Получи документы

«На мордовских посиделках». Развлечение для детей подготовительной группы

Раиса Федотова
«На мордовских посиделках». Развлечение для детей подготовительной группы

Программное содержание: Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, к быту мордовского народа, к культуре. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительность речи. Воспитывать умение постигать народную мудрость, творчество.

Материал: Кукла в национальном костюме, картинки – дикие животные, домашние животные, кептерь -

Публикация «„На мордовских посиделках“, Развлечение для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Методические приё мы: Дидактическая игра «Кто больше назовёт мордовских слов», «пальчиковая гимнастика – игра в пальчики»- «сурнэсэ». Дидактическая игра «Назови правильно» - пение песен, рассказывание стихов.

Предварительная работа: Разучивание стихов, потешек, игр, песенок, занятия по обучению эрзянскому языку и мн. др.

Словарная работа: «Нардамо», «сюлгамо», «эргть».

Зал убран в виде старинной мордовской избы : на переднем углу икона; на стене часы, фотографии, полотенца – вышитые мордовским узором, печка, сундук, самотканые дорожки. В углу сидит дед – плетёт лапти, бабушка сидит за прялкой.

Воспитатель и дети одеты в национальный костюм.

Дети под мелодию «Луганясо келуня» входят в зал танцующим шагом. Воспитатели и дети обращаются к гостям «Шумбрачи тенк инжеть!».

В: Эйкакшт, дайте налксетяно. Дети, давайте поиграем.

Д: (Ответ).

В: А кодамо налксемасо? А в какую игру?

Д: Волшебной оскасо. Волшебный мяч.

В: Паро, мон ортан тыненк оска, а тынь монень. Я вам буду бросать мяч, а вы мне.

Д: Ёвтатано эрьзянь вал. Назовем эрзянское слово.

Игра «Волшебной оска» - «Волшебный мяч»

Вдруг раздается стук в дверь и слышится голос «Эйкакшт»

В: Вай, эйкакшт, кинь эйсэ тердить? Дети, кого зовут?

Д: Минек! Нас!

В: Мон молян варштаса, кие тосо, паро? Я пойду посмотрю, кто же там, хорошо?

Воспитатель вносит куклу в национальном костюме

В: Эйкакшт, те кие? Дети, это кто?

Д: Те няка. Это кукла.

Игра «Знакомство»

В: Ну и паро, вейкенэк-вейкенэк содасынек. Ну и хорошо, друг друга узнаем.

В: А ней дайте няканть валносынек. Дети, а давайте назовём части тела.

Дети на эрзянском языке называют части тела, кукла хвалит детей.

В: Эйкакшт, дайте сурнэсэ налксетяно.

Игра в пальчики.

Те – атя,

Те – баба,

Те тятя,

Те ава,

Те чеерне,

Кштр, кштр, кштр, кштр – чеернесь.

В: Эйкакшт, мейсэ Татюня (так зовут куклу) оршазь? Дети во что одета Татюня?

Дети рассматривают одежду, детали одежды, называют:

Панар – рубаха,

Руця – платок,

Пулай – украшение,

Карькс – пояс,

Кемть – сапоги.

Называют цвета вышивки: ашо – белый,

Сэнь – синий,

Пиже – зелёный,

Раужо – черный,

Ожо – жёлтый,

Якстере – красный.

В: Эйкакшт, кода думатадо, косо Татюнянень стызь те панаронть? Дети, как вы думаете, где могли сшить вот такое красивое платье?

Д: На фабрике «Мордовские узоры».

В: А еще что там выпускают?

Д: Школьные формы, вышитые полотенца – чтобы встречать гостей, салфетки, занавески для поезда «Саранск – Москва, костюмы для артистов, и еще многое другое.

В: Дети, молодцы (хвалит от имени куклы) ламо содатадо. Много знаете.

Татюня приглашает нас в деревню на эрзянские посиделки.

В: На чем бы доехать? Мейсэ бу тозонь пачкодемс?

Д: Алашасо! На лошаде!

В: Хорошо, но сначала надо расставить животных – «кудонь ракшат», «вирень ракшат».

Дети выполняют задание

В: Ну теперь можно и в деревню поехать, у нас и лошадка есть, только нужно её позвать

Д: Алаша, сак миненек. Лошадка приходи к нам.

Появляется лошадь)

В: Ну алашась – пек паро,

Ашо умарть боканзо.

Раужо картуз прясонзо,

Сиякс цитёрдыть ождянзо!

Ну лошадка хороша,

В белых яблоках бока.

В черной фуражке,

В золотой упряжке!

В: Экакшт, кундадо ождятненень и тутано велев. Дети, беритесь за вожжи и поедем в деревню.

Под мордовскую мелодию «Умарина» проезжают по кругу

В: Тпру-у-у, пачкодинек! Тпру-у-у, приехали!

Татюня: Ютадо, озадо. Проходите, садитесь.

В: Кувакат тельня велень чокшнетне, да и тейтерьтне пек весёлат, кода лисить ушов, кода кармить морамо! Долги зимние вечера в деревне, да девчата звонко поют.

Песня «Карматано морамо»

В: Маринзе тейтертнень Ваня, лись ушов, кармась прянь шнамо. Услыхал Иван девчат, да как стал себя хвалить.

Песня «Вай, Ванине – Ванине»

В: Эзь тук мелезэст Ваня. Кода кармить дразнямо. Не понравился Иван, да давай его дразнить.

Чтение произведения «Хоть я мал как шишечка»

1-й ребенок читает на мордовском языке, 2-й ребенок на русском языке.

Ваня: А монь бабань ули саразозо,

Кавто алт алыясь.

Сась варакась – салынзе

Пакся куншкас кадынзе.

Воспитатель переводит: У Ваниной бабушки, есть курочка.

Два яичка снесла.

Прилетела ворона, украла. Посредь поля бросила.

1-я девочка: Ну и мезе? Ну и что?

А монь, эрясть, аштесть – атят, бабат

Пекест будто кабант,

Сынсь таракашкат

Пекест барабашкат.

2-я девочка: Жили, были дед и баба

Животы как кабаны,

Сами будто как тараканы

Животы как барабаны.

В: Тусь Олён базаров,

Эстензэ панар рамамо.

Весе базаронть ютызе

Рогож панаронть рамизе.

Песня «Адя Олён базаров»

В: Не купила Олён панар. Зато Иван купил горшок.

Игра «Чакшкесэ» - «В горшки»

В: Чакшкентень кенерсть тейтертне, да и кармасть киштеме.

Танец «Мордовский»

В: Эйкакшт, а кодамо шкань корясь? Дети, а какое время года?

Д: Теле. Зима.

В: Кодат тенек праздникт састь? А какие праздники наступили?

Д: Од ие, Крештения, Роштова! Новый год, Крещение, Рождество.

В: Ну и какой же праздник без блинов и угощения? Давайте колядовать, праздник величать!

Колядки на эрзянском языке

В: Ну и нам пора в детский сад.

Эйкакшт, мериде вастомазонок!

Д: Вастомазонок!

Появляется лошадь и уезжают дети в детский сад.

Литература:

1. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. : А. И. Исайкиной.

2. «Маленькие бубенчики» - Наталья Сураева-Королева.

3. Хрестоматия к программе и методические рекомендации.

Публикации по теме:

«Осенний калейдоскоп». Развлечение для детей подготовительной группы Зал оформлен соответственно содержанию мероприятия. Установлено мультимедийное оборудование: интерактивная доска Trace Board и проектор.

Картотека народных мордовских игр Игра - одна из значительных сторон человеческой деятельности создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями,.

Осеннее развлечение для детей подготовительной группы «Две Осени» Программное содержание: • Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи • Продолжать расширять знания детей об окружающей.

«Осенний сундучок». Развлечение для детей подготовительной группы Дети под муз. заходят в зал Дети: 1 Здравствуй, осень золотая, Голубая неба высь! Листья жёлтые, слетая, На дорожку улеглись. 2 Сад раскрасился.

Посиделки на Покров (развлечение для детей подготовительной группы) Входит Хозяйка и Хозяин, говорят по очереди: - На завалинке, в светёлке, Иль на брёвнышках каких, Собирали посиделки Пожилых и молодых.

Развлечение для детей подготовительной группы «Широкая масленица» Ведущий. Собирайся, народ! В гости Масленица ждет. Мы зовем к себе тех, Кто любит веселье и смех. Ждут вас игры, забавы и шутки, Скучать.

Развлечение для детей подготовительной группы «Веселая ярмарка» Развлечение «Веселая ярмарка» (подготовительная группа) Цель: формировать у детей общее представление о культуре свое народа её богатстве.

Развлечение для детей подготовительной к школе группы «Новоселье» Развлечение для детей подготовительной к школе группы «Новоселье»Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с давней традицией.

Спортивное развлечение «Зов Джунглей» для детей подготовительной группы Цели: 1. Формировать навыки здорового образа жизни дошкольников. 2. Развивать творческие способности; 3. Стимулировать активность детей;.

Развлечение к Дню смеха для детей подготовительной группы От улыбки хмурый день светлей! Звучит песня "Мы к вам заехали на час" из мультфильма "Бременские музыканты" (муз. М. Гладкова, сл. Ю. Энтина).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«На мордовских посиделках». Развлечение для детей подготовительной группы
Опубликовано: 5 января 2016 в 20:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД