Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.

коробова светлана
Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.

Неизведанное рядом…

(из опыта работы со старшими дошкольниками)

Заместитель заведующей по УВЧ

Коробова Светлана Васильевна

пгт Темиртау

Таштагольский район

2013

Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Чтобы повысить у детей познавательный интерес, любознательность к окружающему миру, совместно с детьми и родителями на базе подготовительной группы мы организовали мини-музей «Этот загадочный мир» с выставочными экспозициями: «Камни Горной Шории», «Мхи нашей местности», «Необычное рядом» (смотреть приложение).

Для расположения мини-музея использовали часть групповой комнаты. Мини-музей занимает небольшое пространство, и ребенок может посещать его в любое время, рассматривать экспозиции, как индивидуально, так и со сверстниками. Это дает стимул для общения, возможность проводить самостоятельные исследования с экспонатами. Дети приносят экспонаты из дома, с радостью рассказывают о них. Они могут с ними играть, трогать, нюхать, рассматривать. Это привлекает детей, у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Ребята проводят экскурсии для младших детей, рассказывают, как попали экспонаты в мини-музей и чем они интересны.

Дети пополняют мини-музей своими рисунками, поделками из бересты, из камушков, из природного материала, аппликациями из сухих цветов и листьев. Совместно с родителями мы собрали коллекцию DWD дисков «Мхи Горной Шории», «Первоцвет нашего края», «Насекомые рядом», «Достопримечательности природного ландшафта Темиртау», которые используем в работе с воспитанниками.

Наряду с традиционными методами (наглядные, словесные, практические) использовали и другие методы:

объяснительно-иллюстративный (применяла при сообщении нового материала информационного характера);

проблемное изложение (применяла на занятиях и в совместной деятельности с детьми для решения проблемных ситуаций);

частично-поисковый (чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность (например, найти по спилу дерево);

исследовательский (воспитанники по ее заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий подводящие их к усвоению новых знаний (например, рассматривание мхов и лишайников под лупу, эксперимент «Что легче: руда или галька»).

Кроме этого в работе с детьми применяли приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:

задания на сравнение по контрасту и сходству;

задания на группировку и классификацию;

вопросы проблемного, причинного характера;

приучение к самостоятельному поиску ответов;

экспериментирование, постановка опытов;

решение логических задач.

Элементы игры, сюрпризности особенно нравятся детям, поэтому в подготовительной группе «поселились» симпатичные гномы, сделанные из деревянных чурбачков. Лица у гномов разные: у гнома Ах- радостное, а Ох- грустное, у Ух- гневное и т. д. У гномов колпачки и мешочки – цвета радуги. Гномы прекрасные помощники в активизации проблемно- поисковой деятельности. Почему сегодня к нам пришел гном Ух? Что могло рассердить гнома? И т. д. На занятиях поискового цикла дети ощупывают, нюхают, мнут мешочки, определяют их вес, высказывают предположения о том, что сегодня принесли гномы. Иногда гномы приносят карточки с изображением животных, растений, деревьев и т. д. Задания могут самые различные: отыскать среди трав лечебные, подумать и найти любимое дерево поросенка, какое дерево сравнивают с белокурой девушкой, почему и т. д.

В развитии познавательной активности детей подготовительной группы огромную роль играет правильно организованная самостоятельная деятельность. Серьезное внимание мы уделили созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В подготовительной группе есть:

«экспериментальная лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, микроскоп, лупы, и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием;

Центр дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др., мнемотаблицы, схемы, модели, пиктограммы, перфокарты, алгоритмы;

глобус и физическая карта. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать как живут там люди, чем занимаются и т. п. ;

настенные часы и различные календари;

уголок «Умных книг», где разместились познавательные книги серии «Что есть что», «Все обо Всем», «Моя первая энциклопедия», картинки, иллюстрации, альбомы, серии открыток;

мини – музей.

В результате проделанной работы дошколята из разряда пассивных слушателей, перешли в разряд информаторов. У них сформировался стойкий динамический стереотип познавательного интереса, при этом ребёнок не только понимает и принимает цель, но ему самому хочется искать, узнавать, решать, достигать, додумывать.

Ребята стали задавать много вопросов, сравнивать, анализировать, делать простейшие умозаключения, нестандартно мыслить. В настоящее время для наших выпускников характерно богатое воображение, бурная фантазия, пытливость, любознательность. Они проявляют интерес ко всему новому, неизведанному, а это в свою очередь формирует личность ребёнка, способствует успешной адаптации к различным жизненным ситуациям, что немаловажно при переходе ребёнка в школьную жизнь

Публикации по теме:

Мини-музей «Дымковская игрушка»Мини-музей «Дымковская игрушка» буклеты мини-музея Создание детьми дымковской уточки Дымковский узор Цель: -Формирование первоначальных представлений о.

Роль национальной куклы в интернациональном воспитании дошкольников старшего возраста. На протяжении многих лет наш детский сад знакомит дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья: русских, татар, чувашей, мордвы,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Неизведанное рядом… Использование мини-музеев в развитии познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников.
Опубликовано: 3 мая 2013 в 20:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе-экспромт «От всей души!», пусть как реклама, неожиданно и кратко.
Так обычно бывает: пишешь, пишешь и вдруг бац. и осенило. Так получилось и у меня. Надумала, решила по фоткам, что писать буду. Сижу, спокойно составляю...
Фотозарисовка «Сказочно очаровательный Серпухов» часть 2
Уважаемые коллеги! Побывав этой весной так неожиданно для себя в подмосковном городе Серпухов, я поняла, как не хватает мне той силы, что дают нам наши...
Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»
Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало почему-то...
Экологический праздник «Мы в ответе за нашу планету».
Сценарий праздника «Мы в ответе за нашу планету» Цель: формировать навыки экологического поведения. Задачи: - закреплять представление о сезонных...
Фото отчёт о не запланированных наблюдениях «Бабочка чудесная прилетела к нам!»
Как – то в дождливый день девочки из нашей группы заметили на окне красивую бабочку, залетевшую в комнату. Это была бабочка Павлиний глаз – самая...