Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» в разновозрастной группе

Ольга Куракина
Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» в разновозрастной группе

п. Успенский

Московская область

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Безопасность»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе №3

Тема: «ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

использованием ТРИЗ)

Воспитатель: Куракина О. Н.

МДОУ Детский сад развивающего вида «Малышок»

Программное содержание:

Образовательные задачи.

1. Обобщить знание детей об электричестве. Дать представление о превращении электрической энергии в другие виды энергии (ТРИЗ).

2. Расширять представления о том, где живет электричество и как оно помогает человеку.

3. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи.

1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

2. Способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими предметами.

3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи.

1. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа.

1. Беседы об электричестве и его свойствах.

2. Знакомство с бытовыми электроприборами.

3. Разучивание стихов, физминутки.

4. Проведение дидактических игр.

5. Рассматривание иллюстраций.

6. Чтение «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились».

7. Знакомство с правилами электробезопасности.

Методы и приёмы.

1. Метод ТРИЗ – педагогики

2. Наглядный:

-использование иллюстраций, картинок;

- использование схем;

3. Словесный:

- художественное слово;

-рассказ воспитателя;

-пояснения;

-вопросы.

4. Игровой:

-звуковая загадка;

-дидактические игры;

-словесная игра;

-физминутка – игра

5. практический:

-проведение опытов.

Индивидуальная работа.

1. Закрепить с Дашей М, Дианой Н, Вадимом Ш правильное, отчетливое произношение слов.

2. Развивать у Светы П, Леры И, Саши Ф умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Словарная работа.

1. Активизировать в речи детей слова: электричество, электроприборы, электрический ток.

Работа с родителями.

1. Беседа «Как помочь ребенку, пострадавшему от удара током».

2. Беседа «Как вести себя при возгорании электроприборов».

Атрибуты:

1. Д/игра «Собери картинку».

2. Картинки «Электроприборы».

3. Карточки «Правила пользования электроприборами»

4. Карточки –схемы: молния, рупор, костер, солнце, схема обозначающая движение: круг и линии движения, направленные влево

5. Стекло, воздушные шары.

6. Кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, расчески.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Безопасность».

-Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, утюг, плита и д. р.)

-Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.

-Уточнение знаний детей о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

-Воспитание чуткости к художественному слову; зачитывания отрывков с наиболее яркими, запоминающимися описаниями.

-Развивать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать стихотворение.

Образовательная область «Здоровье»

-Знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в обращении с электроприборами.

Образовательная область «Познания»

-Обогащение представлений детей о мире предметов. Рассказы о предметах облегчающих труд человека в быту (пылесос, мясорубка, создающих комфорт (бра,торшер).

Ход занятия.

Воспитатель: - Давным-давно жили древние люди. Они жили в пещерах, сами добывали огонь, разжигая костер с помощью трения палочки, готовили на нем еду, обогревались. От огня зависела жизнь людей. Древние люди боялись грозы, они считали ее гневом богов. (показываю иллюстрации). Тяжело было людям постоянно поддерживать огонь в пещерах. И человек стал думать, как сделать, чтобы тепло, огонь во всех жилищах были постоянными.

Шли годы. Многие ученые думали и наконец придумали…

-А что они придумали?

Таинственный гость прислал нам звуковую загадку: (магнитофонная запись) «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»

Дети: Электрический ток.

-Правильно. Я –электричество. А вы знаете, откуда я прихожу в ваш дом? Я рождаюсь на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, прихожу в дома, машины, на заводы и помогаю человеку. Мне приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы. Я – невидимый, но заставляю работать приборы, разные машины. (раздаются щелчки).

Ведущий: Для чего нужен электрический ток? Мы втыкаем вилку в розетку и происходит чудо: оживают электроприборы. Можно смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер, стирать. Электроприборы окружают нас по всюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Выходят дети с рисунками бытовых электроприборов в руках (картинки перевернуты, после отгадывания загадок дети показывают картинки.

Стихи

1. Холодильник – белый дом

И лежат продукты в нем.

Может здесь, где холод, лед,

Добрый Дед Мороз живет?

Сколько дверь я не открывал

Но Мороза не видал.

- Хватит двери открывать

И работать мне мешать

2. Пылесос наш обладает

Необычным, странным вкусом:

С аппетитом пожирает

Пыль с ковра и с пола мусор.

Я наемся до отвала

Чтобы в доме чисто стало.

3. Машина стиральная любит трудиться

Своею работаю очень гордиться

- Хорошую баню устрою белью

Хозяйка оценит работу мою.

4. Электрический утюг –

Для белья надежный друг.

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!

5. Электрическая печь

Может жарить, может печь. ,

Щи и вкусный плов сварить

Может чайник вскипятить.

6. Этот чайник идеальный

Греет воду моментально.

Стоит лишь его включить

Вскоре чай нам можно пить.

7. Я из школы прибегаю

Телевизор наш включаю

Там уже идет футбол

Забивают нашим гол!

Ведущий: Чтобы электроприборы работали, они должны получать электрическую энергию. Но электроэнергия имеет одну особенность. Она все время превращается. Во что же может превращаться электричество?

Ответы: (Свет, тепло, движение, звук).

Молния, которую боялись древние люди – это тоже природное электричество.

Я покажу схему, а вы мне называйте приборы, для которых эта схема верна.

1. молния - свет

Дети: Настольная лампа, фонарь, прожектор, люстра

2. молния – звук

Дети: Телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, радио, телефон.

3. молния - тепло

Дети: Обогреватель, электроплита, утюг.

Воспитатель: А еще электрическая энергия может превращаться в энергию движения. Что это значит?

4. молния - движение

Дети: трамвай едет на электричестве, метро, миксер.

Воспитатель: А может быть так?

5. молния – свет + тепло

Дети: Лампочка нагревается, когда светит.

Воспитатель: А так

6. молния – свет + звук

Дети: Телевизор.

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, эту схему:

7. молния – движение + тепло

Дети: Пылесос нагревается, когда долго работает. У мамы фен работает и

горячий воздух дает.

Воспитатель Нарисуй схему.

8. молния – звук + тепло

Дети: Пылесос шумит и нагревается.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что электричество может превращаться в звук, свет, тепло и в движение

Электрический ток – наш помощник. Но электрический ток может быть

опасным и даже вызвать пожар.

-Что же может стать причиной пожара?

1. Причиной пожара может быть наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, телевизор.

2. Пожар возникает тогда, когда одновременно в розетку включены несколько электроприборов (т. к. электричество выделяет тепло, возникает перегрев в сити).

Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?

Ребята, ни в коем случае не заливайте включенный телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Четко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.

Отвечают дети: Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Все это может привести к пожару!

Электрический ток может быть сильным и слабым. Молния – это силный ток. Если молния попадет в человека, он может потерять сознание, и даже погибнуть, поэтому нельзя стоять на открытом месте или под одиноким деревом во время грозы. От сильного тока можно получить ожоги.

А сейчас мы расскажем о правилах безопасности при пользовании электроприборами.

«Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте».

1. Не дергай шнур и не тяни

Затея выйдет боком

Порвется провод и тебя

Ударить может током.

2. От короткого замыкания

Может произойти возгорание.

3. Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

4. Если ты включил утюг

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил, проверь.

5. Нельзя оставлять без присмотра

Включенные электроприборы

6. Ты малыш запомнить должен

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть

Гвоздики в нее совать.

7. Сунешь гвоздик ненароком

И тебя ударит током.

Дело кончится бедой

Ток в розетки очень злой.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами!

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам, будет ожог.

Физминутка

Игра «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки, говорят слова:

Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиры нам.

Чтоб работали приборы, холодильник, мониторы, кофемолка, пылесос, Ток энергию принес.

Д/игра «Собери картинку»

(Дети выкладывают электроприборы из разрезанных картинок).

Воспитатель: Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.

Опыт 1.

• А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).

• Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики).

• Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).

• Чем удобнее натереть? (одеждой).

• У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.

• Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).

• Почему они зашевелились?

• Как стекло стало волшебным?

• Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

• Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

Опыт 2.

Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?

Дети: Лежат спокойно

Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите ее. Что произошло с бабочкой?

Дети: Бабочки притянулись, прилипли.

Воспитатель: Как ты считаешь, Вова почему бабочка притянулась к палочкам?

Примерные ответы детей: Палочки натерли кусочком шерстяной ткани

и они стали электрическими.

Опыт 3 (с расческами).

Доброе и волшебное электричество живет и в одежде, в волосах, но оно маленькое, слабое и потому не опасно.

Итог:

Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?

Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.

Электричество может быть опасным.

Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах).

Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали на занятии.

Занятие окончено.

ЛИТЕРАТУРА

1. К. П. Нефедова. «Бытовые приборы. Какие они?»: пособие для воспитателей, родителей. – М.: Издательство Гном и Д, 2007 год.

Публикации по теме:

Педсовет-круглый стол: «К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников». .

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» в разновозрастной группе
Опубликовано: 2 сентября 2013 в 19:22
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....