Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

Ирина Иванова
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соответствует возрасту, становясь старше, осознаёт связи между предметами и явлениями окружающей жизни. В результате этого возрастает степень связности его высказываний. Постепенное овладение связной речью влияет на интеллектуальное развитие дошкольника. Он начинает пользоваться речью как средством мыслительно-познавательной деятельности и общения. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при овладении различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто ребёнок, не закончив одной части рассказа, перескакивает к другой с совершенно новым содержанием. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память). Это создаёт дополнительные затруднения в работе по обучению дошкольников рассказыванию.

Придумать описательный рассказ или загадку-описание – это очень большая по объёму и длительности выполнения работа. По этой причине некоторые дошкольники быстро сдают свои позиции и пасуют перед очень большим и сложным заданием. «Волшебный ящик» помогает расчленить данную работу на ряд последовательных этапов, напомнить о способах достижения цели по ходу выполнения задания. В конечном итоге, это помогает ребёнку-дошкольнику придумать рассказ-описание или загадку-описание последовательно и самостоятельно. Кроме того, необычная форма подачи задания способствует привлечению интереса и внимания не только со стороны ребёнка-рассказчика, но и со стороны детей-слушателей. Дети начинают прилагать усилия для того, чтобы высказаться точнее, с необходимой полнотой и законченностью.

Задачи, которые помогает решить «волшебный ящик»:

1. Активизация словаря по лексическим темам.

2. Закрепление знаний и употребления в речи названий геометрических фигур и цветов.

3. Формирование обобщающих понятий.

4. Классификация по лексическим темам (например: «Овощи»-«Фрукты», «Одежда»-«Обувь», «Дикие животные»-«Домашние животные» и т. д.)

5. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе (например: «мяч большой», «колёса круглые» и т. п.)

6. Составление описательного рассказа или загадки-описания.

7. Формирование навыка слогового деления слов.

8. Формирования навыка определения начального и конечного звука в слове.

9. Закрепление зрительных образов букв.

10. Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений.

11. Развитие зрительного внимания и восприятия.

12. Воспитание интереса к языку, желание говорить правильно.

13. Воспитание желания участвовать в коллективной деятельности.

Итак, «Волшебный ящик» представляет собой куб с открывающейся крышкой в верхней части.

1-ая грань - отверстие с рукавом из ткани. Длина и ширина рукава рассчитаны на то, чтобы в него свободно проходила рука ребёнка.

Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

2-ая грань - две прорези по типу «почтового ящика» для предметных картинок и два кармашка для символов изучаемых лексических тем.

3-ья грань - сменные схемы для составления рассказа-описания или загадки описания.

4-ая грань - специальный планшет для рисования или печатания маркером.

Внутри ящика можно положить предмет (натуральный или муляж) или предметную картинку, а также магнитные цифры или буквы. Последнее может являться для детей сюрпризным моментом, что создаст положительный эмоциональный фон перед придумыванием рассказа или загадки.

Данное пособие может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами не только в качестве основы, но и творчески дорабатываться.

Публикации по теме:

Формирование просодической стороны речи у детей с ОНРФормирование просодической стороны речи у детей с ОНР «Формирование просодической стороны речи у детей с ОНл настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Автор публикации:
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»
Опубликовано: 20 января 2014 в 14:54
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк «Грачи прилетели!» (с детьми подготовительной группы)
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Фотоотчёт. «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей».
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Фотоотчет о праздновании пасхальной недели в старшей группе
Пасха – самый радостный и самый большой праздник христиан. И природа ликует, все вокруг зацветает и оживает. Народные праздники знакомят детей с традициями и...
Фото отчет о проведении районного конкурса чтецов, посвященного 135-летию со дня...
Здравствуйте уважаемые коллеги. 21 апреля, в пятницу, на районном уровне прошел конкурс чтецов посвященного 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского....