Марина Читоркина
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад № 114"
(МБ ДОУ "Детский сад № 114")
Моделирование как метод
логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Новокузнецк,2017
Автор-составитель:
Читоркина М. М., воспитатель МБДОУ «Детский сад №114»
Публикация «Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Моделирование - это вид знаково-символической деятельно-сти, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели, источником данного процесса служит моделирую-щий характер детской деятельности».
(Л. А. Венгер)
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специаль-ных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запо-минание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение ин-формации, и, конечно, развитие речи.
В дошкольном обучении применяются следующие виды моде-лей :
предметные, в которых воспроизводятся конструктивные осо-бенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объек-тов (технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек, плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечно-стей).
предметно-схематическая модель (выделенные в объекте по-знания существенные компоненты и связи между ними обо-значаются при помощи предметов-заместителей и графиче-ских знаков). Предметно-схематическая модель должна обна-ружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде (модель покровительственной окраски С. Н. Николаева, мо-дель «длинных и коротких ног» С. Н. Николаева, модель, поз-воляющая формировать у детей знания о потребности расте-ний в свете И. А. Хайдурова, модели Н. И. Ветровой для озна-комления детей с комнатными растениями).
графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.)
Требования, предъявляемые к модели :
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые яв-ляются объектом познания;
• быть простой и доступной для создания и действия с ней;
• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и от-ношения, которые должны быть освоены;
• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов).
Этапы овладения детьми моделями
Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Де-ти, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реаль-но существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчлене-ние целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функцио-нирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зави-симостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных мо-делей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте
• начинать следует с формирования моделирования простран-ственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к модели-рованию других типов отношений;
• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению мо-дели, имеющей обобщенный смысл;
• обучение моделированию осуществляется легче, если озна-комление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразования из аб-страктных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном гра-фическом воспроизведении.
Таким образом, развивается самостоятельность мышления и по-знавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними по-строить в следующей последовательности:
• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изобра-жены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного кол-лажа или мнемотаблицы;
• на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнитель-ные вопросы и задания;
• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаб-лицы самостоятельно составляет описательный рассказ или математическую задачу.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анали-зировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несуще-ственных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посред-ством условных знаков, символов
Средства логико-математического развития
дошкольников с использованием моделирования
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
«Чудесный мешочек»
Сложите фигуры в мешочек и предложите ребёнку найти все квадратные (круглые, толстые, большие). Когда дети без за-труднения будут выполнять это задание, вводится второй при-знак. Необходимо найти все круглые, большие фигу-ры (маленькие квадратные). И в конце вводится третий признак. Найти все маленькие, толстые, квадратные.
"Что изменилось"
Выложить перед детьми от 3 до 5 блоков, попросить запомнить их. После чего дети закрывают глаза, а блоки исчеза-ют (меняются местами, формой, цветом, толщиной). Вариан-тов игры множество.
"Третий лишний"
Перед детьми выкладывается несколько блоков. Предлагается убрать лишний и объяснить, почему он лишний.
"Угощение для кукол"
Предложить угостить кукол печеньем. Ставится условие: куклы очень любят печенье, но только разное (по форме, цвету, раз-меру, толщине). Поэтому нужно угостить кукол так, чтобы пече-нья отличались только цветом (размером и т. д).
"Дорожки"
Предложить детям построить дорожку так, чтобы рядом не ока-залось одинаковых фигур по цвету (размеру, форме и т. д)
Палочки Кюизенера
Данный материал представляет собой набор счетных пало-чек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набо-ра не случайна, а является сложно продуманным математиче-ским множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Пространственное моделирование на базе разрезания прямо-угольного параллелепипеда «Уникуб» (авторская версия Б. П. Никитина)
Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольни-ка.
«Пифагор» В набор «Головоломка Пифагора» входят два квад-рата (большой и маленький, четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм. Вы запомните, ребята, в «Пифагоре» — два квадрата, лишь один из них большой, и поменьше есть, другой. Треугольников — четыре: маленькие и большие, Одинаковых — по два. Интересная игра! Есть фигура всем на диво — необычна и красива, выучить несложно нам — это параллелограмм! Сущность игры. Из нескольких частей, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, сложить определённую форму из заданного набора фигур без наложений. Изобразительные способности игры достаточно ве-лики и позволяют создавать силуэты разнообраз-ных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действитель-ности.
Литература
1. Егошина С. Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 76-82.
2. Валентина Тарасова. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста [Эл. Источ-ник] // https://www.maam.ru/detskijsad/novye-podhody-k-organizaci-logiko-matematicheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Моделирование в развитии математических представле-ний дошкольников. Реферат [Эл. Источник] // https://xreferat.com/71/5718-1-modelirovanie-v-razvitii-matematicheskih-predstavleniiy-doshkol-nikov.html