Получи документы

«Откуда к нам буквы пришли?» Занятие в рамках мультимедийного проекта «Книжкины странички похожи на реснички: глаза открывают» (1 фото)

ольга ефимова
«Откуда к нам буквы пришли?» Занятие в рамках мультимедийного проекта «Книжкины странички похожи на реснички: глаза открывают»

«Откуда к нам буквы пришли?» Занятие в рамках мультимедийного проекта «Книжкины странички похожи на реснички: глаза открывают»

«Откуда к нам буквы пришли

Цель деятельности педагога: познакомить дошкольников с историей создания славянской письменности, жизнью и духовными подвигами Святых Равноапостольных Учителей Вселенских Кирилла и Мефодия, Святой Блаженной Матронушки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, учебная, музыкально-художественная, пересказ художественной литературы, восприятие видео и аудио материала, продуктивная.

Публикация «„Откуда к нам буквы пришли?“ Занятие в рамках мультимедийного проекта „Книжкины странички похожи на реснички: глаза открывают“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Планируемые результаты развития интегративных качеств воспитанника: ребенок проявляет интерес к заявленной теме деятельности, принимает живое, заинтересованное участие в непосредственной образовательной деятельности с педагогом и сверстниками, испытывает живое ощущение духовной реальности посредством диалога со всеми участниками образовательного процесса.

Предварительная работа: изготовление атрибутов для игры - макет дерева, картонные буквы, материал для выкладывания букв - нитки, вата, макароны, каштаны, орехи, спички, крупа, пуговицы, чтение детям рассказа Н. Коваленко «Детям о Блаженной Матронушке», беседа с детьми о Матронушке, иллюстрирование детьми рассказа о Блаженной Матронушке, подбор аудио и видео материала о Святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии, подготовка презентации с фото и видео материалом по ходу конспекта непосредственной образовательной деятельности с детьми, материал для продуктивной деятельности детей - клей, картон, ножницы, цветная бумага, крупа, минус детской песни «Мамочка, милая, мама моя» слова А. Афлятуновой, музыка В. Канищева.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитатель.

Дети послушайте и отгадайте мою загадку: разные птички на каждой страничке молчат, ожидают, кто их отгадает.

Предполагаемые ответы детей.

Буквы.

Воспитатель.

Правильно - это буквы, дети посмотрите на наше буквенное дерево, сегодня к нему слетелось много разных букв-птичек, назовите, какие буквы вы узнали.

Предполагаемые ответы детей:

А,Б. Г,Д, Е, М, Н

Воспитатель.

Давайте мы встанем в круг и поиграем с буквами.

Дети встают в круг, выбирают ведущего, который отходит в сторону и закрывает глаза. Дети вместе с воспитателем идут вокруг дерева со словами: «Ходили мы за горы высокие, ходили за моря глубокие. Набрели мы на чудо-дерево. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!» Воспитатель просит ребенка из круга снять понравившуюся ему букву и передать ее ведущему, которую тот должен узнать на ощупь и назвать ее. Играют два три раза.

Воспитатель.

Молодцы, дети, а давайте мы теперь с вами, буквы, которые висели на дереве выложим, а помогут нам в этом вот эти предметы - нитки, вата, макароны, каштаны, орехи, спички, крупа, пуговицы, фасоль.

Дети, присаживаются и под музыкальное оформление начинают выкладывать буквы. По окончании работы воспитатель спрашивает каждого ребенка:

Какую букву ты выложил?

Из чего ты ее выложил?

Скажи, как можно назвать твою букву одним словом?

Предполагаемые ответы детей.

А,Д,Е, ватная, ореховая, макаронная, спичечная

Воспитатель.

Назови слова, которые начинаются с буквы, которую ты выложил.

Предполагаемые ответы детей.

Машина, метро, катер, каша, танк

Воспитатель.

Дети, посмотрите я тоже выложила букву, вот она.

Воспитатель показывает букву М.

(Слайд 8)

Воспитатель.

Что это за буква?

Предполагаемые ответы детей.

М

Воспитатель.

Дети, назовите слова, которые начинаются с буквы М?

Предполагаемые ответы детей.

Мама, машина, метро, мишка, мороженое, малина, молоко, марка, мел, мыло, мельница, морковь, метла, матрос, матрешка, морошка, миска, макароны, миксер.

Воспитатель.

Молодцы, вы много слов назвали, которые начинаются с буквы М.

Скажите, ребята, а какое для вас самое любимое и дорогое слово из всех названных

Предполагаемые ответы детей.

Мама

Воспитатель.

Дети, расскажите, а какие Ваши мамы?

Предполагаемые ответы детей.

Добрые, любимые, красивые

Воспитатель.

Дети, а мы знаем с вами о маме красивую песню, давайте исполним ее.

Исполнение песни («Мамочка, милая, мама моя» слова А. Афлятуновой, музыка В. Канищева)

Воспитатель.

Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, а какие имена на букву М вы знаете?

Предполагаемые ответы детей.

Маша, Миша, Мила, Марина, Максим, Маруся, Марк, Матрона, Мишель, Матвей, Митя.

Воспитатель.

Дети, давайте мы вспомним, как мы в сами иллюстрировали книгу о Тульской святой, имя которой тоже начинается на букву М. Как звали святую?

Предполагаемые ответы детей.

Матронушка.

Воспитатель.

Правильно, мы с вами иллюстрировали книгу о Тульской святой Матронушке. Давайте сейчас посмотрим презентацию про нашу книгу и вспомним, что мы с вами знаем о Матронушке.

Предполагаемые ответы детей.

Родилась Матронушка в селе Себино, от рождения она была слепой. Родители ее любили очень, а соседские ребятишки обижали, а Матронушка всех любила, ни никого не обижалась, она любила в церковь ходить, знала все иконы. Господь за ее смирение и любовь к людям наградил Матронушку чудесным она знала и чувствовала, что на душе у человека. Стала Матронушка всем людям помогать, молитвой лечить. Многие люди к Матронушке за помощью обращались, всех она принимала, никому не отказала, многих спасла, всегда приветливой и радостной была, людей утешала, про свои недуги никому не жаловалась».

Воспитатель.

Скажите, дети, а откуда вы все это узнали, что вы мне, сейчас рассказали о Матронушке?

Предполагаемые ответы детей.

Из книги.

Воспитатель.

Правильно, мы с вами читали книгу, в которой был рассказ о Матронушке, рассказ состоял из предложений, предложения из слов, а слова из букв. Мои дорогие, а вы хотите узнать, откуда появились буквы?

Предполагаемые ответы детей.

Да, конечно, хотим

Создали буквы два брата, имя одного из братьев тоже начинается с буквы М. Хотите, узнать, как это было?

Предполагаемые ответы детей.

Да, конечно, хотим

Было это, разлюбезные милые детушки в те далекие времена вам неведомые на Святой Руси. Когда Жили-были добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты они не ведали, не умели книги читать и письма писать.

И вызвались им помочь в этой беде два брата одного звали Кирилл, а другого Мефодий. Вот как все начиналось…

(Видео с использованием телеканала «Союз» О Кирилле и Мефодии, из детской программы «Дуняша»).

По окончании сюжета воспитатель организует с детьми беседу о Кирилле и Мефодии по вопросам:

Воспитатель.

Как назывался город, в котором родились Кирилл и Мефодий?

Предполагаемые ответы детей

Солуники

Воспитатель.

Сколько сыновей было у родителей Кирилла и Мефодия?

Предполагаемые ответы детей.

Семь

Воспитатель.

Как звали старшего сына?

Предполагаемые ответы детей

Мефодий

Воспитатель.

Как звали младшего сына?

Предполагаемые ответы детей.

Кирилл

Воспитатель.

Какой был Кирилл?

Предполагаемые ответы детей.

Слабенький, болезненный, но самый умный, способный и прилежный к учебе

Воспитатель.

Как братья относились друг к другу?

Предполагаемые ответы детей

Дружили, помогали, защищали друг друга

Мефодий оберегал и защищал Кирилла

Воспитатель

Какие науки изучил Кирилл?

Предполагаемые ответы детей

Философию, арифметику, астрономию, языки

Воспитатель

Кем стал Кирилл?

Предполагаемые ответы детей.

Принял сан священника и стал библиотекарем при храме

Воспитатель.

Кем стал Мефодий?

Предполагаемые ответы детей.

Военным, затем принял монашество

Воспитатель.

Что значит принять монашество?

Предполагаемые ответы детей.

Жить в монастыре

Воспитатель.

Правильно, Мефодий принял монашество, Кирилл тоже стремился к жизни в монастыре и скоро тоже ушел в монастырь к своему брату - Мефодию.

Зачем Кирилла и Мефодия пригласили на славянские земли?

Предполагаемые ответы детей.

Перевести слово Божье на славянский язык

Воспитатель.

Смогли братья решить такую сложную задачу?

Предполагаемые ответы детей.

Да

Воспитатель.

Правильно, Кирилл и Мефодий придумали церковный язык и записали при помощи него много православных книг. Хотите послушать, как красиво звучит церковно-славянский язык, на котором записаны богослужебные книги?

(Звучит аудио фрагмент записи церковно-славянского языка)

Воспитатель.

Вам понравилось?

Предполагаемые ответы детей.

Да

Правда красиво звучит церковно-славянский язык?

Предполагаемые ответы детей.

Да

Дети, скажите, о чем Кирилл попросил Мефодия, когда заболел?

Предполагаемые ответы детей.

Продолжить начатое ими дело и нести веру в славянские земли

Воспитатель.

Мефодий выполнил просьбу брата?

Предполагаемые ответы детей.

Да

Воспитатель.

Мефодий записал много книг при помощи азбуки, посмотрите мы сейчас ее видим на слайде, это наша с вами самая первая славянская азбука, по ней учились читать и писать наши прабабушки и прадедушки.

Азбуку эту создали Кирилл и Мефодий - это равноапостольные учителя словенские, посмотрите вы сейчас их видите, они изображены на иконе, которая есть в каждом храме, в руках у Кирилла свиток с азбукой, у Мефодия в руках книга. Братья принесли нам азбуку и веру православную.

Воспитатель.

Дети, скажите, а какой пример нам всем показали Кирилл и Мефодий?

Предполагаемые ответы детей.

Любви к выбранному делу, науке, знаниям, азбуке, чтению и письму, языку, книгам, к ближним.

Воспитатель.

Дети, знаете скоро уже осенью вы все пойдете, в школу будете более подробно изучать буквы, учиться писать. Но я сейчас хочу познакомить вас с одним из обычаев, который был в русской школе, когда учитель и ученики, что-то вместе узнавали, разучивали или вспомнили, читали, то по окончании учения они угощали друг друга кашей из горшочка. Именно с тех времен и появилось такое слово как «однокашники» - так называли тех, кто узнавал, новое что-то вместе, а значит, ел кашу по окончании учения тоже вместе.

Воспитатель.

Скажите, мои дорогие, о чем мы сегодня говорили с вами?

Предполагаемые ответы детей.

О жизни святых Кирилла и Мефодия, о буквах, о Матронушке

Воспитатель.

Молодцы, мы много сегодня вместе с вами узнали, давайте теперь отблагодарим, друг друга за совместную работу горшочком каши, который я предлагаю Вам сейчас приготовить.

Изготовление панно «Горшочек каши»

Воспитатель

Молодцы, красивые получились у вас горшочки с кашей.

Узнавать из книг новое для себя мы можем благодаря азбуке, которую создали Кирилл и Мефодий.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку, давайте прочтем стихи о Святых Равноапостольных Учителях Словенских Кирилле и Мефодии.

Дети читают стихи:

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

НОД в старшей группе «Азбука славянского языка Кирилла и Мефодия». ФотоотчетНОД в старшей группе «Азбука славянского языка Кирилла и Мефодия». Фотоотчет Уважаемые коллеги маамовцы! Хочу представить вашему вниманию фотоотчет интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей.

Кружок «Истоки». Занятие с детьми дошкольного возраста «День славянской культуры и письменности»Кружок «Истоки». Занятие с детьми дошкольного возраста «День славянской культуры и письменности» Программные задачи -Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Откуда к нам буквы пришли?» Занятие в рамках мультимедийного проекта «Книжкины странички похожи на реснички: глаза открывают»
Опубликовано: 11 января 2015 в 12:51
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД