МААМ-картинки

Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»

Светлана Трескина
Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»

Модель занятия. Гласный звук Я, буква Я. ( Область: речевое развитие)

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с звуком [я] и буквой Я, я.

Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Учить преобразовывать слово мал в слово мял. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Публикация «Модель занятия по речевому развитию „Гласный звук Я, буква Я“» размещена в разделах

Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.

Словарная работа: мал.

Материал: Разрезная азбука большого формата, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.

Методы и приё мы: Художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.

Предварительная работа: Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Меняем имена», «Составим отгадкувмете»,чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь», отгадывание загадок.

Ход занятия:

1. Звуковой анализ слова МАЛ.

— Сколько звуков в слове МАЛ?

— Как слышится первый звук?

— Какой гласный звук в этом слове?

— Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.

а) Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Как слышится первый звук в слове МЯЛ?

— Можно ли оставить букву А после первой согласной (Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо поставить Я.)

б) Сопоставление слов

МАЛ — МЯЛ МАТЬ — МЯТЬ ВАЗЫ — ВЯЗЫ

• Слова обязательно осмысливаются.

Составляются небольшие предложения с этими словами.

— Как читается первая буква в каждой паре слов (В первом твердо, во втором мягко.)

— Когда согласная читается твердо? (Перед буквой А.)

— Когда она читается мягко? (Перед буквой Я.)

2. Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной. (Работа с магнитной азбукой.)

Ла ра да за са ба

Ля ря дя зя ся бя

(Договаривание до целого слова. Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.)

3. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь».

Цель. Дать детям отдохнуть перед следующим заданием, а также учить выделять заданный звук в словах.

Лягушка и мышь.

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.

— Какие слова со звуком Я вы запомнили? Приведите при

меры слов со звуком Я.

Дети произносят слова с заданным звуком в трех позициях :

в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок,Язык;

в середине: одеЯло, маЯк;

в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.

— Докажите, что Я — гласный звук. (Ответы детей).

4. Анализ буквы Я.

Буква Я шагает гордо.

Д стоит, и очень твердо!

От буквы А до буквы Я

Идет и азбука моя.

— Как вы думаете, что обозначает такое выражение: «Вы

учить от А до Я (Воспитатель объясняет смысл выражения).

5. Чтение слоговой таблицы, составленной из букв большого формата.

— Какое слово лишнее?

Игра со словом КОЛОБОК

(КОЛ, ЛОБ, БОК, ОКО)

(Объяснить значение слова око).

6. Чтение стихотворения с целью закрепления звука Я.

Яков — терпеливый маленький садовник,

Яблони и груши вырастил в саду,

Ягоду малину, ягоду крыжовник.

Я на днях учиться к Якову пойду.

(Интонационно звук Я при чтении выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.)

Физкультминутка

Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали — раз, два, три.

Ножками потопали — раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Соответствующие движения.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв и слогов составить отгадки на загадки:

Тебе дано, а люди пользуются.

(Имя)

Чем больше из меня берут, Тем больше становлюсь.

(Яма)

Отбавишь — больше будет, Прибавишь — меньше станет.

(Яма)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

32 молотят, один поворачивает.

(Зубы» язык)

Всегда он в работе, Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык)

Если б не было его, Не сказал бы ничего.

(Язык)

На море, в реках и озерах Я плаваю проворно, скоро. Среди военных кораблей, Известна легкостью своей.

(Яхта)

8. Самостоятельное задание в игровой форме «Меняем имена». Каждый ребенок самостоятельно составляет из букв «данное»ему имя. Примеры имен: ПОЛЯ, ТОЛЯ, ОЛЯ, ЗОЯ, ВАНЯ, ЖЕНЯ, СЕНЯ, ВАЛЯ, КАТЯ, СОНЯ, КОЛЯ, ЯША, НАДЯ.

9. Итоги занятия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]»Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Цель:.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Формирование понятия «звук» Тема: "Формирование понятия звук". ЦЕЛИ: Развитие фонематического восприятия. Развитие слухового внимания. Развитие ассоциативного мышления.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у». Занятие № 2 Тема: «Гласный звук (У, буква У, у. Место звука в словах. Определение количества слогов в словах». Задачи: Обучающая задача:.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Конспект занятия по речевому развитию «Любимый звук ужа» Конспект занятия по речевому развитию. Тема «Любимый звук ужа» Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, посредством.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

ННОД по развитию речи «Согласный звук [Л], буква Л» ННОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель: Яковлева И. В. Тема: Согласный звук Л (Л, буква.

Занятия по основам грамоты для предшкольной группы «Согласный звук и буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук» Конспект занятия по основам грамоты по теме: «Согласный звук и буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук», направлено на выполнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 16:59
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД