Папки-передвижки

«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Светлана Савенкова
«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Мы друг другу все нужны.

Экологические эксперименты старших дошкольников.

Тема: Вода и ее свойства Задачи:

• познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;

• развивать и обогащать словарь детей, речь детей, логическое мышление;

• воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: водяной, карточки, глобус, вода, три сосуда разной формы, формочки, песок, разнос, стакан, ведерко, молоко, ТСО, термос, зеркало,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Публикация «„Мы друг другу все нужны“, Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Давайте сейчас отгадаем по буквам ключевое слово, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «ДЕРЕВО» и стоит она на Пятом месте.

Во второй клеточке нужна, зависать букву, которая спряталась в

слове «ГРОМ» и стоит в нем также на третьем месте.

В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово

«ДОРОГА».

И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит иа втором

месте в слове «РАМА». Итак, тема нашего занятия - «ВОДА»

Воспитатель:

Давайте подумаем и скажем, как можно связать эти слова с водой?

Дети:

Дерево питается водой, оно без воды жить не сможет.

Гром всегда сопровождается дождем.

Дорога: на дорогах всегда лужи после дождя.

Рама: можно помыть ее водой.

Воспитатель:

Скажите, а какого цвета вода? (ответы детей)

Давайте посмотрим на глобус.

Кто знает, что это такое? (ответы детей)

Глобус- макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего. Воспитатель:

Что принято обозначать на глобусе и на картах синим цветом?

(ответы детей)

Синий цвет- вода, это все моря, реки, заливы, океаны нашей

планеты.

Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он

одноцветный- голубой. Это потому, что этой краски действительно

на нем больше, чем желтой, коричневой, белой, зеленой и т. д.

А сегодня вы видели воду? (ответы детей)

И вправду без воды жизнь представить сложно.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане,

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушиться потоком селен,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем»

Мы привыкали, что вода,

Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

(Включается аудиокассета и слушается спокойное журчание веды)

Воспитатель: (стук в дверь)

А кто это к нам в гости пришел?

Ребята вы его знаете? (Ответы детей)

Водяной:

Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках, ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки.

Только не понятно, куда исчезает вода?

И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке» а в место

воды лед.

Откуда он взялся?

Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы нашего друга? Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.

ОПЫТ 1:

Для его проведения потребуется. Три сосуда разной формы: круглой,

цилиндрической н треугольной. Надо заполнить кк водой н спросить

детей:

Какую форму приняла вода? (ответы детей)

Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вода- жидкость.

(Водяной насыпает е формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочка в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос.)

Водяной:

Видите, песок тоже меняет форму. Значит песок — жидкость.

Воспитатель:

А вы дети как думаете?

Действительно весок это жидкость (ответы детей) Попробуем доказать водяному, что он ошибается? Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: ае обижать своего собеседника, а убеждать его.

ОПЫТ 2.

Воспитатель: Опрокинем стакан с водой. Что происходит (вода растекается)

А что будет, если опрокинуть ведерко с песком (аесок ложиться горкой)

Так, что песок- это жидкость (ответы детей)

Значит вода и песок - разные вещества: вода- жидкая, песок-сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода-жидкость. Теперь необходимо определять: какого она цвета?

Водяной:

Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.

Воспитатель:

А как вы считаете? (ответы)

ОПЫТ 3

Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном — вода, в другом - молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.

Дети:

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.

Воспитатель:

Значит вода - прозрачная, а молоко - нет. Теперь рассмотрим ease одно свойство воды - у нее есть температура.

Водяной:

Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?

Воспитатель:

Давайте объясним водяному может лн у воды быть температура (ответы детей) Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

ОПЫТ 4.

Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинакова лн она? Чем отличается?

Воспитатель:

Значит, вода может быть теплой, холодной, горячей в зависимости от

температуры.

Проводится игра «Тучка и капельки"(под музыку)[/i]

Ребята представьте, что вы капельки. Полетели иа землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались ови вместе в вотеклв маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) испарились она под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Водяной.

А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка — друзья мои рыбки, в футбол начали играть. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?

Выслушиваются ответы детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.

Воспитатель:

Что это значит: испарилась? (ответы детей) Верно превратилась в пар -шапку-неведнмку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т. е. мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим?

ОПЫТ5.

Воспитатель открывает термос с кипятком. «Что вы видите?»

(Ответы)

Держит над паром зеркальце, на нем выступают капельки воды. Их

показывают детям.

Воспитатель:

Мы узнали еще об одном состоянии воды - паре.

Итак, вы уже знаете что вода - это жидкость. Она не имеет формы. Вода принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.

Водяной:

Что такое нормальные условия?

Воспитатель:

Не холодно я не жарко. Нормально! А ЕСЛИ МОРОЗ? Хотя бы самый маленькая - всего минус одян градус? Как вы думаете что произойдет с водон (ответы детей) Да вода стаиет твердой, замерзнет превратиться в твердое вещество — лез. Снег н лез — это тоже вода, только в твердом состояния. Что произойдет со льдом и снегом, если их «поселить» в теплое помещение?

Водяной:

Жалко, что снег растаял. Я люблю его, есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит, есть снег?

Воспитатель:

Водяной разве можно есть снег? Он же грязный! (ответы детей)

Водяной:

Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу, и пробовать его

не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.

Воспитатель:

Итак, вода, пар, лед — одно и тоже вещество, только в разных

состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги-

Мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Проект «В гости к капельке» (младший дошкольный возраст) Визитная карточка проекта. Автор проекта: Музяева Эльвира Равилевна, воспитатель 1-й категории, п. Тюльган МБДОУ «Снежинка». Тема учебного.

Экологический проект «Чистая вода»Экологический проект «Чистая вода» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ВОДА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить эффективность реализации задач экологического образования на основе вовлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы друг другу все нужны». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД