«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе

Наталья Ермолович
«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе

Цель. Знакомить с фольклором народов Севера. Расширять представление о растительном и животном мире тундры. Формировать положительное отношение к природе родного края.

Дети входят в зал и поют на мотив песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С охотской земли дорогой,

С хороших и верных товарищей,

С кем ходишь ты в садик свой.

А может, она начинается

С мошки, сто нас любит кусать,

С морозов, снегов и комаров-

Ведь их никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С рябины, горящей в снегу,

С морошки и брусники целительной,

Что в лесу растет на виду.

А может, она начинается

С заветных родительских слов:

Люби, мой сын, край свой родной,

Не сыщешь такого, друг мой!

Воспитатель. С чего начинается Родина?

Ребенок. С охотской земли дорогой!

Воспитатель. Необычное название у нашего поселка. Оно произошло от названия реки Охота.

Дети повторяют хором. Звучит эвенская мелодия. Раньше эвены называли себя- мэнэ.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в страну Мэнию. Там мы поиграем в игры северных народов, расскажем стихи о родном крае, послушаем народные мелодии.

Во время весенних праздников собирались эвены- охотники, оленеводы, рыбаки – и устраивали соревнования с играми. Сейчас мы тоже устроим соревнования с играми. Сейчас мы тоже устроим соревнование. Вы разделитесь на две команды, а жюри будет оценивать ваши успехи.

Дети делятся на две команды:»Оленеводы» и «Рыбаки».

Воспитатель. Первое задание: поставьте чум.

Дети выполняют задание. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее поставила чум.

Воспитатель. Отгадайте загадку «В одну дыру влезает, из трех дыр вылезает».

Дети. Малица.

Воспитатель. Второе задание: наденьте малицы.

Дети надевают малицы. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Воспитатель. Третье задание: ответьте на вопрос и обьясните ответ.

Команде «Оленеводы»: какое дерево эвены называют самым хозяйственным?

(Самое хозяйственное дерево- береза, потому что из ее древесины изготавливают много нужных в хозяйстве предметов: полозья нарт, тарелки, ложки, разные кузовки, люльки, покрытия для чума.)

Команде «Рыбаки»: какое дерево любят добрые духи?

(Добрые духи любят черемуху. Существует легенда о мальчике, которого забрал к себе дух Земли. Слышен был плач мальчика, а самого его не было видно. Старец сделал круг из ветки черемухи и положил на то место, где был слышен плач. И мальчик сразу же появился в этом круге из черемухи.)

Воспитатель. Четвертое задание: подобрать ветку к дереву.

Вывешивают две картинки с изображением двух разных хвойных деревьев. Одному ребенку из каждой команды дают несколько веток хвойных деревьев разных пород. Дети подходят к соответствующему дереву. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

Воспитатель. Проверим, хорошо ли вы знаете животных, обитающих в наших лесах. Пятое задание: подбери хвост.

Вывешивают две картинки с изображением белки, лисы, песца, волка, соболя, зайца (без хвостов)

Одному ребенку из каждой команды дают вырезанные из картона хвосты зверей. Дети подбирают хвосты и прикрепляют их к изображению зверей на своих картинках. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

Воспитатель. Как на эвенском языке называется брусника?

Дети. Хэмтэчэн.

Воспитатель. Шестое задание: съешь всю бруснику.

Команды становятся вокруг мисок с брусникой и едят ягоды. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Воспитатель. Седьмое задание: отгадайте загадки.

Команде «Оленеводы»:

Лежит у порога меховое пальто. (Собака.)

У человека ничего не просит, а все человеку дает. (Олень.)

Через дырявое железо выросла береза. (Топор.)

Лежат на кочках янтаря кусочки, в рот отправляешь- они сладко тают. (Морошка.)

Команде «Рыбаки»:

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты.)

Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)

Летом серая, зимой белая. (Куропатка)

Без рук, без ног, а на небо лезет. (Дым.)

Выигрывает команда, правильно отгадавшая все загадки.

Воспитатель. Восьмое задание: доскажите поговорки, приметы, поверья народов Севера.

Команде «Оленеводы»:

Не шуми вечером в чуме (природа спит)

Первую добычу раздели с друзьями и станешь (удачливым охотником)

Много грибов (много белок).

Выкорми пса из щенка, если хочешь (иметь дружка).

Команде «Рыбаки»:

Нельзя ездить на собаках, иначе (потеряешь оленей).

Нельзя убивать паука (будет в жизни неудача)

Собаки воют (волки близко).

Ворона каркает на охотника (пути не будет).

Выигрывает команда, правильно досказавшая все фразы.

Воспитатель. Теперь потанцуем и послушаем песни и стихи о родном крае.

Дети исполняют танец под аудиозапись песни «Северный хоровод» (муз. Ю. Юнкерова, сл. Н. Поздняковой).

На лугу у ворот,

Где рябина растет,

Мы с подружками сегодня

Заведем хоровод.

(Идут по кругу хороводным шагом.)

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

(Идут по кругу хороводным шагом.)

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

(Идут к центру мелкими шагами.)

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

(Идут от центра мелкими шагами.)

Неспроста говорят,

Что наш Север богат,

(Выполняют топающий шаг в повороте.)

Лесорубы и поморы

Чудеса здесь творят.

(Кружатся парами.)

Мы про Север поем,

В гости вас мы позовем,

Голубику и морошку

Собирать в лес пойдем.

(Расходятся по всему залу, «собирают» ягоды)

Один ребенок читает стихотворение М. Шульгина «северный олень» на эвенском языке, другой- на русском языке.

Сотрудники детского сада исполняют песню на эвенском языке.

Затем жюри подводит итоги соревнования и вручает призы.

Воспитатель. Путешествие в страну Мэнию закончилось. Любите свой родной край берегите и приумножайте его богатства.

Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Мэния». Познавательное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе
Опубликовано: 10 июня 2013 в 07:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...