Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.

коробова светлана
Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.

Неизведанное рядом…

(из опыта работы со старшими дошкольниками)

Заместитель заведующей по УВЧ

Коробова Светлана Васильевна

пгт Темиртау

Таштагольский район

2013

Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Чтобы повысить у детей познавательный интерес, любознательность к окружающему миру, совместно с детьми и родителями на базе подготовительной группы мы организовали мини-музей «Этот загадочный мир» с выставочными экспозициями: «Камни Горной Шории», «Мхи нашей местности», «Необычное рядом» (смотреть приложение).

Для расположения мини-музея использовали часть групповой комнаты. Мини-музей занимает небольшое пространство, и ребенок может посещать его в любое время, рассматривать экспозиции, как индивидуально, так и со сверстниками. Это дает стимул для общения, возможность проводить самостоятельные исследования с экспонатами. Дети приносят экспонаты из дома, с радостью рассказывают о них. Они могут с ними играть, трогать, нюхать, рассматривать. Это привлекает детей, у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Ребята проводят экскурсии для младших детей, рассказывают, как попали экспонаты в мини-музей и чем они интересны.

Дети пополняют мини-музей своими рисунками, поделками из бересты, из камушков, из природного материала, аппликациями из сухих цветов и листьев. Совместно с родителями мы собрали коллекцию DWD дисков «Мхи Горной Шории», «Первоцвет нашего края», «Насекомые рядом», «Достопримечательности природного ландшафта Темиртау», которые используем в работе с воспитанниками.

Наряду с традиционными методами (наглядные, словесные, практические) использовали и другие методы:

объяснительно-иллюстративный (применяла при сообщении нового материала информационного характера);

проблемное изложение (применяла на занятиях и в совместной деятельности с детьми для решения проблемных ситуаций);

частично-поисковый (чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность (например, найти по спилу дерево);

исследовательский (воспитанники по ее заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий подводящие их к усвоению новых знаний (например, рассматривание мхов и лишайников под лупу, эксперимент «Что легче: руда или галька»).

Кроме этого в работе с детьми применяли приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:

задания на сравнение по контрасту и сходству;

задания на группировку и классификацию;

вопросы проблемного, причинного характера;

приучение к самостоятельному поиску ответов;

экспериментирование, постановка опытов;

решение логических задач.

Элементы игры, сюрпризности особенно нравятся детям, поэтому в подготовительной группе «поселились» симпатичные гномы, сделанные из деревянных чурбачков. Лица у гномов разные: у гнома Ах- радостное, а Ох- грустное, у Ух- гневное и т. д. У гномов колпачки и мешочки – цвета радуги. Гномы прекрасные помощники в активизации проблемно- поисковой деятельности. Почему сегодня к нам пришел гном Ух? Что могло рассердить гнома? И т. д. На занятиях поискового цикла дети ощупывают, нюхают, мнут мешочки, определяют их вес, высказывают предположения о том, что сегодня принесли гномы. Иногда гномы приносят карточки с изображением животных, растений, деревьев и т. д. Задания могут самые различные: отыскать среди трав лечебные, подумать и найти любимое дерево поросенка, какое дерево сравнивают с белокурой девушкой, почему и т. д.

В развитии познавательной активности детей подготовительной группы огромную роль играет правильно организованная самостоятельная деятельность. Серьезное внимание мы уделили созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В подготовительной группе есть:

«экспериментальная лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, микроскоп, лупы, и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием;

Центр дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др., мнемотаблицы, схемы, модели, пиктограммы, перфокарты, алгоритмы;

глобус и физическая карта. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать как живут там люди, чем занимаются и т. п. ;

настенные часы и различные календари;

уголок «Умных книг», где разместились познавательные книги серии «Что есть что», «Все обо Всем», «Моя первая энциклопедия», картинки, иллюстрации, альбомы, серии открыток;

мини – музей.

В результате проделанной работы дошколята из разряда пассивных слушателей, перешли в разряд информаторов. У них сформировался стойкий динамический стереотип познавательного интереса, при этом ребёнок не только понимает и принимает цель, но ему самому хочется искать, узнавать, решать, достигать, додумывать.

Ребята стали задавать много вопросов, сравнивать, анализировать, делать простейшие умозаключения, нестандартно мыслить. В настоящее время для наших выпускников характерно богатое воображение, бурная фантазия, пытливость, любознательность. Они проявляют интерес ко всему новому, неизведанному, а это в свою очередь формирует личность ребёнка, способствует успешной адаптации к различным жизненным ситуациям, что немаловажно при переходе ребёнка в школьную жизнь

Публикации по теме:

Мини-музей «Дымковская игрушка»Мини-музей «Дымковская игрушка» буклеты мини-музея Создание детьми дымковской уточки Дымковский узор Цель: -Формирование первоначальных представлений о.

Роль национальной куклы в интернациональном воспитании дошкольников старшего возраста. На протяжении многих лет наш детский сад знакомит дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья: русских, татар, чувашей, мордвы,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.
Опубликовано: 3 мая 2013 в 20:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Презентация к НОД в подготовительной группе на тему «Древняя Русь»
В Русской истории много ярких событий, которые люди воспели в преданиях, легендах, былинах. Необходимо знакомить дошкольников с наиболее важными событиями...