Получи документы

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Марина Читоркина
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад № 114"

(МБ ДОУ "Детский сад № 114")

Моделирование как метод

логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Новокузнецк,2017

Автор-составитель:

Читоркина М. М., воспитатель МБДОУ «Детский сад №114»

Публикация «Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Моделирование - это вид знаково-символической деятельно-сти, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели, источником данного процесса служит моделирую-щий характер детской деятельности».

(Л. А. Венгер)

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специаль-ных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запо-минание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение ин-формации, и, конечно, развитие речи.

В дошкольном обучении применяются следующие виды моде-лей :

предметные, в которых воспроизводятся конструктивные осо-бенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объек-тов (технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек, плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечно-стей).

предметно-схематическая модель (выделенные в объекте по-знания существенные компоненты и связи между ними обо-значаются при помощи предметов-заместителей и графиче-ских знаков). Предметно-схематическая модель должна обна-ружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде (модель покровительственной окраски С. Н. Николаева, мо-дель «длинных и коротких ног» С. Н. Николаева, модель, поз-воляющая формировать у детей знания о потребности расте-ний в свете И. А. Хайдурова, модели Н. И. Ветровой для озна-комления детей с комнатными растениями).

графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.)

Требования, предъявляемые к модели :

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые яв-ляются объектом познания;

• быть простой и доступной для создания и действия с ней;

• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и от-ношения, которые должны быть освоены;

• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов).

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Де-ти, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реаль-но существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчлене-ние целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функцио-нирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зави-симостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных мо-делей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте

• начинать следует с формирования моделирования простран-ственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к модели-рованию других типов отношений;

• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению мо-дели, имеющей обобщенный смысл;

• обучение моделированию осуществляется легче, если озна-комление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из аб-страктных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном гра-фическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и по-знавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними по-строить в следующей последовательности:

• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изобра-жены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного кол-лажа или мнемотаблицы;

на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнитель-ные вопросы и задания;

• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаб-лицы самостоятельно составляет описательный рассказ или математическую задачу.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анали-зировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несуще-ственных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посред-ством условных знаков, символов

Средства логико-математического развития

дошкольников с использованием моделирования

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

«Чудесный мешочек»

Сложите фигуры в мешочек и предложите ребёнку найти все квадратные (круглые, толстые, большие). Когда дети без за-труднения будут выполнять это задание, вводится второй при-знак. Необходимо найти все круглые, большие фигу-ры (маленькие квадратные). И в конце вводится третий признак. Найти все маленькие, толстые, квадратные.

"Что изменилось"

Выложить перед детьми от 3 до 5 блоков, попросить запомнить их. После чего дети закрывают глаза, а блоки исчеза-ют (меняются местами, формой, цветом, толщиной). Вариан-тов игры множество.

"Третий лишний"

Перед детьми выкладывается несколько блоков. Предлагается убрать лишний и объяснить, почему он лишний.

"Угощение для кукол"

Предложить угостить кукол печеньем. Ставится условие: куклы очень любят печенье, но только разное (по форме, цвету, раз-меру, толщине). Поэтому нужно угостить кукол так, чтобы пече-нья отличались только цветом (размером и т. д).

"Дорожки"

Предложить детям построить дорожку так, чтобы рядом не ока-залось одинаковых фигур по цвету (размеру, форме и т. д)

Палочки Кюизенера

Данный материал представляет собой набор счетных пало-чек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набо-ра не случайна, а является сложно продуманным математиче-ским множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Пространственное моделирование на базе разрезания прямо-угольного параллелепипеда «Уникуб» (авторская версия Б. П. Никитина)

Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольни-ка.

«Пифагор» В набор «Головоломка Пифагора» входят два квад-рата (большой и маленький, четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм. Вы запомните, ребята, в «Пифагоре» — два квадрата, лишь один из них большой, и поменьше есть, другой. Треугольников — четыре: маленькие и большие, Одинаковых — по два. Интересная игра! Есть фигура всем на диво — необычна и красива, выучить несложно нам — это параллелограмм! Сущность игры. Из нескольких частей, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, сложить определённую форму из заданного набора фигур без наложений. Изобразительные способности игры достаточно ве-лики и позволяют создавать силуэты разнообраз-ных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действитель-ности.

Литература

1. Егошина С. Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 76-82.

2. Валентина Тарасова. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста [Эл. Источ-ник] // https://www.maam.ru/detskijsad/novye-podhody-k-organizaci-logiko-matematicheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Моделирование в развитии математических представле-ний дошкольников. Реферат [Эл. Источник] // https://xreferat.com/71/5718-1-modelirovanie-v-razvitii-matematicheskih-predstavleniiy-doshkol-nikov.html

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаИспользование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста овременный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Игра как главный метод развития детей раннего возраста Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Игра — как метод развития детей раннего возраста. Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Комплект дидактических игр для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста «Игралочки»Комплект дидактических игр для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста «Игралочки» КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА) «ИГРАЛОЧКИ» 1. Алгоритм изготовления.

Моделирование как метод в развитии связной монологической речи детей 5–6 лет Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста» Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Проект «Интерактивные игры как средство развития логико-математического мышления в педагогическом процессе ДОУ» Тип проекта: долгосрочный Сроки проекта: 2 года (1 раз в неделю). Участники проекта: - воспитатели, специалисты ДОУ; - дети и родители средней.

Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 «Березка» «Развитие детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 мая 2017 в 11:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД