Лучший педагог года

Музыкально — валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.

Татьяна Федосова
Музыкально — валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.

Музыкально - валеологическое воспитание детей

в системе дошкольного образования.

Т. А. Федосова

Музыкальный руководитель МБДОУ №1 г. Лебедянь.

-1-

Валеология - (греч. : valeo-я здоров, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.

Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Публикация «Музыкально — валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования,» размещена в разделах

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Исследования доктора педагогических наук Н. А. Ветлугиной доказывают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений; развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка является одним из средств физического развития детей.

Целью музыкально-валеологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является :

- укрепление психического и физического здоровья,

- развитие музыкальных и творческих способностей,

- формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и идеале здорового человека.

Музыкально-валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:

- в образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);

-2-

- в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия, соревнований : «День Нептуна», «Турнир благородных рыцарей» «Моя семья» (фотографии семьи, рассказы о ней); консультации; семинары-практикумы; мастер-классы для родителей.)

- в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического занятия предполагается:

- валеологическая песенка-распевка (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению)

- проблемная ситуации;

- актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;

- закрепление нового материала в практической деятельности.

Ценностное отношение дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений. Существует множество приемов, способствующих формированию навыков здорового образа жизни

- дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы,улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания; на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

-3-

- артикуляционная гимнастика. Она направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «Ротик». Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.

- оздоровительные и фонопедические упражнения. Они проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения, разработанные В. Емельяновым, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

- игровой массаж. Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует вегетососудистый тонус, нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

- пальчиковые игры. Они позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышлению. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно

-4-

на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.

- речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Речевые игры-эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности,позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки

Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музыцирование пантомимические и театральные возможности.

- ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).

- музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

-5-

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;

дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;

пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания наблюдается тенденция :

- снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей;

- повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей

- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений, т. е. развитию музыкальности.

Вопросы организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении и внедрения здоровьесберегающих технологий актуальны для педагогов дошкольного образования. Исследования

-6-

современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности: звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе; звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы; развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка; струнная музыка развивает у человека чувство сострадания. Регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан). Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие (Л. П. Новицкая, А. Я. Дорман, Г. А. Березина)

Детство - это «уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь» (Т. Н. Доронова).

Публикации по теме:

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Повышение компетенции педагогов в области здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования Одним из ключевых направлений развития общего образования в Российской Федерации, является здоровье подрастающего поколения. Перед системой.

Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально — валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.
Опубликовано: 16 июня 2016 в 13:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД