Получи документы

Музейная педагогика в детском саду

Чмутова Ольга
Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше: через колыбельные песни, частушки, потешки, игры — забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Публикация «Музейная педагогика в детском саду» размещена в разделах

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребен-ка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей спе-цифики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, ока-зывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. С. Карпинская, Н. Б Халезова, 3. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества по-буждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру пре-красного, развивает художественно-творческие способности детей, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Для этого есть много разнообразных способов и приемов. Чтобы активизировать у детей желание творить, мы использовали в своей работе «Музейную педагогику».

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей.

Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекция которых, настолько разнообразны и уникальны, что могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

При первом посещении выставок педагоги сталкиваются с неожиданной проблемой – растерянностью детей. И это естественно: за свою жизнь они вряд ли могли видеть такое множество разнообразных экспонатов, картин.

Перед первой экскурсией надо создать ситуацию радостного ожидания, предупредив детей, что это новая игра. Возможностей посещать музеи и галереи мало, так как они находятся от нас далеко. Но мы в свою очередь постарались создать в группе возможность соприкоснуться детям с прекрасным. Это организация мини – музея, созданного воспитателями и родителями, включающего поэтапную работу:

1 этап – выявление значимости тематики выставки для творческого развития детей;

2 этап – организация выставки. Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяет разнообразить мини – музей, сплотить и разделить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей;

3 этап – презентация – «День музея». Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп;

4 этап - занятия по закреплению впечатлений от увиденного. На них дети выражают свое эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки;

5 этап – обсуждение тематики новой выставки.

Организация мини-музея - это праздник искусства, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

Примерный план кружка «Музей и дети»

(подготовительная группа)

Октябрь – «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи, дать представление о цветовой гамме, учить находить характерные особенности, развивать эстетическое восприятие предметов народного промысла.

Ноябрь – «Голубая гжель»

Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.

Декабрь – «Матрешки»

Цель: Познакомить с народной игрушкой –матрешкой. Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обратить внимание на ее яркость, нарядность, составные элементы.

Февраль – «Тагильский поднос»

Цель: Расширять знания об истории Уральского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.

Март – «Выставка кукол»

Цель: Познакомить детей с понятием "музей кукол". Развивать представление о коллекции на примере народной игрушки. Привить детям любовь и бережное отношение к куклам.

Апрель – «Жостово»

Цель: Продолжать знакомить с народным искусством на примере творчества мастеров Жостово, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

Май – «Ярмарка»

Цель: Показать красочность и яркость изделий народных мастеров. Учить находить сходства и различия разных народных промыслов, характерные черты.

В мини - музеях любят работать и дети, и педагоги, и родители. Они с большим удовольствием откликались на предложение помочь подготовить выставку в мини-музее, найти художественный материал: стихи, загадки, потешки. Вместе обсуждали тематику предстоящих экспозиций, активно собирали экспонаты. Совместно с детьми и родителями мы создали такие выставки: «Золотая хохлома», «Матрешки», «Коллекция кукол», «Голубая Гжель», «Тагильский поднос».

Наш край издавна славится лаковой росписью. Это кропотливый и долгий процесс превращения от черного полотна подноса в художественное изделие. Шире познакомить детей с красотой изделий мастеров Урала позволила выставка «Тагильский поднос».

Для обогащения опыта родителям предлагали познакомиться с материалом в рубрике «Интересно». Им предлагали следующие темы: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Кукла», «Хохлома». Этот материал предлагался родителям параллельно с выставкой детских работ. Родителей призывали бережно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду влияет на формирование личности и возможностей для его творческого развития. Давая ребенку определенные знания, представления и возможность соприкоснуться с искусством в повседневной жизни, побуждаем его к деятельности и творческому применению знаний и умений, формируем национальное самосознание, развиваем любознательность, художественное восприятие, приобщаем к миру искусства, воспитываем патриотические чувства через социокультурную среду мини – музея.

Публикации по теме:

«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.

Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ»Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ» Традиционным в детском саду стало сотрудничество с городским краеведческим музеем имени В. В. Андрияшева. Около 10 лет идёт работа по патриотическому.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ.Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ. Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности.

Музейная педагогика в ДОУ Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возрастаМузейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно,.

Проект «Музейная педагогика для дошкольников»Проект «Музейная педагогика для дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в детском саду
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 18:45
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД