Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»

Стародубова Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима».

Программное содержание:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Беседа о зиме.

1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, поговорок, загадок.

2. Закрепление знаний о жизни зимующих птиц, о жизни диких животных в лесу зимой, о труде людей в с/х зимой.

3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

4. Развивать связную речь.

5. Учить подбирать определения к словам «зима, снег».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение в природе; разучивание стихов, пословиц, загадок; чтение произведений о зиме; рассматривание картин, иллюстраций, посвященных времени года «Зима». Активизация слов: крупный, белый, пушистый, снегопад.

Литературная викторина.

1. Закрепить знания детей по художественным произведениям в пределах программ.

2. Учить определять название произведения по обложке, иллюстрации, отрывку, назвать автора.

3. Учить передавать краткое содержание рассказа.

4. Воспитывать нравственные качества, любовь к художественной литературе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение произведений русских и советских писателей, рассматривание иллюстраций книг, знакомство с писателями и их биографией. Активизация словаря: автор, название произведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Составление предложений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

1. Закрепить умение составлять предложения из 2-х и 3-х слов.

2. Учить выкладывать предложения из полосок раздаточного материала, называть последовательность слов.

3. Учить, внимательно слушать ответы друг друга, оценивать их.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: стихи Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, С. Есенина «Береза», Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима»; книга с рассказом Ильина «Снежинки», книга с рассказом Носова «На горке»; картина «Зимние забавы», картинки диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, картинки зимующих птиц; нарезанные полосочки с предложениями на каждого ребенка; музыкальное произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Беседа о зиме.

Звучит музыка: звуки вьюги.

Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку: «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?».

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Правильно, это бывает зимой. Впереди нас ждет зимушка – красавица давайте о ней побеседуем. Даю указания, что отвечать надо громко, четко, предложения должны быть не большими, с использованием в речи красивых слов о зиме. Давайте вспомним, какая погода бывает зимой?

Дети: Морозная, тёплая, метельная, снежная, вьюжная, холодная, солнечная.

Воспитатель: - Правильно, вот как описывает морозную зиму в своем стихотворении Н. А. Некрасов:

«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои…».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Ребята, вспомните, какие стихи вы знаете о зиме? Дети читают стихи: Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима». Молодцы! Как хорошо описан снег в стихотворении «Зима» Суриковой: «. Идет снег, идет! Кругом все, как в белой пелене.». А как называется явление, когда идет сильный снег?

Дети: - Снегопад.

Воспитатель: - Правильно. Расскажите, какой снег во время снегопада, как он падает?

Дети: - Снег крупный, мелкий, хлопьями, мягкий, пушистый, медленно кружится и на землю ложится.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на доску, где стоят разные картины и найдите картины, где изображен снегопад? Дети находят, показывают. А кто знает, из чего состоит снег?

Дети: - Звёздочки сквозные – «СНЕЖИНКИ».

Воспитатель: - Молодцы, правильно снежинки. Давайте вспомним как автор Ильин в рассказе «Снежинки» описывает их? «…Одна похожа на звёздочку с шестью лучами, другая – на цветок с шестью лепестками и все сверкали как драгоценные камни…».А сейчас расскажите мне какими вы видели снежинки, когда утром шли в детский сад по освещенным улицам?

Дети: - Снежинки переливались разноцветными огоньками: синими, зелеными, желтыми, красными и скрипели под ногами, потому что это ломались лучики снежинок.

Воспитатель:- Хорошо, молодцы! А давайте послушаем как описывает снег А. С. Пушкин: «…Под голубыми небесами…». А теперь давайте представим, что выпало много - много снега, все везде завалило снегом, что же это такое образовалось?

Дети: - Сугробы.

Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, на картину «Зимние забавы». Давайте рассмотрим ту часть, где мальчики перевернулись с санками в сугроб. Что с ними случилось? Какое у них настроение? О чем они говорят, и что будут делать дальше? Дети рассматривают и рассказывают. А теперь вспомним, а как же зимуют в лесу медведь, еж, заяц, лиса? Что делает медведь и еж зимой?

Дети: - Спят.

Воспитатель: - А заяц и лиса?

Дети: - Заяц меняет шубку серую на белую, чтоб на снегу его не было видно. Лиса наряжается в ярко – рыжую шубку.

Звучит музыка: чириканье птиц.

Воспитатель: - А как описывает лису Скребицкий в рассказе «Четыре художника»? Дети отвечают. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: - Синицы, снегири, свиристели, вороны, голуби. Зимующие, потому что остаются на зиму.

Воспитатель: - Как вы помогаете птицам зимой?

Дети: - Делаем кормушки, подкармливаем.

Воспитатель: - Теперь скажите, каким трудом заняты люди в с/х зимой?

Дети: - Люди готовят технику к зиме, сгребают на полях снег, чтоб весной было много влаги на полях.

Воспитатель: - Какую пословицу нужно сказать в таком случае?

Дети: - Много снега, много хлеба!

Воспитатель: - А что мы делаем на участке зимой?

Дети: - Сгребаем снег в кучи и делаем снежные постройки.

Воспитатель: - Ребята, послушайте как описывает С. Есенин березку в своем стихотворении: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром…». Звучит музыка произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

«Не боимся мы пороши, ловим снег,

Хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега вам и нам!»

Воспитатель: - Послушайте внимательно отрывок из рассказа, и назовите фамилию автора и название произведения? Читаю рассказ Носова «На горке».

«…О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом! – Ого!- говорит. – Скользкая.».

Дети: - Это рассказ Носова «На горке».

Воспитатель: - Совершенно верно! Посмотрите на мольберт, если там эта книга?

Дети: - Да. Указывают на книгу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - А сейчас придумайте и составьте предложения из 2- х и 3-х слов по теме «Зима». А затем назовите последовательность слов в предложении? Дети составляют и отвечают. Теперь послушайте мои предложения и выложите их последовательность из полосок, лежащих у каждого на столе. «Пришла зима». Дети составили из полосок прохожу проверяю. «Здравствуй, гостья – зима». ….

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Так о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - Правильно! Давайте еще раз вспомним приметы зимы?

Дети: - «Много снега – много хлеба»,

«Ночью был иней – днем снег не выпадет»,

«Ветер зимой подул с северной стороны – к большим холодам, с юга – к теплу»,

«Где снег – там и след»…и. т. д.

Воспитатель: - Молодцы! А на последок Катя прочитает нам стихотворение:

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело,

Нет свободного местечка

Всюду снега намело!

КОНЕЦ

Публикации по теме:

График — циклограмма музыкального руководителя на 2013–2014 учебный год (1.5 ставки) График – циклограмма музыкального руководителя на 2013-2014 учебный год (1.5 ставки) 1 ПОНЕДЕЛЬНИК 07.30-08.00 08.00-08.11 08.11-08.40.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Прогулка в зимний лес» Конспект нод в старшей (логопедической) группе. Образовательная область: «коммуникация» с интеграцией образовательной области «художественное.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Деревья и листья
  • Зима
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 20:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...