Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

Ирина Иванова
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соответствует возрасту, становясь старше, осознаёт связи между предметами и явлениями окружающей жизни. В результате этого возрастает степень связности его высказываний. Постепенное овладение связной речью влияет на интеллектуальное развитие дошкольника. Он начинает пользоваться речью как средством мыслительно-познавательной деятельности и общения. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при овладении различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто ребёнок, не закончив одной части рассказа, перескакивает к другой с совершенно новым содержанием. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память). Это создаёт дополнительные затруднения в работе по обучению дошкольников рассказыванию.

Придумать описательный рассказ или загадку-описание – это очень большая по объёму и длительности выполнения работа. По этой причине некоторые дошкольники быстро сдают свои позиции и пасуют перед очень большим и сложным заданием. «Волшебный ящик» помогает расчленить данную работу на ряд последовательных этапов, напомнить о способах достижения цели по ходу выполнения задания. В конечном итоге, это помогает ребёнку-дошкольнику придумать рассказ-описание или загадку-описание последовательно и самостоятельно. Кроме того, необычная форма подачи задания способствует привлечению интереса и внимания не только со стороны ребёнка-рассказчика, но и со стороны детей-слушателей. Дети начинают прилагать усилия для того, чтобы высказаться точнее, с необходимой полнотой и законченностью.

Задачи, которые помогает решить «волшебный ящик»:

1. Активизация словаря по лексическим темам.

2. Закрепление знаний и употребления в речи названий геометрических фигур и цветов.

3. Формирование обобщающих понятий.

4. Классификация по лексическим темам (например: «Овощи»-«Фрукты», «Одежда»-«Обувь», «Дикие животные»-«Домашние животные» и т. д.)

5. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе (например: «мяч большой», «колёса круглые» и т. п.)

6. Составление описательного рассказа или загадки-описания.

7. Формирование навыка слогового деления слов.

8. Формирования навыка определения начального и конечного звука в слове.

9. Закрепление зрительных образов букв.

10. Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений.

11. Развитие зрительного внимания и восприятия.

12. Воспитание интереса к языку, желание говорить правильно.

13. Воспитание желания участвовать в коллективной деятельности.

Итак, «Волшебный ящик» представляет собой куб с открывающейся крышкой в верхней части.

1-ая грань - отверстие с рукавом из ткани. Длина и ширина рукава рассчитаны на то, чтобы в него свободно проходила рука ребёнка.

Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

2-ая грань - две прорези по типу «почтового ящика» для предметных картинок и два кармашка для символов изучаемых лексических тем.

3-ья грань - сменные схемы для составления рассказа-описания или загадки описания.

4-ая грань - специальный планшет для рисования или печатания маркером.

Внутри ящика можно положить предмет (натуральный или муляж) или предметную картинку, а также магнитные цифры или буквы. Последнее может являться для детей сюрпризным моментом, что создаст положительный эмоциональный фон перед придумыванием рассказа или загадки.

Данное пособие может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами не только в качестве основы, но и творчески дорабатываться.

Публикации по теме:

Формирование просодической стороны речи у детей с ОНРФормирование просодической стороны речи у детей с ОНР «Формирование просодической стороны речи у детей с ОНл настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»
Опубликовано: 20 января 2014 в 14:54
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность в средней группе «Я и моя семья».
Тема: «Я и моя семья» Продолжительность проекта: 07. 11 – 10. 11. 2017 г. Возраст детей: 4- 5 лет Участники проекта: воспитанники средней группы,...
Утренняя гимнастика вместе с родителями. Профилактика плоскостопия
В итогам реализации проекта по здоровьесбережению «Дорожкой здоровья» в первой младшей группе «Капельки» прошло мероприятие ( утренняя гимнастика) с участием...
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...