Лучший педагог года

Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы и родителей «Осенняя пора… очей очарованье»

Ольга Ганина
Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы и родителей «Осенняя пора… очей очарованье»

Цель:

1 Учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

2 Расширить представление о поэзии А. С. Пушкина, музыке П. И. Чайковского, о картинах осенних пейзажей.

Публикация «Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы и родителей „Осенняя пора… очей очарованье“» размещена в разделах

Добрый вечер, дорогие мои друзья! Сегодня мы встретимся с удивительными стихами «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина, и с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского. А начнем мы, конечно, со стихов нашего любимого поэта, стихов нам давно знакомых и незнакомых.

Мне очень хочется, чтобы вы сегодня послушали те стихотворения Пушкина о разных временах года, которые уже звучали на наших уроках. И хочется, чтобы вы вслушались в музыку стиха еще незнакомых нам произведений, запомнили бы их и полюбили.

Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…», или «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года», «Дохнул осенний хлад, дорога промерзает…», и еще, еще…

Каждому времени года соответствует определенное настроение, которое можно передать и с помощью музыкальных звуков.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

Легко и радостно играет в сердце кровь…

Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений Александра Сергеевича об осени. Я постаралась взять такие стихи, которые вам не встречались еще или мало знакомы.

1. Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный

Ночи в дремлющей тени;

Опустели злачны нивы;

Хладен ручеек игривый;

Лес кудрявый поседел;

Свод небесный побледнел.

2. …Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва пышно убрана…

3. Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опстелых,

Там день и ночь кружится мертвый лист,

Стоит туман на нивах пожелтелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Для каждого месяца свои краски. Это и начало осени, и золотая осень, и поздние. Осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

И снова мы с вами обращаемся к музыке.

«Времена года» П. И. Чайковского.

Вспомните фамилию композитора, портрет которого вы видите на слайде.

Дети – П. И. Чайковский.

Правильно, ребята. Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А. С. Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений. Ребята, давайте вспомним, какие произведения А. С. Пушкина вдохновили Чайковского. К каким произведения поэта он написал музыку?

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Я не буду говорить, с каким из трех осенних месяцев связано это название, вы решите сами. В стихах об осени вы видели ее очень разной: и прекрасной, и унылой, и волшебной. Вслушайтесь в характер музыке и расскажите, какие музыкальные образы, а также настроение, рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Мне думается, трудно рассказать о прекрасной музыке даже самыми выразительными словами. Никакое описание впечатлений не может сравниться с теми чувствами, которые вызывает в душе сама волшебница-музыка. Но высказаться порой надо, надо поделиться своими чувствами. Поэтому нужно учиться говорить о музыкальном искусстве так же, как мы говорили о книге картине, кинофильме. Но мы, конечно же, должны помнить, что музыка не может состязаться в передаче красоты, скажем, осеннего или зимнего леса, с живописью и литературой. У каждого из нас в воображении возникает свой лес, свое видение осеннего пейзажа или засыпанного снегом заколдованного леса. И снова Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. Перед вами предстанут различные зимние пейзажи. Зима Пушкина – это волшебница, красавица, «матушка-зима», проказам которой радуются люди, разбушевавшаяся стихия, превращающаяся в фантастические картины.

1. Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

2. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленой;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

3. Печальный лес и дол завялый,

Проглянет день - и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в окно…

4. Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог синий свод

Пестреет частыми звездами.

Поэзия Пушкина захватывает читателя. Можно читать еще и еще и все больше и больше погружаться в красоту и стройность пушкинского стиха.

На тройке

(по мотивам музыки Чайковского «Времена года»)

Утром ранним тройка скачет, колокольчики звенят,

А вокруг бело и чисто, искры снежные летят.

Мужичок сидит в тулупе, погоняет лошадей,

Барин с пышной бородою шумно едет из гостей.

"Веселей гони, Петруша! - крикнул барин. -Но гляди!

Там у леса, с косогора, ты в овраг не угоди!"

Плеть взметнулась над Петрушей, свистнул он, что было сил,

И помчались удалые, за санями снег вскружил.

Ветер встречный щеки щиплет, на морозе нос болит,

От лихой езды на тройке русская душа горит.

Вот и лес! Стеною дивной сосны стройные стоят.

Все в снегу, а лес тенистый зимней свежестью объят.

Тройка под кнутом Петруши продолжает быстрый бег,

Колокольчики в округу шлют серебряный свой смех.

Чем не сказочны березы, хороводы их вокруг?

Заяц с длинными ушами скачет прытко во весь дух.

Белка прыгает по веткам, распушив свой рыжий хвост.

Эти зимние картинки так и просятся на холст.

Солнце луч свой пробивает меж заснеженных ветвей,

Значит скоро тройку встретят красота и ширь полей.

«Тише, Петька, не кощунствуй! Ветры песнь полям поют,

Там под снежным одеялом спит земля, храни уют».

Не измерить ширь просторов, не замерить глубь небес,

Кто познал душою это, не покинет здешних мест.

Впереди дорога вьется вдоль заснеженных полей,

Солнце шлет от горизонта серебро своих лучей.

Воздух свежий бодрость дарит, не унять прилива чувств,

По дороге тройка скачет, ей все дали по плечу.

Деревенька показалась, замело ее в пургу.

«Веселей гони, Петруша! Ждут нас дома к пирогу!»

Пётр Ильич Чайковский родился 25.04 1840г. Великий русский ком-р очень любил родную природу. Он мог часами гулять по лесам и полям. Эти прогулки доставляли Петру Ильичу громадное удовольствие. Он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым небом, и яркими бабочками.

В осенние дни Пётр Ильич бродил по лесу, по шуршащему ковру из опавших жёлтых листьев и искал под берёзами и елями белые грибы. Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер. Настроение и чувства, навеянные картинами природы, он выражал в своей музыке.

Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая, невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

А теперь мы насладимся картинами осени, такой разной и прекрасной! (на экране картины осени, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).

Дорогие друзья! Я знаю, что и музыка и стихи, которые прозвучали сегодня, надолго останутся в вашей памяти. И поэтому, я прошу вас, когда вы придете домой, нарисуйте эту прекрасную, эту разную осень, а я с ребятами на занятии послушаю рассказы об этих рисунках, договорились?

Все – Договорились!

Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, она звучит сейчас

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Краски осени в живописи, поэзии и музыке» Тема занятия: «Краски осени в живописи, поэзии и музыке» Цели: - учить набирать краску на кисть, выкладывать её в палитру, смешивать краску.

Презентация и комментарий к презентации «Поэзия Пушкина» (подготовительная группа) Комментарий к презентации «Поэзия Пушкина» (подготовительная группа) – Природа всегда помогала поэтам и писателям выразить мир человеческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы и родителей «Осенняя пора… очей очарованье»
Опубликовано: 15 мая 2014 в 16:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД