Лучший педагог года

Народная игрушка как полихудожественный феномен

Анастасия Николаевна Беспалова
Народная игрушка как полихудожественный феномен

Народная игрушка как полихудожественный феномен.

А. Н. Беспалова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

Россия, 607228, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Парковая, д. 6а

Тел. : 8 (84731) 7-18-37, e-mail : dets.sad29@yandex.ru

Публикация «Народная игрушка как полихудожественный феномен» размещена в разделах

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, такое же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре [2].

В игре главное - игрушка. Игрушки бывают разные : готовая, механическая или простая (автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.); полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки (разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели); материал для игры (глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди).

Все мы прекрасно знаем, что любимая игрушка есть у каждого – как у малыша, так и у взрослого человека. Привязанность к данной игрушке у каждого своя : у кого-то слезы горькие, а для больного ребенка обретение потерянной игрушки – возвращение к жизни [5].

С игрушкой маленький человек познает окружающий мир. В этом мире рядом с игрушкой живет сказка и реальность, настоящее и прошлое. С помощью игрушки ребенок постигает жизненный опыт взрослых.

Детские игрушки существуют с незапамятных времен. Недавно в садик приходили сотрудники историко-художественного музея, познакомили нас с куклами-оберегами. В далекие времена у многих народов игрушка была охранительницей рода, «оберегом» ребенка. Техника изготовления игрушек была различной : из глины, использовали прутья, сучки, листья, цветы, плоды - все то, что окружало человека.

Мы с воспитанниками узнали, что с помощью игрушки крестьянские дети получали первые трудовые уроки, приспосабливались к крестьянскому быту.

Мы узнали, что девочки ми мальчики играли отдельно, потому что игры девочек связаны с женским трудом: приготовлением пищи, прядением ниток, шитьем. Девочки сами шили и одевали кукол. Нам было представлено несколько таких кукол. Матерчатые куклы были самыми распространенными. У многих народов, в том числе у русского, кукла была символом продолжения рода, и родители не препятствовали играми в дочки-матери. Автор книги «Русская игрушка» Г. Дайн приводит любопытный рассказ, записанный со слов девяностолетней жительницы одной из ярославских деревень: «Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней - то был строгий наказ свекра.»[3].

Очевиден и тот факт, что игра с куклами поощрялась не у всех. Татары довольно сдержанно относились к этим затеям детей, так как по религиозным канонам запрещалось изображать людей. У татарской куклы из музейной коллекции отсутствует лицо: мусульмане считали, что кукла с лицом обретает душу и становится опасной для ребенка и его семьи, безликая же остается предметом неодушевленным, а, значит, не может никому нанести вреда.

Запрет на изображение лица существовал у татар, русских, мордвы. Но со временем оно практически у них исчезает и сохраняется только среди татар-мусульман, под влиянием религиозных верований.

Чаще всего игрушки мастерились из дерева, оно было более доступно и удобно в обработке; иногда применяли кости домашних животных и птиц: среди детей башкирских татар были популярны игрушечные телеги. Появлялись из-под детских рук все новые и новые игрушки из самых немыслимых материалов. Ведь стоит приглядеться к ним, как тут же узнаем себя в детстве [6].

Игрушка неразрывно связана с общением, ее сюжеты часто повторяют излюбленные темы колыбельных песен, прибауток, сказок о животных, игровых и бытовых песенок, волшебных сказок. В нашем детском саду с помощью народной игрушки мы организуем специальные коммуникативные игровые ситуации по мотивам русских народных сказок. Особое внимание педагог обращает на народную игрушку. Совместно с детьми рассматривает ее, затем красивыми образными словами и выражениями описывает игрушку, затем дети играют с игрушкой, используя для своей игры сюжет сказки.

Во время взаимодействия с семьями воспитанников особое внимание обращаем на отношение ребёнка к игрушке. В памятках для родителей напоминаем, что ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута только тогда, когда ребёнок привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду.

Следует сказать о том, что эффективность использования народной игрушки была замечена нами в нашем педагогическом опыте, так как проектная деятельность позволяет совместно работать и детям и родителям.

Проект «Куклы-матрешки»

Цель проекта: формирование у детей представления о кукле-матрешке, интереса к мордовской и русской матрешкам, приобщение к национальным культурам по средствам ознакомления с народными игрушками – мордовской и русской матрешкой.

Задачи:

формировать представление о кукле-матрешке;

способствовать развитию умения сравнивать семеновскую матрешку с мордовской;

формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап:

постановка целей и задач;

выбор методов реализации проекта;

составление плана работы;

разработка методического пособия.

II. Практический этап:

В развивающей предметно-пространственной среде:

создание уголка народной игрушки (совместно с родителями)

наборы матрешек

Беседы с детьми:

изучение стихов, чтение потешек «Как у нашей матрешки», «Народные игрушки»,

«Знакомство с матрешками – мордовской и русской (семеновская)», определение основных цветов мордовского орнамента: белый, красный, черный; основные узоры: ромбик, галочка, крестик, елочка;

Непосредственно образовательная деятельность:

проведение исследовательской деятельности «Из чего же, из чего же сделаны наши матрешки»;

философские рассуждения детей: «Похожа ли матрешка на куклу? Можно ли играть с матрешкой как с куклой?»;

рисование красками «Укрась платочек»;

дидактические игры «Собери матрешку», «Найди такую же», «Одень матрешку»;

подвижная игра «Шли матрешки по дорожке»

III. Заключительный этап:

Развлечение «Мы матрешки-крошки». Цель: средствами музыки закреплять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;

Изготовление буклетов для родителей

Литература

1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей : забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». — М. : Даниловский благовестник, 1999.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.

3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка/Г. Л. Дайн-М. :Лег. ИПИЩ. ПРОМ-ТЬ,1981г. -191с. :ил.

4. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Материалы Всесоюзной науч,-творч. конф. -ции. М. ,1991. - 378 с.

5. «Ребенок и игрушка» Белобрыкина О. И., Шамшикова О. И, // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 118-124

6. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков. М. : Наука, 1983. - 192 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект занятия «Народная игрушка» Юлия Лебедева Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка».

Фотоотчет «Народная игрушка».Фотоотчет «Народная игрушка». Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.

Комплексно-тематическое планирование «Народная игрушка» Итоговое событие: Развлечение «В гости к Матрешке». Задачи: 1. Познакомить детей с народной игрушкой 2. Учить детей различать и называть различные.

Конспект интегрированного занятия «Народная игрушка» Конспект интегрированного занятия по теме: «Народные игрушки» (подготовительная к школе группа) Цель: Обобщить знания детей о русских.

Народная игрушка ГБОУ Школа №1373 Подразделение дошкольного образования Текст к презентации «Народная игрушка» (материалы к педагогическому совету) 1. Вступление. В.

Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт)Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт) Недавно в нашем детском саду прошла неделя народной игрушки. На занятии дети узнали историю возникновения матрёшки, о том, как её делают.

Народная игрушка в образовательном процессе ДОУ Народная культура несет в себе ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений - младшим. Одним из.

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

План на неделю «Народная игрушка» 1. Музыка (по плану муз. руководителя) 2. Совместная конструктивно-модельная деятельность Тема: «Горка для Матрешки» Задачи: Продолжать учить.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе Проект «Народная игрушка» в старшей группе Подготовила:Сомина Е. В. г. Сухиничи, 2016 г. Актуальность. Сейчас много говорят о том, какими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игрушка как полихудожественный феномен
Опубликовано: 30 августа 2016 в 10:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД