Папки-передвижки

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».

оксана глушкова
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».

Пояснительная записка.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Публикация «Модифицированная (авторизованная) программа „Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины“,» размещена в разделах

Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы, педагоги, родители – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны, часто ли мы будим видеть кучи мусора после праздников или посещений людьми массовых мероприятий, загрязненные бытовыми отходами речки, малоприятные надписи на остановках и детских площадках, грубое отношение к живому.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

Задачи:

- сообщение элементарных знаний о родной станице, новопокровском районе, Краснодаре, Краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим станицы, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;

- ознакомление с достопримечательностями, традициями края;

- ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием;

- нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное);

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, в разных учреждениях, на фермах, полях и т. д. ;

- в родной станице, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах.

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.

4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.

5. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.

6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Ознакомительный материал в данной программе планируется по темам:

- ознакомление с природой родного края;

- развитие труда и ремесел на Кубани;

- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани;

- люди, прославившие кубанскую землю.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний они конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

• игровую,

познавательную,

• трудовую,

• художественную;

- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому необходимо использовать следующие методы:

- практические:

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• творческие игры;

• трудовая деятельность в природе;

• опытническая деятельность;

• продуктивная деятельность.

- наглядные:

• рассматривания;

• наблюдения;

прогулки;

• экскурсии по территории детского сада и вне ее;

• просмотр видеозаписей о родном крае

- словесные:

• беседы;

• рассказ воспитателя;

• рассказ из личного опыта;

ознакомление с художественной литературой

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т. д.

В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как:

- сравнение;

- вопросы,

- индивидуальные задания,

- обращение к опыту детей,

- предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,

- рассказ из личного опыта,

- использование художественных средств в зависимости от темы,

- игровые приемы и др.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.

Использование игровых приемов позволяет важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись - помогают поддерживать эмоциональный фон занятия. Способствуют эстетическому развитию дошкольников.

Тема 1. Ознакомление с природой родного края.

Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства.

В данном разделе перед педагогом поставлены следующие задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях Краснодарского края, родной станице.

- формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок.

Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки.

У дошкольников любовь к природе выражается, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, посильный труд по выращиванию растений и т. д. Задачи данного раздела по возрастным группам:

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- продолжать знакомить детей с домашними животными и птицей, обитающими на Кубани.

- познакомить с дикими животными и птицами обитающими в близи станицы Ильинской

- учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе охранительно, бережно.

-сформировать представление о реке Калалы.

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, рекой Кубань, Калалы, Ея,Челбас.

- закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; воспитывать охранительное отношение к ним.

- показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края.

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - расширять знания детей о естественных водоемах Краснодарского края: морях, рек, лиманах, озерах.

- закреплять знания о растительном и животном мире Краснодарского края: обитателях степей, лесов, гор.

- показать зависимость животного и растительного мира от условий обитания.

- познакомить детей с заповедными местами Краснодарского края - Кавказским заповедником, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

- воспитывать бережное, заботливое, охранительное отношение к природным богатствам нашего края.

Тема 2. Развитие труда и ремесел на Кубани.

Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное прикладное искусство Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Кубани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:

- художественная обработка соломы;

- вышивка;

- вязание крючком;

- вязание спицами;

- лоскутная техника;

- ковроплетение;

- петриковская роспись;

- ковань;

- лазоплетение;

- резьба по дереву и др.

Чтобы лучше понять процесс развития казачества, целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.

В процессе приобщения дошкольников к кубанским ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т. д.

Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, лесоводством. А также с животноводством.

В настоящее время на Кубани развивается промышленность, курортный бизнес, туризм. Это связано с географическим положением Краснодарского края.

Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей и рассказ на основе личного опыта о профессии.

Основные задачи данного раздела:

- формировать обобщенные представления о различных видах труда и ремесел на Кубани, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;

- расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;

- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов.

- закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. - формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями Новопокровского района: сахарный завод, элеватор, ОАО «Россия» и др.

- закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.

- показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства. - формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края. - закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края:

- подчеркнуть вклад труда кубанцев в развитие всей страны.

- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- плетение, ткачество;

- кубанская вышивка:

- резьба по дереву. - познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- ковань;

- лозоплетение;

- лоскутковая техника;

- Петриковская роспись;

-керамика.

Тема 3. Развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани.

В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории станицы Ильинской и Краснодарского края собранные в краеведческом музее, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

Также даются сведения и понятия о родном крае, детей знакомят с историей его возникновения, символикой. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Основная идея знакомства детей с родной станицей заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории казачьей станицы, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Какие сведения и понятия о своей станице способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Задачи:

- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;

- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому Краснодарского края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д., воспитывать уважение и гордость за родину;

- активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- познакомить детей с родной станицей, улицами, школами, детскими садами, почтой, поликлиникой.

- расширить представление о станицах, которые находятся рядом. - познакомить детей с историей возникновения Новопокровского района

- воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям: мемориал павшим воинам, парковой зоной; музеем, библиотекой,

-формировать первоначальные знания о городах Краснодарского края: Армавир, Краснодар, Анапа, Сочи и др. на основе привлечения опыта детей по этой теме. - познакомить с символикой Новопокровского района.

- закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам.

- познакомить с достопримечательностями – Свято – Вознесенским храмом,

- рассказать об истории возникновения некоторых улиц.

- познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков.

- познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды.

- формировать первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилищах кубанцев.

- продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий.

- познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар, символикой Краснодарского края.

Тема 4. Люди, прославившие кубанскую землю.

Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно-танцевальное традиционное народное творчество. В станице Ильинской имеется свой казачий ансамбль, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.

Наряду с кубанскими народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов Кубани – Г. Ф. Пономаренко, творчеством кубанского казачьего хора.

Знакомство с кубанскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту кубанской земли, силу кубанского народа помогают детям осознать значимость своего края, народа в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Произведения кубанских поэтов внесены в каждую тему программы в раздел «художественная деятельность». Дополнительно полезно знакомить детей с произведениями кубанских поэтов: В. Нестеренко, В. Бордадым, И. Беляков, К. Обойщиков и др., включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание.

В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.

Также в рамках данной темы дети получают знания о станичниках защищавших Родину, знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на Кубани.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Интегрированное занятие по ознакомлению с малой Родиной, с традициями кубанского быта в подготовительной группе Задачи: • Закрепить представления о традициях кубанского быта. • Развивать нравственные чувства (патриотизм, воспитывать любовь к малой.

Изучение малой Родины как одно из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд 1 Тема моего выступления: «ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ», ИЗ.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Стихотворение «У истоков малой Родины — Ворсмы». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В стороне от Волги с Окою, На красивых и тихих местах Поселились, не беспокоя, Люди с песнями на устах. Ворсма, ты породнилась с березкой,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».
Опубликовано: 17 марта 2017 в 20:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД