Лучший педагог года

Планирование кружковой работы с детьми старшей группы «Мой край родной» на учебный год

Ольга Юрьевна
Планирование кружковой работы с детьми старшей группы «Мой край родной» на учебный год

Мой край родной

Никологоры.

(кружковая работа с детьми

старшей группы)

Воспитатель

Голубева О. Ю.

Актуальность темы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

Публикация «Планирование кружковой работы с детьми старшей группы „Мой край родной“ на учебный год» размещена в разделах

Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре родного поселка, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.

Основные задачи работы :

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ;

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

-формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.);

-развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

-воспитание уважения и гордости за свой родной край;

-формирование первичных представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: поселок, район, область; предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, района и области, достопримечательности;

• Традиции и историю края;

• Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

Используемая литература

Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М. : «Издательство ГНОМиД», 2001.

«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Н. В. Алёшина

Сентябрь

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Проведение

мониторинга. Определение первичного уровня знаний детей. Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Анкетирование родителей.

2 неделя Моя улица. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад».

Мы никологорцы Расширять знания детей о родном поселке.

Познакомить с историей появления поселка.

Познакомить с понятием «Малая Родина» Рассматривание карты поселка. Экскурсия к памятнику в центре поселка.

3 неделя История родного края. Познакомить детей с картой владимирской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях родного края. Рассматривание карты Владимирской области. Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Чем славится Владимирский край».

4 неделя Транспорт наших предков. Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».

Чтение литературы о развитии транспорта.

Октябрь

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Осень в нашем поселке. Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка.

Рисование осенних пейзажей.

Чтение произведений об осени. Составление осеннего букета.

Дидактическая игра: «Когда это бывает».

2 неделя Какой урожай собирают в нашем крае? Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить с способами уборки урожая. Беседы о сборе урожая в семьях детей.

Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Работа по сбору урожая в огороде.

Что делали в старину осенью? Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян.

Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки. Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Что можно делать осенью?».

Рассматривание сюжетных картин.

3 неделя Деревни рядом с нами. Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

4 неделя Животный мир Владимирской области. Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. Беседы о животных Владимирской области.

Рассматривание Красной книги Владимирской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».

Птицы Владимирской области. Знакомить с многообразием мира птиц Владимирской области. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому. Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами».

Рассматривание фотоальбомов с различными птицами.

Беседы о зимующих и перелётных птицах.

Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.

Ноябрь

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Человек без роду, что дерево без корней. Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков. Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка: «Моя семья».

Рисование: «Мои бабушка и дедушка».

Составление гениологического древа.

2 неделя Традиции моей семьи. Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье.

Воспитание уважения и любви к родным. Беседы о важности семейных традиций.

Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках.

Рисование на тему «Праздник в моей семье».

«Красна изба углами» Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.

Воспитание уважения к предкам, к своей истории. Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

3 неделя Забавы вокруг печки. Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине. Беседы о самом важном предмете дома – печке.

Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари.

4 неделя «Щи да каша пища наша» Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.

Воспитывать интерес к прошлому. Знакомство с разнообразными крупами.

Рассматривание посуды для приготовления пищи.

Хлеб всему голова. Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить.

Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение к хлебу. Беседы по теме.

Знакомство с книгами о труде хлеборобов.

Рисование на тему «Хлеб».

Экскурсия в «Аграрно -промышленный техникум»

Декабрь

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Вязниковский заповедник. Познакомить детей с обитателями Вязниковского заповедника. Расширять знания о животных родного края.

Воспитывать любовь к животным, желание их защищать. Рассматривание фотографий Вязниковского заповедника.

Знакомство с презентацией на тему «Заповедник».

Рисование животных обитающих в заповеднике.

2 неделя Что делали в старину зимой? Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. Рассматривание сюжетных картин.

Рассказ воспитателя.

Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».

3 неделя Видео-экскурсия по улицам поселка Закрепление знаний о родном поселке, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чувства. Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного поселка.

Составление рассказов о городе.

Рисование «Мой поселок».

4 неделя Турнир знатоков Родного края. Расширять и закреплять знания детей о родном поселке. Познакомить с историей возникновения родного поселка. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. Беседы о родном поселке. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Родные улицы», «Домашний адрес».

Рождественские праздники, народные традиции и культура края. Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну. Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».

Январь

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Проведение промежуточного мониторинга. Выявление уровня знаний детей. Беседы, игры с детьми.

2 неделя Деревья нашего края. Знакомить детей с природой Владимирского края, его заповедными лесами. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов Владимирской области.

Рисование деревьев нашей местности.

3 неделя Наша река. Закреплять знание названия родного поселка, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций.

Чтение литературы, решение экологических задач.

Февраль

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Народный костюм Владимирской губернии. Знакомить детей с национальным костюмом жителей Владимирской губернии, его цветовой гаммой, способами украшения. Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Владимирской губернии.

Вышивка мастериц Мстеры. Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц. Познакомить детей с вышивкой Мстерских мастериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встречается вышивка. Рассматривание предметов одежды и иллюстрации костюмов жителей Владимирской губернии.

Рассматривание рушников ручной работы.

2 неделя Как наши предки защищали Родину Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями. Беседы.

Чтение художественных произведений и защитниках Родины.

Рисование на тему «Наши Защитники».

3 неделя День Защитников Отечества. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.

4 неделя Предприятия и организации нашего поселка. Закреплять знания о месте работы родителей. Рассказы детей о предприятиях на которых работают родители.

Март

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Мама – первое слово. Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!»

Масленица Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям. Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен.

Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».

2 неделя Музыкальная жизнь поселка. Познакомить детей с историей развития музыкального искусства поселка. Рассказ воспитателя о музыке и музыкальной жизни. Прослушивание народных песен в исполнении государственного академического.

Экскурсия в музыкальную школу

3 неделя «Сороки». Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника. Рассказ воспитателя.

Рассматривание альбома «Времена года».

Чтение литературы о весне.

Выставка рисунков: «В окно повеяло весною».

Что делали в старину весной? Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае.

Развивать интерес к прошлому. Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Что можно делать весной?».

Рассматривание сюжетных картин.

Апрель

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя Вслед за солнышком. Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём.

Знакомить детей с народными приметами и поверьями. Рассматривание календаря.

Беседы о необходимости слежения за погодой.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2 неделя Лекарственные растения родного края. Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Воронежской области, их использовании в лечебных целях. Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.

Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

Матрёшка- русский сувенир Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства.

Знакомить матрёшкой, её особенностями. Игры с матрёшками.

Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек.

Рассказ воспитателя.

Символы нашего поселка. Знакомство детей с символами поселка. Формировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага. Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города. Рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация: «Наш флаг».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Май

Дата Тема Программное содержание Работа с детьми

1 неделя «И помнит мир спасённый…» Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.

Рисование на тему «Война и память о ней».

Насекомые нашего края. Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на красоту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. Рассматривание насекомых на прогулке.

Рисование насекомых и растений.

Чтение книг о насекомых.

Малая Родина

(итоговая) Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.

Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. Праздник «Наша Родина».

Выставка детских работ.

Фотовыставка «Наш город».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

3 неделя Проведение итогового мониторинга. Определение уровня знаний детей. Беседы с детьми, дидактические игры.

Публикации по теме:

«По дорожке, по тропинке в край родной июнь идёт». Творческие работы детей (фотоотчёт)«По дорожке, по тропинке в край родной июнь идёт». Творческие работы детей (фотоотчёт) Июнь не только идёт, а прямо-таки бежит. Не успели мы оглянуться, как он преодолел уже половину своего пути. Лето к нам на Кубань пришло.

Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема «Мой край родной»Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема «Мой край родной» ТЕМА НЕДЕЛИ: МОЙ КРАЙ РОДНОЙ-ЮГРА Цель: Расширять представления о родном крае, городе (посёлке). Продолжать знакомить с достопримечательностями.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование кружковой работы с детьми старшей группы «Мой край родной» на учебный год
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 13:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД