«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе

Наталья Ермолович
«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе

Цель. Знакомить с фольклором народов Севера. Расширять представление о растительном и животном мире тундры. Формировать положительное отношение к природе родного края.

Дети входят в зал и поют на мотив песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С охотской земли дорогой,

С хороших и верных товарищей,

С кем ходишь ты в садик свой.

А может, она начинается

С мошки, сто нас любит кусать,

С морозов, снегов и комаров-

Ведь их никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С рябины, горящей в снегу,

С морошки и брусники целительной,

Что в лесу растет на виду.

А может, она начинается

С заветных родительских слов:

Люби, мой сын, край свой родной,

Не сыщешь такого, друг мой!

Воспитатель. С чего начинается Родина?

Ребенок. С охотской земли дорогой!

Воспитатель. Необычное название у нашего поселка. Оно произошло от названия реки Охота.

Дети повторяют хором. Звучит эвенская мелодия. Раньше эвены называли себя- мэнэ.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в страну Мэнию. Там мы поиграем в игры северных народов, расскажем стихи о родном крае, послушаем народные мелодии.

Во время весенних праздников собирались эвены- охотники, оленеводы, рыбаки – и устраивали соревнования с играми. Сейчас мы тоже устроим соревнования с играми. Сейчас мы тоже устроим соревнование. Вы разделитесь на две команды, а жюри будет оценивать ваши успехи.

Дети делятся на две команды:»Оленеводы» и «Рыбаки».

Воспитатель. Первое задание: поставьте чум.

Дети выполняют задание. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее поставила чум.

Воспитатель. Отгадайте загадку «В одну дыру влезает, из трех дыр вылезает».

Дети. Малица.

Воспитатель. Второе задание: наденьте малицы.

Дети надевают малицы. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Воспитатель. Третье задание: ответьте на вопрос и обьясните ответ.

Команде «Оленеводы»: какое дерево эвены называют самым хозяйственным?

(Самое хозяйственное дерево- береза, потому что из ее древесины изготавливают много нужных в хозяйстве предметов: полозья нарт, тарелки, ложки, разные кузовки, люльки, покрытия для чума.)

Команде «Рыбаки»: какое дерево любят добрые духи?

(Добрые духи любят черемуху. Существует легенда о мальчике, которого забрал к себе дух Земли. Слышен был плач мальчика, а самого его не было видно. Старец сделал круг из ветки черемухи и положил на то место, где был слышен плач. И мальчик сразу же появился в этом круге из черемухи.)

Воспитатель. Четвертое задание: подобрать ветку к дереву.

Вывешивают две картинки с изображением двух разных хвойных деревьев. Одному ребенку из каждой команды дают несколько веток хвойных деревьев разных пород. Дети подходят к соответствующему дереву. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

Воспитатель. Проверим, хорошо ли вы знаете животных, обитающих в наших лесах. Пятое задание: подбери хвост.

Вывешивают две картинки с изображением белки, лисы, песца, волка, соболя, зайца (без хвостов)

Одному ребенку из каждой команды дают вырезанные из картона хвосты зверей. Дети подбирают хвосты и прикрепляют их к изображению зверей на своих картинках. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

Воспитатель. Как на эвенском языке называется брусника?

Дети. Хэмтэчэн.

Воспитатель. Шестое задание: съешь всю бруснику.

Команды становятся вокруг мисок с брусникой и едят ягоды. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Воспитатель. Седьмое задание: отгадайте загадки.

Команде «Оленеводы»:

Лежит у порога меховое пальто. (Собака.)

У человека ничего не просит, а все человеку дает. (Олень.)

Через дырявое железо выросла береза. (Топор.)

Лежат на кочках янтаря кусочки, в рот отправляешь- они сладко тают. (Морошка.)

Команде «Рыбаки»:

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты.)

Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)

Летом серая, зимой белая. (Куропатка)

Без рук, без ног, а на небо лезет. (Дым.)

Выигрывает команда, правильно отгадавшая все загадки.

Воспитатель. Восьмое задание: доскажите поговорки, приметы, поверья народов Севера.

Команде «Оленеводы»:

Не шуми вечером в чуме (природа спит)

Первую добычу раздели с друзьями и станешь (удачливым охотником)

Много грибов (много белок).

Выкорми пса из щенка, если хочешь (иметь дружка).

Команде «Рыбаки»:

Нельзя ездить на собаках, иначе (потеряешь оленей).

Нельзя убивать паука (будет в жизни неудача)

Собаки воют (волки близко).

Ворона каркает на охотника (пути не будет).

Выигрывает команда, правильно досказавшая все фразы.

Воспитатель. Теперь потанцуем и послушаем песни и стихи о родном крае.

Дети исполняют танец под аудиозапись песни «Северный хоровод» (муз. Ю. Юнкерова, сл. Н. Поздняковой).

На лугу у ворот,

Где рябина растет,

Мы с подружками сегодня

Заведем хоровод.

(Идут по кругу хороводным шагом.)

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

(Идут по кругу хороводным шагом.)

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

(Идут к центру мелкими шагами.)

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

(Идут от центра мелкими шагами.)

Неспроста говорят,

Что наш Север богат,

(Выполняют топающий шаг в повороте.)

Лесорубы и поморы

Чудеса здесь творят.

(Кружатся парами.)

Мы про Север поем,

В гости вас мы позовем,

Голубику и морошку

Собирать в лес пойдем.

(Расходятся по всему залу, «собирают» ягоды)

Один ребенок читает стихотворение М. Шульгина «северный олень» на эвенском языке, другой- на русском языке.

Сотрудники детского сада исполняют песню на эвенском языке.

Затем жюри подводит итоги соревнования и вручает призы.

Воспитатель. Путешествие в страну Мэнию закончилось. Любите свой родной край берегите и приумножайте его богатства.

Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе
Опубликовано: 10 июня 2013 в 07:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...