребенка, а также увидели результаты проектной деятельности. Речь детей значительно улучшилась. У многих из них речевые дефекты исправились.

Данная проектная деятельности показала положительные результаты. Сопоставление результатов, полученных в начале проектной деятельности и в конце, показало, что у родителей значительно возросли знания и умения, мотивация к коррекции речи. У многих детей речь значительно улучшилась, процесс автоматизации звуков значительно сократился, это объясняется, тем, что родители контролировали правильность произношения в домашних условиях. У родителей контрольной группы навыки улучшились не так значительно. Звуки в речи детей контрольной группы автоматизируются медленнее, что увеличивает продолжительность логопедического воздействия.

Анализ эффективности проектной деятельности включает в себя следующие критерии:

• Компетентность участников проектной деятельности

В результате проведения ряда обучающих мероприятий, у родителей повысился уровень знаний в сфере речевого развития, оценки развития речи своих детей.

• Вовлеченность в коррекционный процесс проекта - способы и формы развития сотрудничества в образовательном процессе. Родители активно принимали участие в мероприятиях проектной деятельности.

• Обратная связь участников деятельности.

Развитие родительской компетенции осуществлялось с помощью консультаций, памяток, методических разработок. Знания родителей дополнялись и активизировались в ходе проектной деятельности.

Результативность форм взаимодействия можно отследить с помощью проведения опросов в начале учебного года и в декабре. Данные показали, что знания родителей значительно дополнились логопедическими способами и методами воздействия.

• Выделение положительных и отрицательных моментов проекта.

В ходе проектной деятельности нами выделены положительные стороны:

1. Развитие взаимоотношений между семьей и ребенком;

2. Формирование активного сотрудничества между родителями и педагогами ДОУ;

3. Интенсивность процесса по развитию и коррекции речи;

4. Формирование знаний и умений родителей в области развития речи.

Единственным недостатком явилось большая нагрузка родителей на работе, из-за этого родители смогли участвовать не во всех мероприятиях проекта.

• Повышение уровня речевого развития речи дошкольников.

Речь дошкольников значительно улучшилась. Процесс автоматизации звуков сократился. У детей экспериментальной группы наблюдаются стойкие улучшения. Это можно объяснить тем, что родители заинтересованы в сотрудничестве, поэтому закрепление материала проводится ежедневно. Проблемой контрольной группы является нежелание или нехватка времени на взаимодействие.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект «Школа для родителей» в условиях логопункта показал достаточно хорошие результаты. Формирование родительской компетенции является необходимым условием эффективного сотрудничества. Работа проекта будет продолжена. Предполагается проведение дальнейшего совершенствования методов взаимодействия логопеда и родителей.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаДидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тема "Зима. Приметы зимы" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается в декабре. В это время ребята уже выучили.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Информационный стенд учителя-логопеда «Кораблик Звукарик» для родителей воспитанников ДОУИнформационный стенд учителя-логопеда «Кораблик Звукарик» для родителей воспитанников ДОУ Информационный стенд «Кораблик Звукарик» расположен на стене, напротив входа в кабинет учителя-логопеда. Основная функция стенда - это.

Изучение лексической темы «Животные жарких стран» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаИзучение лексической темы «Животные жарких стран» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тему "Животные жарких стран" изучаем во втором полугодии. В это время уже выучены элементы артикуляционной гимнастики, ребята смелее ведут.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель взаимодействия учителя-логопеда и семьи в рамках проекта «Школа для родителей»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД