Папки-передвижки

Консультация логопеда «Неговорящий ребенок. Что делать?»

Оксана Завдовьева
Консультация логопеда «Неговорящий ребенок. Что делать?»

Неговорящий ребенок. Что делать?

Когда думаешь о детском мозге, представляешь

себе нежный цветок розы, на котором дрожит

капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский.

Рождение ребенка в семье - это дар, который дается человеку свыше…

Рождение ребенка - это невероятное счастье для родителей. Первое «агу», первый лепет, слоги, слова, предложения, стихи, приводят в восторг и самого кроху и его родителей. Но вот бывает у всех по – разному: у кого- то ребенок уже в 1 год -1,5 года радует домочадцев не то, что отдельными словами, а целыми «стишками- коротышами», сказками, способны даже сами «читать» книгу, едва только мама перевернет следующую красочную иллюстрацию. А некоторые упорно молчат до 3 лет, а то и дольше. Таких детей в логопедической практике называют «Молчунами».

Публикация «Консультация логопеда „Неговорящий ребенок, Что делать?“» размещена в разделах

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности, и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

Логопедическая (и не только) работа с неговорящими детьми всегда должна начинаться с консультации их родителей. Но родители тоже по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит (ведь практика последних лет показывает, что многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет). Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Существуют общепринятые показатели речевого развития детей, принятые за норму.

Возраст Особенности речевого развития в норме

2-ой месяц Ребенок начинает смеяться

3-ий месяц Появляется гуление ( повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу)

7-10 месяцев Как минимум должен лепетать (повторение слогов : да-да, ба-ба, ма-ма, па-па)

12 месяцев (1 год) Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», «бибика», «кака»)

15 месяцев (1 год 3 месяца) Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов)

18 месяцев (1,5 года) Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова)

20 месяцев (к концу 1-ого года) Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч)

2 года Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами.

3 года Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные.

4-ый год Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000.

5 лет Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки.

6 лет Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.

Что же делать родителю, который по каким- то причинам не видит этих норм в речевом развитии своего ребенка?

Для того чтобы повысить компетентность родителей в данном вопросе, предлагаю сравнить психологические портреты и речевое развитие, в том числе, детей при различных нарушениях развития:

Нарушение развития Психологический портрет ребенка

Задержка речевого развития В 3 года недостаточная фразовая речь, неполнота знаний об окружающем мире, нарушение произношения звуков. Нарушение развития наглядно-образного мышления (трудно выделить из картинок, что лишнее, с трудом может пересказать сказку.

Алалия (длительное отсутствие речи) Ребенок самостоятельно не может заговорить или делает это слишком поздно – к 6-12 годам. С трудом складывает пирамидку к 3-м годам, не может группировать предметы по классам к 5-и годам, низкий уровень концентрации внимания. Различают сенсорную алалию (когда ребенок не понимает обращенную к нему речь) и моторную алалию (когда ребенок понимает словесные инструкции, но ответить не может из-за повреждений в головном мозге или нарушения речевого аппарата). В данный период времени всё чаще стали говорить о сенсомоторной алалии.

Аутизм Отсутствие речи или частичная эхолалия (повторение слов за собеседником, не идёт на контакт с другими взрослыми и детьми, плохо концентрируется на собеседнике и предметах, быстро теряет интерес. Очень чувствителен к некоторым звукам. Присутствуют стереотипные действия, вокализация (издаёт отдельные звуки, например, имитируя животных)

Нарушения слуха. Причины похожи на сенсорную алалию, однако, ребёнок не просто не понимает обращенную речь, он её также плохо слышит и не разбирает парные звуки «б-п», «в-ф», «з-с». В итоге, для ребенка бочка-почка и коза-коса это совсем не разные слова. Такие же проявления могут быть и при нарушение фонематического слуха, но чтобы исключить данное нарушение можно проверить откликается ли ребенок на своё имя, когда говорящий стоит сзади него или оборачивается ли он стук, звук прозвеневший рядом с ним. Ребенок также при обращении смотрит на лицо и рот собеседника, использует множество жестов и мимики.

Овладение ребенком сложной речевой системы родного языка- очень непростой путь. Поэтому чем раньше будет оценена реальная ситуация родителем и начата коррекционная работа с ребенком, тем этот путь будет короче. В противном случае ребенку может понадобиться не только помощь логопеда или дефектолога, но и других специалистов.

Куда необходимо обратиться родителю неговорящего ребенка?

В первую очередь следует обратиться к детскому неврологу, который проведет комплексное обследование психофизиологического развития ребенка и подтвердит или опровергнет подозрения родителя.

Далее следовать инструкции невролога, то ли это будет обращение к логопеду в случае задержки речевого развития, то ли это будет помощь дефектолога при алалии, психологическая поддержка при аутизме или консультация отоларинголога при нарушении слуха.

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям неговорящего ребенка?

1. Пускать все на самотек. Также хочется здесь подчеркнуть тот момент, что некоторые родители подвержены влиянию родственников, а также других людей, которые «успокаивают» их, говоря о том, что «все само по себе произойдет», «всему свое время» и т. д., тем самым упуская драгоценное время. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии ребенка.

2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.

3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников – не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

Что можно делать родителям неговорящего ребенка дома, совместно с работой специалистом?

• Родители, больше говорите с вашим ребенком! Озвучивайте все ваши действия с ним! (говорите с ним, когда проснулись, когда кушаете, одеваетесь, купаетесь, играете на улице и дома, идете в детский сад, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. А самое, пожалуй, главное – «не сюсюкайте» с ребенком, говорите с ним обычным взрослым языком, на равных!

• Начинайте с крохой разговаривать, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

• Старайтесь петь колыбельные песенки ребенку перед сном. Это благоприятно влияет на его психическое состояние.

• Всегда поощряйте желание ребенка подражать взрослому. Хвалите кроху даже за самые минимальные достижения!

Всегда должны сочетаться эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

• Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

• Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.

• Не говорите при ребенке о его отставании, неумении чего – то сделать, не сравнивайте с кем –то, кто что- то делает лучше, чем он.

• Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

• Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит. Начинайте действовать! (учите его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много) и многое другое. Много в современном мире литературы для этого.

• Проводите массаж пальчиков рук и ладошек ребенка. Выучите и применяйте на практике пальчиковые игры с ребенком ("Сорока-белобока", «Семейка», Воздушный шарик», «Стул», «Стол», «Птичка», «Птенцы в гнезде») и многие другие

Важно, обращаясь к «непонимающим» и «невидящим проблему» родителям, корректно объяснить об ее существовании.

Родители, помните! ВАШ ребенок должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого (лепетом, бормотанием, жестами, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно обязательно обращаться к специалистам (врачам, дефектологам, логопедам, психологам). Удачи Вам и Вашему ребенку!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Что делать, если ребенок кусается?".

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей "Что делать, если ребенок врет" Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует» Наши дети растут,и если раньше они завидовали друзьям с новыми игрушками,то с их ростом зависть тоже растет -к мобильному телефону или.

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.

Консультация для родителей «Ребенок обманывает, что делать»Консультация для родителей «Ребенок обманывает, что делать» В дошкольном возрасте все дети отличаются бурным воображением,верят в сказки, чудеса и в силу возраста им трудно отличить правду от вымысла. И.

Консультация для родителей «Ребенок ворует, что делать?» В основе детского воровства чаще всего лежит психологическая травма. Ребенок хочет,чтобы на него обратили внимание,а ворованное ему вовсе.

Консультация логопеда «Искажения звуков. Что делать»Консультация логопеда «Искажения звуков. Что делать» За многолетний логопедический опыт работы я поняла, что многие родители и к сожалению некоторые воспитатели, не имеют достоверной информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда «Неговорящий ребенок. Что делать?»
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 21:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД