Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Татьяна Воробьева
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Тема: «Масмело и зеброверепаха»

Задачи на развитие познавательных способностей:

- закрепить знания детей о животных жарких стран Африки и их детёнышах;

- формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном;

- развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их.

Задачи на развитие связной речи:

- учить детей словесной импровизации;

- подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений, имеющих к характеристикам человеческих качеств;

- продолжать учить распространять предложения путём ввода определений и других второстепенных членов предложения;

- закрепить умения составлять из слогов новые слова.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к разным животным.

Материал к занятию:

Кукла – африканка Масмело. Картинки «Львы», «Крокодилы», «Обезьяны». Три банки с чистой водой, на крышках которых с внутренней стороны приклеены кусочки ваты пропитанные голубой, жёлтой, зелёной гуашью. Карточки с частями слов: «сме-, ла-, до-, чу-, бо-, ра-, бы-, ве-, пе-, ло-, уме-, хра-, гу-, спо-, си-. Карта Африки. Конверты с разрезными картинками животных. Игра «Чудесные вещи»; зелёные - ноги – способ передвижения (машина, мячик, крыло птицы, змея); синие - рука – материал (деревянный стол, железный гвоздь, стеклянный стакан, резиновые сапоги, красные – ухо – (колокольчик, гармошка, дудка, птица); жёлтые – запах – (цветок, конфеты, фрукты, ёлочка).

Ход занятия:

Логопед: Дети, вы слышали о корабле

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл – бангл – тингл – так»

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас

Сказать без запинки «Сангл – бангл – тингл – так»

Тот может прямо в Африку плыть

И важничать, как заправский моряк

На корабле «Сангл – бангл – тингл – так»

На этом замечательном корабле, который называется

Дети: «Сангл – бангл – тингл – так»

Логопед: К нам в гости приехала девочка Масмело.

Кукла: Маздравствуйте! Мая Масмело. Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.

Логопед: С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, о чём она говорит?

Дети: Она просит рассказать об Африке.

Логопед: Как вы догадались, о чём говорит Масмело?

Дети: Она добавляет к каждому слову слог «ма»

Развивающая игра «Придумай имя»

Масмело: Мавы маочень мадогадливые. Попробуй я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем) До – значит добрая, Ла – значит ласковая. Догадайтесь, почему меня зовут Масмело.

Дети: Смелая. Ловкая.

Масмело: Каждый может придумать себе африканское имя. На доске слоги, вспомним от каких они слов (дети читают). Нужно выйти к доске, взять 2 понравившиеся карточки – слога. Первая часть слова – это первый слог вашего имена, вторая и третья часть – это карточки – слоги – прочитайте эти слоги вместе – это будет ваше новое имя.

(Катя – Я Качухра – Катя – чудесная, храбрая)

(включается спокойная восточная музыка)

Логопед: Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг – то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.

А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и мрачно. Слышатся рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка.

Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?

Логопед: Представили? Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус, которому меня научила Масмела? А вы мне в этом поможете?

(ставится три банки с чистой водой)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканское небо. Ребята, скажите – какое небо?

Дети: Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое

Логопед:. Голубою! Раз, два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканский песок

Дети: Мелкий, жёлтый, нежный, горячий

Логопед:. Жёлтою! (вода в банке взбалтывается и становится жёлтою)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканские джунгли

Детибольшие, зелёные, непроходимые, дремучие

Логопед:. Зелёною! (вода в банке взбалтывается и становится зелёною)

Динамическая пауза «Чудесные превращения»

(выставляется карта африканского континента)

Дидактическая игра «Повтори и добавь словечко»

Логопед: Масмело, наши дети теперь знают, какие дикие звери живут в Африке и сейчас тебе из частей соберут фотографии этих животных

(дети из частей собирают картинки животных)

Логопед: А теперь угадайте, о каком животном я говорю. Повторите за мной предложение и добавьте название вашего животного.

Логопед:

- В Африке живут ловкие, хвостатые. (обезьяны)

- В Африке живут сильные, гривастые. (львы)

- В Африке живут пятнистые, длинношеие. (жирафы)

- В Африке живут выносливые, двугорбые. (верблюды)

- В Африке живут зелёные, опасные. (крокодилы)

- В Африке живут огромные, сильные. (слоны)

И много – много других зверей

Дидактическая игра «Придумай красивое предложение»

Логопед: Масмело мне сказала, что она хочет научиться говорить по-русски. Давайте рассмотрим картины из жизни животных жарких стран (выставляется картина «Львы»)

- Придумай предложение по этой картине.

Масмело: Львы отдыхать.

Логопед: Ребята, давайте поможем Масмело составить большое, красивое предложение.

Дети: Большие, гривастые, важные львы спокойно отдыхают среди зелени на полянке.

Интересные факты об этом животном.

(выставляется картина «Крокодилы)

Масмело: Крокодилы плавать.

Дети: Зелёные, опасные, большие крокодилы плавают в темной воде.

Дидактическая игра «Какой это человек»

Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать,какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или, похоже, двигается, ест, ведёт себя с другими.

Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение).

Итак, начали:

- Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.

- Крокодиловы слёзы.

Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.

- Слоновый топот или топает, как слон.

Дети: Это человек с тяжёлой походкой.

- Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?

Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.

- Обезьяньи ужимки.

Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.

- Черепаший шаг.

Дети: У человека, который очень медленно ходит.

Логопед: Дома Масмело играет в мяч с малышами – зверятами. Хотите поиграть?

Дидактическая игра «Кто у кого?

(в кругу с мячом)

Логопед: У львицы…

Ребёнок: львёнок, львята.

Логопед:. У тигрицы…

Ребёнок: тигрёнок, тигрята.

Логопед: У слонихи.

Ребёнок: слонёнок, слонята.

Логопед: У жирафа….

Ребёнок: жирафёнок, жирафята.

Логопед: У крокодила

Ребёнок: крокодильчик, крокодильчики

Логопед: У верблюдицы…

Ребёнок: верблюжонок, верблюжата.

Логопед: Ребята, пока мы вами играли, Масмело отправился обратно в Африку, но на прощание оставил нам письмо. Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Я с вами подружилась и хотела бы почаще встречаться! Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я - по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания. Масмело»

Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может это нам поможет? Например «зебра» и «лев» - объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного, получится «левозебр»». У вас в конвертах картинки с животными, достаньте и попробуйте назвать своё животное.

(ответы детей – варианты названий животных)

Логопед: Какой зверь кажется вам самым интересным?

Зеброверепаха, остальные пусть будут его друзья.

Этот зверь фантастический, в жизни их не бывает.

Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку – невидимку

1. «Как умеет двигаться наш зверь?» (выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)

- Чем это хорошо? (ответ ребёнка, поднимает «весёлое лицо»)

2. Из какого он материала? (выкладывает карточки из серии «материал»)

- Чем это хорошо?

3. Какие звуки она издаёт? (выкладывает карточки из серии «звуки»)

- Почему это хорошо? (выкладывает карточки из серии «запахи»)

4. Чем это пахнет?

- Чем это хорошо?

1. А чем плохо, что это животное прыгает, как мяч?

2. А чем плохо, что это животное деревянное?

3. А чем плохо, что оно гудит?

4. А чем плохо, что это животное пахнет фруктами?

Логопед: Чем этому животному можно помочь? (ответы детей)

Задание домой: Нарисовать это чудо-животное и придумать рассказ о нём. Самые интересные рисунки мы пошлём в Африку вместе с ваши рассказами о нём.

Вам на память о животных далёкой Африки – наклейки.

Публикации по теме:

Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе.Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представление детей о диких животных Севера и жарких стран. Развивать связную речь. Задачи: Расширить и углубить представление.

Презентация по лексической теме «Животные жарких стран» Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей. В процессе наблюдения за детьми был замечен устойчивый интерес к.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Опубликовано: 11 января 2014 в 22:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе:...
ип проекта: информационно-познавательно- исследовательский. Сроки реализации: краткосрочный ( 2 недели. Количество участников: дети 6-7 лет,...