Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Светлана Сёмина
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Когда-то ещё девчонкой я узнала о благороднейшем на земле деле – воспитании детей. Как это прекрасно, важно и необходимо помочь ребенку вырасти гармонично развитой личностью. Я подумала: «Только человек, обладающий тонкой и нежной душой, верой в свои силы и знания, понимающий и любящий детей, способен на это волшебство». А значит, именно таким человеком я должна стать! Ради этого стоит жить и работать!

И вот совсем молоденькой я пришла работать в детский сад. Первые ребятки – такие маленькие, трепетные, доверчивые…

Молодость и нетерпение дать своим детям как можно больше и сразу заставляли меня находиться в постоянном поиске. Сколько традиционных и инновационных методов и приемов я испробовала на себе и на своих доверчивых ребятишках. Познакомилась с различными технологиями и методиками. Но особенно привлекла мое внимание система развивающего обучения, с направленностью на развитие творческих качеств личности – иными словами технология творчества ТРИЗ (Г. С. Альтшулер).

Концептуальное положение её таково: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

Цель моей работы – развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, Способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.

Чтобы добиться этого, я ставлю для себя такие задачи:

1. Воспитывать в детях качества творческой личности.

2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании самоценности.

3. Формировать умение включаться в игровую задачу.

4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.

В решении всех этих задач незаменимую роль играет, конечно же, сказка.

Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?

Сказка это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок существо активное от природы, он любит не просто слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу: лиса всегда хитрая, жаль колобка, и не болит у нас сердце оттого, что раздружились лиса и журавль. Я же учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. То есть дети выступают непросто в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.

Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, которые я использую в своей работе. Всё это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.

Расскажу о некоторых из них.

1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… колобок повстречался в пути со злым волшебником? А что было бы если…теремок не развалился)

2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера).

3. Метод разрешения противоречий – чит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)

4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как вытащить хвост из проруби, не повредив его в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.

5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность. Использую так же зеркальный куб.

Знакомство с технологией «Песочный дворик» (Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) и её практическим использованием для развития у детей творческих способностей стало для меня настоящим открытием! С помощью песочных иллюстраций я знакомлю детей с произведениями мировой художественной литературы. Не даром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Когда ребенок не только слушает сказку, а еще и видит как двигаются (действуют) герои сказки, т. е сочетает слуховой и зрительный анализаторы, он более глубоко воспринимает содержание сказки и на более длительное время запоминает её.

Песочница является замечательной средой и для создания сказок. Без наглядной опоры сочинить сказку ребенку гораздо труднее, нежели когда он видит фигурки, расставленные в песочнице. Часто сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок.

Так почему же все-таки на песке? Спросите вы. Потому что песок – это праздник детства! Вспомните свое детство… Ну кто из нас в детстве не играл

В куличики? Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ведерко, формочки, совок – первое, что мы приобретаем своему ребенку, Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, Поэтому использование технологии «Песочный дворик» на развивающих и обучающих занятиях, с одной стороны существенно повышает мотивацию к занятиям, с другой, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы использование песочницы оказывает ещё и терапевтический эффект.

В песочнице создается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, а это очень важно, т. к. тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.

Групповые игры на песке способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.

Что нужно для игры в песок(

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру, подобно богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Работа с песком для развития творческих способностей ребенка – удивительный и увлекательный процесс, в котором я готова участвовать постоянно.

Обычно каждая наша работа со сказкой заканчивается театрализованной игрой. Когда дети распределяют роли, надевают костюмы и играют сказки собственного сочинения в театрализованной студии, приглашая своих родителей и детей из других групп.

Результатом моей педагогической работы является:

1. Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.

2. Умение детьми решать проблемные ситуации.

3. Высокий уровень творческого воображения.

Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему. Ведь сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» [Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"Информация об.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 16 января 2013 в 13:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...