МААМ-картинки

Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Тамара Галкина
Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Модульный подход

к формированию духовно-нравственных качеств

личности дошкольника

Галкина Т. Ф. ,

воспитатель МБДОУ- комбинированного вида «Зеленогорский детский сад «Мишутка»

Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности современного общества, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к неправильному пониманию понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». Именно поэтому в российском образовании появились ряд государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих приоритет и значимость духовно-нравственного воспитания.

Публикация «Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника» размещена в разделах

Учёные Российской академии наук А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, выполняя государственный, общественный, педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и выпустили «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где отметили значимость и приоритетность духовно-нравственного воспитания для развития России в целом.

В сложившейся ситуации разработан комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, представленный в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС, где определены духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы, начиная с дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования обозначил новые подходы к воспитательным технологиям как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности дошкольников в рамках духовно-нравственного воспитания.

• перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);

• целостность направления;

• система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

• просветительная работа среди родителей;

• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего дошкольного уклада жизни;

• интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

• развитие и воспитание ребенка не самими проведёнными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Для обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания личности в рамках образовательной дошкольной организации нами выбран модульный подход. В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно используется для структурной организации образовательных процессов, для обеспечения качества и управления качеством современного образования.

Мы основываемся в своей педагогической практике на исследованиях Г. Оуенса, который понимал модуль как «обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие».

Модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривает выделение в дошкольной организации структурирование информации с позиции познавательной и творческой деятельности, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебных знаний по предметным областям и объединены единым требованием к уровню сформированного результата практической деятельности дошкольников.

Для более успешной реализации программы по духовно- нравственному воспитанию в организации разработаны тематические модули, где понятие «модуль» рассматривается, как специальная среда для формирования значимых духовно-нравственных качеств. Задачи каждого модуля вытекают из общей цели всей системы работы и охватывает пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.

Каждый модуль реализуются посредством организации работы внутри учреждения, с помощью зонированного пространства, а так же предусматривают широкий круг взаимодействия с социальными субъектами, специалистами и семьёй.

Подробнее остановимся на каждом модуле.

Модуль «Мини-музей»

Мини-музей – самый значимый модуль, который является центром духовно-нравственного воспитания как внутри учреждения, так и в сетевом пространстве социума. Для него выделено специальное помещение, собраны экспонаты домашней утвари, функционируют экспозиции: «История поселка», «История детского сада», районная экспозиция «Живем Крапивинской судьбой». В данном модуле дошкольники познают народную культуру и историю декоративно-прикладного творчества, пополняют знания детей о природе родного края и этносом Крапивинского района. В мини-музее проходят тематические экскурсии, основанные на национально-региональном компоненте. Здесь же организуется «живое» общение с интересными людьми. Действует «уголок» духовного воспитания, где подобранны материалы истории жизни и деятельности Серафима Саровского и Сергия Радонежского, представлен Храмовый путеводитель России и элементы христианских служб.

Основные социальные партнёры модуля : образцовый детский фольклорный коллектив «Забава» МБОУДО «Крапивинский ДДТ», этнографический центр традиционной и воинской культуры Крапивинского района «Мунгатский острог», МБОУ «Зеленогосркая СОШ», храм Владимирской Божьей матери и др.

Модуль «Зимний сад»

Данный модуль направлен на развитие у детей понимания, что природа главное богатство нашей Родины, на воспитание у дошкольников экологической культуры, заботливого отношения к природе, положительного отношение к труду.

Среди форм работы можно выделить походы (в том числе семейные, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, участие в акциях (всероссийских, областных, районных, высадка и уход за саженцами, работа в огороде, мастер-классы по уходу за растениями. Кроме этого практическая деятельность проходит внутри помещения и на территории:

Объекты, расположенные на территории детского сада

«Экологическая тропа» – знакомит с различными видами растений произрастающих в Сибири, способствует развитию осознанно-правильного отношения к природе.

«Мини-огород» – это выращивание овощей с освоением сельскохозяйственных работ от начала до урожая, развивает у детей желание добиваться положительного результата-богатого урожая.

«Цветник» – выращивание и наблюдение красоты Сибирских цветов, создает условия для развития чувства прекрасного, трудолюбия.

«Метеостанция» – это наблюдение природных явлений, количества выпавших осадков, температуры воздуха и их влияния на окружающую среду. Это развивает у детей интерес к явлениям природы, наблюдательность.

«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит» – знакомят детей с лекарственными растениями Крапивинского района. Эти зеленые оазисы пополняет запас знаний о пользе природы для здоровье человека.

Объекты, расположенные в помещении детского сада

«Зимний сад» и уголки природы в группах, где дети в них выполняют поручения по труду в природе, проводят наблюдения, проводят опыты; организуют исследовательскую деятельность; выращивают рассаду.

Основные социальные партнёры модуля : лесхоз и лесничество Крапивинского района, юные натуралисты МБОУДО «Крапивинский ДДТ» и МБОУ «Зеленогорская СОШ», учителя биологии, специалисты управления сельского хозяйства.

Модуль «Литературная чайная»

В данном модуле идёт ознакомление дошкольников с литературными произведениями русских классиков, поэтов Кузбасса и Крапивинского р-на, писателей, в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-нравственное направление развития человека. А также, произведения малого фольклора, сказочного, песенного, игрового.

Викторины, развлечения, выставки, экскурсии, творческие встречи, литературные чтения в чайной, способствуют духовно-нравственному развитию дошкольников. В библиотеке воскресной школы дети знакомятся с детской Библией, православными и земледельческими календарями.

Социальные партнеры модуля : библиотека пгт. Зеленогорского, школьная библиотека, библиотека воскресной школы, учителя литературы.

Модуль «Изостудия»

Модуль способствует формированию пониманию основ декоративно-прикладного искусства, знакомит дошкольников с народным творчеством и ремёслами России, развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой живописи, дети изучают и пользуются семантикой народного орнамента России и этническими рисунками региона. Мастер-классы народных умельцев, выставки, творческие занятия, конкурсы, семейные мастерские, проходят в атмосфере и совместной деятельности, и самостоятельности, и творчества.

Социальные партнеры модуля : ИЗО-студия МБОУДО «ДДТ» в п. Крапивинский и п. Зеленогорский, МБОУДО «Детская школа искусств», «Центр детского творчества» Центрального района г. Кемерово.

Модуль «Тренажёрный зал»

Данный модуль направлен на укрепление психического и физического здоровья дошкольников с осознанием и мотивацией того, что здоровье – это главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. В основе модуля идёт формирование здорового образа жизни, развитие навыков координации движений, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, которые необходимы для участия в соревнованиях. В данный модуль включена бальшая серия семейных спортивных праздников и мероприятий

Социальные партнеры модуля : МБОУДО «Детская спортивная школа» пгт. Зеленогорский, спортивный зал МБОУ «Зеленогорская СОШ», тренеры-преподаватели, спортсмены-ветераны.

Данные формы работы, разработанные, организованные и реализованные в рамах модульного подхода, позволяют более эффективно выстроить деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в образовательной организации. Воспитательные и развивающие аспекты каждого модуля систематизированы, логичны, последовательны, что увеличивает воздействие на формирование личности дошкольника и его личностные характеристики. Модульность педагогической деятельности также расширяет формы и круг социального взаимодействия, создавая духовно-нравственное пространство всего социума.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств детей 5–6 лет посредством сказки Мисриханова Зулейха Муршидовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский» Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств.

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры» Аешина Юлия Юрьевна, воспитатель Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры. МБДОУ "ЦРР.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств личности у детей старшей группы Цикл «Я и мои друзья» Задачи: - Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. - Пробудить интерес к.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Проект по формированию нравственных качеств личности и основ патриотизма в процессе музыкальной деятельности Проект «Воспитание патриотической песней». Направление проекта: формирование нравственных качеств личности и основ патриотизма в процессе.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольникаСловесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека.» В. Г. Белинский. Основные положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:37
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД