Любовь
Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе «Путешествие в страну «Сенсорика»
Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе
«Путешествие в страну «Сенсорика»
Подготовила: Пальчун Л. Ю.
Время проведения: февраль 2021 года.
Присутствовало…. человек
Форма проведения:
игровой практикум.
Цель:
обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе „Путешествие в страну „Сенсорика“» размещена в разделах
Задачи:
1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовывать и играть дома.
2. Вовлечь родителей в игровое общение.
Повестка дня:
- познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.
- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель.
Место проведения:
игровая
План проведения:
1. Подготовительный этап
• Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
• Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
• Музыкальное оформление.
2. Организационный этап
• Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
• Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
1. Вступительный этап:
· введение в проблему;
· создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
· игротека в форме путешествия на воздушном шаре по станциям с использованием ИКТ.
3. Подведение итогов собрания:
· обратная связь;
· решение родительского собрания;
· рефлексия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительный этап
[/b]
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических игра, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем вам играть дома.
Но вначале немного вспомним, что такое сенсорное развитие и почему необходимо его развивать у детей?
Сенсорика – с латинского sensus «восприятие». Это способ восприятия окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, то что ребенок видит, слышит, осязает, чувствует вкус, запах. А так же благодаря сенсорики у детей развивается мелкая моторика рук, как стимулятор мозгового речевого центра, в виде пальчиковой гимнастики. Главным и самым важным видом деятельности детей является игра, у ребенка есть потребность в игре и мы, взрослые должны удовлетворять эту потребность потому что, играя ребенок познает жизнь и все, что его окружает. Задача сенсорных дидактических игр – это накопление сенсорного опыта, которым является фундаментом общего умственного развития.
- Наша встреча сегодня произойдет необычно – в форме путешествия на воздушном шаре, мы предлагаем вам сегодня вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети усваивают сенсорные знания. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и поиграем!
(На экране появляется большой воздушный шар с корзиной, в ней родители. Слайд сопровождается музыкой «На большом воздушном шаре….»)
Родители становятся в круг, взявшись за руки, медленно идут по кругу.
- Корзина символизирует то, что нас объединяет одна цель - воспитание счастливых, любознательных детей, стремящихся познать мир. А шар-это тепло наших сердец, знания, которые помогут воплотить нашу цель в жизнь. Не забудем и правило воздушного шара - выбросить все лишнее, чтобы набрать высоту, оставить лишь любовь к детям.
- Внимание! Наш шар приземляется к первой остановки. Родители останавливаются и присаживаются на стульчики.
1. Остановка «Цветная»
А кто же это нас встречает? (Слайд на экране появляются цветные человечки, цветные человечки приготовили для вас родители загадки.
1. У арбуза и клубники
Помидора и брусники
Вкус конечно очень разный
Ну, а цвет похожий? (Красный) (выставляются человечки соответствующего цвета)
2. Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый цвет)
3. Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше! (Синий)
4. Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был … (Зеленый)
-Все загадки отгадали, цветные человечки хотят показать и поиграть с вами в цветные игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!
Игра 1. «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню, (играют все родители).
Игра 2. «Разноцветные флажки»
- Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п. (демонстрация игры с 1 родителем).
Игра 3. «Разложи по коробочки»
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.
Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов увеличить.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора дальше отправляться в путь. (На слайде появляется шар, родители становятся в круг, взявшись за руки, медленно идут по кругу).
Пусть летит он в небеса
Прямо к белым облакам
Пусть отыщет чудеса
И о них расскажет нам.
- Внимание! Наш шар приземляется ко второй остановки. Родители останавливаются и присаживаются на стульчики.
3. Остановка «Фигурная»
- Нас встречают геометрические фигуры, они нам тоже предлагают с ними поиграть.
Игра 1. «Чудесный мешочек».
Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
Описание игры: Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный», (демонстрация игры с 1 родителем).
Игра 2. «Прятки».
Описание игры: Те фигуры, которые дети достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит ребят запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого дети должны определить, какая фигура «спряталась», (демонстрация со всеми родителями).
-А теперь пора немного отдохнуть.
Динамическая пауза.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
-Продолжаем наш полет на воздушном шаре, (на слайде появляется шар, родители становятся в круг, взявшись за руки, медленно кружатся.
Вдаль летит воздушный шар
А под ним – корзинка
А внизу плывет земля
Словно на картинке.
- Внимание! Наш шар приземляется к третьей остановки. Родители останавливаются и присаживаются на стульчики.
3. Остановка «Рисовальная»
- Ну, вот мы и приземлились, кто нас встречает? (слайд на нем человечек –художник Карандаш). Не удивляйтесь мы приземлились на удивительную станцию. Карандаш нас научит необычно рисовать. (Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой)
-Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу -
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет. (Н. Биушкина)
(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети)
- Это наши юные художники старались для своих мам и пап в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.
-Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками)
-Какие цвета использовались? (основные)
-А какого цвета не хватает? (зеленого, синего).
-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка, травки, облаков)
-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко, травку и облака. Но как положено перед работой разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Нарисуем желтый круг, (вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг – (руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет (руки в «замок»)
(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)
-Какая красота! Вот чудо! Ладошки и пальчики превратились в лучики солнца, в травку, в облака! Молодцы!
Время ручки отмывать: (родители моют руки, вытирают, звучит мелодия).
-А наш воздушный шар снова приглашает нас в полет, (на слайде появляется шар, родители становятся в круг, взявшись за руки, медленно идут по кругу.
Спешим познать все краски мира,
Не нужно их искать в сети,
Взлети же, на воздушном шаре -
На мир прекрасный посмотри!
- Внимание! Наш шар приземляется к четвертой остановки. Родители останавливаются и присаживаются на стульчики.
4. Остановка «Следопыты»
Игра 1. «Узнай по запаху»
Цели: Способствовать развитию органов чувств, тренировке обонятельного аппарата. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: 3 мешочка (или тарелочки) с знакомыми запахами: апельсин, кофе, мята.
Описание игры: Вспомнить их названия и назвать запах, (демонстрация игры с 1 родителем).
Игра 2 «Угадай на вкус»
Цели: обогащать вкусовые ощущения.
Материалы: 4 тарелочки; соленый огурец, конфета, лимон, перец.
Описание игры: на столе несколько тарелочек: с сладким, кислым, соленым, горьким. Сначала нужно посмотреть, что лежит на тарелочка, назвать продукт, его вкус. Затем одному завязывают глаза. Другие участники дают тарелочку на дегустацию, отгадывающий должен назвать блюдо, (демонстрация игры с 1 родителем).
Игра 3 «Тактильные дощечки»
Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой.
Описание игры: рассматриваем «дощечки» с наклеенными разными материалами: мех, крупа, семечки, наждачная бумага. Тактильное обследование, называем материал и их свойства: мягкая, теплая, шершавая, колючая. Затем участнику завязываем глаза, он должен обследовать «дощечку» назвать материал и их свойства. (демонстрация игры с 1 родителем).
-Все молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в наш детский сад с новыми впечатлениями, знаниями.
(Слайд воздушный шар с провождением музыкального исполнения)
Родители встают вдруг, идут медленно в обратную сторону.
-Внимание! Вот и наша конечная станция, плавно приземляемся, родители останавливаются. А в группе нас ожидает выставка сенсорных дидактических игр. Ознакомьтесь пожалуйста, здесь игрушки и магазинные и сделанные своими руками, дети с большим удовольствием играют в эти игры. А также мы для вас родители приготовили тесты, чтобы вы могли себя проверить.
Тест – задание для родителей.
«Игра в вашей семье».
- Мы предлагаем необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и как вы проводите их вместе с детьми, дайте им самооценку.
Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - желтого, никогда - синего.
- каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- рассказываю о своих играх в детстве.
- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
- купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты
игры.
- слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду
- не наказываю ребенка игрой, игрушкой, то есть не лишаю его на время игры или игрушки.
- часто дарю ребенку игрушку, игру.
Обобщение:
-Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует
всегда. Пусть у вас сейчас будет больше красных фишек!
Играйте с ребенком на равных, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
- Подведем итоги нашего увлекательного путешествия: мы считаем, что цель нашего родительского собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.
Решения родительского собрания
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Рефлексия:
- Просим оценить нашу встречу. На воздушный шар разместите цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!
Приложение: список используемой литературы:
1. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 1991. - 197с.
2. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4.
3. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011
4. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
5. Зверева О. Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
6. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005
7. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
8. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т. И., А. Г. Гогоберидзе – М. : Издательство «Детство – пресс», 2014.