МААМ-картинки

Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада

Маргарита Федорова
Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада

В дошкольном возрасте ребенок испытывает неистребимый интерес ко всему, что его окружает. Создавая развивающую среду, окружая детей предметами, картинами, игрушками и играми, мы воздействуем на эмоциональные переживания, познавательные способности и речевые возможности наших воспитанников. В последние годы всё большее значение приобретает музейная педагогика, которая является прекрасным «инструментом» для интеграции всевозможных педагогических приемов в живом пространстве «мини-музеев» в детском саду.

Публикация «Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада» размещена в разделах

В нашей группе такой мини-музей реализуется как предметный мир на логопедических занятиях и на занятиях воспитателей. Так, например, наш маленький «Музей народной игрушки», представлявщий собой временную выставку, стал выставкой уникальных пособий – деревянных и глиняных свистулек-дудочек для развития дыхательной функции.

Коллекция колокольчиков используется для развития слухового восприятия. Мелкие деревянные игрушки из набора «Чудесный мешочек», выставленные в нашем «Музее игрушки», служат развитию тактильного восприятия и мелкой ручной моторики.

Экспонаты-игрушки, предметы быта, игры в картинках музея развивают внимание и память детей в играх «Что изменилось?» или «Чего не стало?»

На занятиях по формированию изобразительных навыков воспитатели используют предметы: чашки, подносы, корзинки, фигурки животных с выставки «Мини-музея предметов быта» в технике Гжели, Жостово и др.

Таким образом, наши собранные совместно с родителями игрушки помогают развитию зрительного и слухового восприятия, коррекции поведения и психомоторики в целом.

Речевое развитие имеет особое значение в логопедической группе, т. к. дети нуждаются в целенаправленной коррекции произношения, активизации словаря и формировании связной речи. В ходе ознакомления с экспонатами дети имеют возможность, переходя постепенно от простого к сложному, от рассматривания, от тактильного и зрительного образа предмета к созданию художественных и словесных образов. Именно этот этап перехода от конкретного, наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к абстрактному способу мышления является показателем сформированности речевых, творческих, познавательных возможностей и готовности к школьному обучению.

Музейное пространство дает возможность максимально осуществлять основные дидактические принципы:

- принцип наглядности

- принцип доступности

- принцип системности

- принцип интеграции областей познания

- принцип активности

- принцип прочности усвоения знаний

В процессе музейно-образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность детей, развивается внимание, укрепляется память, активизируются мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.

У детей с общим недоразвитием речи расширяется активный словарь, закрепляются навыки правильного звукопроизношения, вырабатывается навык составления описательного рассказа по схеме, по картине, по опорным словам. Эти умения дети приобретают в процессе создания музея, рассматривания, обыгрывания и активной деятельности с экспонатами.

При создании выставки рисунков к сказкам А. С. Пушкина дети знакомились с произведениями поэта, с его историей жизни, читали наизусть стихи и отрывки из сказок, играли в «Викторину» и участвовали в конкурсе рисунков, в проекте «Книжкин дом» (см. Презентацию).

Практически при изучении почти каждой лексической темы образуется маленькая выставка. Так, в процессе ознакомления с темой «Животные» образовалась книжная выставка «Русские народные сказки о животных». Дети с удовольствием приносили из дома свои любимые книги, по очереди рассказывали любимые сказки, рассказывали стихи и загадки по теме.

Совместная деятельность детей и педагогов в музейном пространстве ДОУ помогает социализации поведения наших детей, подготавливает к восприятию культурных ценностей, развивает творческие способности, обогащает эмоциональный мир, прививает художественный вкус, обогащает сенсорные возможности ребенка, активизирует словарь, развивает связную речь и способствует формированию коммуникативной функции.

Приложение: «Картинки с выставки» (фотоотчет) :

- «Русские народные игрушки»

- «Куклы своими руками»

- «Наши питомцы» (выставка рисунков)

- «Моя любимая игрушка» (творчество А. Барто)

- «Хлеб на столе всему голова»

- «Унылая пора! Очей очарованье…» (детские рисунки)

- «Русские народные сказки о животных» (выставка детской книги)

- «Подарки со всего света» (сувениры из разных стран и городов)

- «Русский музей» (фильмы РМ)

- «Музей открытки»

- «Мои друзья» (выставка портретов)

- «Мы – петербуржцы» (поделки и рисунки).

Публикации по теме:

Город Таганрог, как музейное пространство (фотоотчёт)Город Таганрог, как музейное пространство (фотоотчёт) Та радость и дикий восторг, которые Вас ожидают среди старинных домов и дворцов разных стилей, характерных для России 18-19 веков и удивительных.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная средаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.

Окружающая развивающая среда нашего детского сада (фотоотчет)Окружающая развивающая среда нашего детского сада (фотоотчет) Наш Чуварлейский детский сад «Колокольчик» расположен в очень живописной местности. Сама природа распорядилась так, чтобы многие окружающие.

Предметно-пространственная развивающая среда участка детского сада.Предметно-пространственная развивающая среда участка детского сада. В дошкольном возрасте существенную роль в познавательном развитии детей играет предметно-пространственная развивающая среда, как в группе,.

Оформление детского сада. Предметно-развивающая среда группыОформление детского сада. Предметно-развивающая среда группы Для того чтобы создать предметно-развивающую среду в группе,мною был изучен ФГОС дошкольного образования. Все зоны отвечают основным принципам.

Предметно-развивающая среда своими руками в группе детского садаПредметно-развивающая среда своими руками в группе детского сада Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать в детском саду как совместную, так и самостоятельную деятельность.

Оформление детского сада. Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОСОформление детского сада. Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста,каждый педагог в начале учебного года приступает к оформлению своей.

Предметно-развивающая среда в средней группе детского садаПредметно-развивающая среда в средней группе детского сада Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада. Цель: создание развивающей и творческой среды для детей дошкольного возраста.

Развивающая среда младшей группы детского садаРазвивающая среда младшей группы детского сада В нашей группе мы постарались создать все необходимые условия для всестороннего развития детей. Мы постарались поставить мебель так, чтобы.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно – пространственная среда в группе раннего возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейное пространство как развивающая среда в логопедической группе детского сада
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 01:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД