Лучший педагог года

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Людмила Индейкина
Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что влечет за собой немалые изменения содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Публикация «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”, чувства сопричастности к истории своей Родины.

Решение главных задач воспитания и обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Для этого я обратились к русской народной культуры.

Знакомство детей с народными произведениями, приобщение их к красоте и богатству народного декоративно – прикладного искусства укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов).

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Это подтверждают данные многолетних исследований крупнейших ученых - таких, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Поэтому приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию необходимо начинать с этого возраста.

В данный возрастной период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Сквозь сито веков пронял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество - это неисчерпаемый источник развития педагогического процесса, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на развитие личности. Народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины.

Основная установка при организации процесса приобщения ребенка к истокам народной культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.

Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребенка к культурному наследию народа. Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А. А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро - зло, щедрость -жадность, честь, долг, скромность и т. д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности.

На необходимость знакомства детей с народной культурой указывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Е. В. Квятковский, Д. В. Колесов, Д. С. Лихачев, Н. М. Амосов, А. А. Данилов, А. П. Усова, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Волков и др.

Цель - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Основные задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Использовать основные формы и методы работы по приобщению дошкольников к народной культуре.

2. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Оптимизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством использования личностно-ориентированного подхода В связи с введением федеральных государственных общеобразовательных стандартов в нашем дошкольном учреждении стала актуальной проблема внесения.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2015 в 22:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД