Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Светлана Сёмина
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Когда-то ещё девчонкой я узнала о благороднейшем на земле деле – воспитании детей. Как это прекрасно, важно и необходимо помочь ребенку вырасти гармонично развитой личностью. Я подумала: «Только человек, обладающий тонкой и нежной душой, верой в свои силы и знания, понимающий и любящий детей, способен на это волшебство». А значит, именно таким человеком я должна стать! Ради этого стоит жить и работать!

И вот совсем молоденькой я пришла работать в детский сад. Первые ребятки – такие маленькие, трепетные, доверчивые…

Молодость и нетерпение дать своим детям как можно больше и сразу заставляли меня находиться в постоянном поиске. Сколько традиционных и инновационных методов и приемов я испробовала на себе и на своих доверчивых ребятишках. Познакомилась с различными технологиями и методиками. Но особенно привлекла мое внимание система развивающего обучения, с направленностью на развитие творческих качеств личности – иными словами технология творчества ТРИЗ (Г. С. Альтшулер).

Концептуальное положение её таково: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

Цель моей работы – развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, Способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.

Чтобы добиться этого, я ставлю для себя такие задачи:

1. Воспитывать в детях качества творческой личности.

2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании самоценности.

3. Формировать умение включаться в игровую задачу.

4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.

В решении всех этих задач незаменимую роль играет, конечно же, сказка.

Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?

Сказка это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок существо активное от природы, он любит не просто слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу: лиса всегда хитрая, жаль колобка, и не болит у нас сердце оттого, что раздружились лиса и журавль. Я же учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. То есть дети выступают непросто в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.

Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, которые я использую в своей работе. Всё это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.

Расскажу о некоторых из них.

1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… колобок повстречался в пути со злым волшебником? А что было бы если…теремок не развалился)

2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера).

3. Метод разрешения противоречий – чит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)

4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как вытащить хвост из проруби, не повредив его в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.

5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность. Использую так же зеркальный куб.

Знакомство с технологией «Песочный дворик» (Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) и её практическим использованием для развития у детей творческих способностей стало для меня настоящим открытием! С помощью песочных иллюстраций я знакомлю детей с произведениями мировой художественной литературы. Не даром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Когда ребенок не только слушает сказку, а еще и видит как двигаются (действуют) герои сказки, т. е сочетает слуховой и зрительный анализаторы, он более глубоко воспринимает содержание сказки и на более длительное время запоминает её.

Песочница является замечательной средой и для создания сказок. Без наглядной опоры сочинить сказку ребенку гораздо труднее, нежели когда он видит фигурки, расставленные в песочнице. Часто сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок.

Так почему же все-таки на песке? Спросите вы. Потому что песок – это праздник детства! Вспомните свое детство… Ну кто из нас в детстве не играл

В куличики? Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ведерко, формочки, совок – первое, что мы приобретаем своему ребенку, Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, Поэтому использование технологии «Песочный дворик» на развивающих и обучающих занятиях, с одной стороны существенно повышает мотивацию к занятиям, с другой, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы использование песочницы оказывает ещё и терапевтический эффект.

В песочнице создается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, а это очень важно, т. к. тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.

Групповые игры на песке способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.

Что нужно для игры в песок(

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру, подобно богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Работа с песком для развития творческих способностей ребенка – удивительный и увлекательный процесс, в котором я готова участвовать постоянно.

Обычно каждая наша работа со сказкой заканчивается театрализованной игрой. Когда дети распределяют роли, надевают костюмы и играют сказки собственного сочинения в театрализованной студии, приглашая своих родителей и детей из других групп.

Результатом моей педагогической работы является:

1. Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.

2. Умение детьми решать проблемные ситуации.

3. Высокий уровень творческого воображения.

Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему. Ведь сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» [Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"Информация об.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 16 января 2013 в 13:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...
Зима в Нижнем Новгороде. Фотозарисовка
Зима – сказочное время года! ! Зимой наступает Новый год , Рождество! Снег, мороз, метель , сосульки, непогода – удивительный мир зимы! Этот удивительный...
Мастер класс «Снеговички»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предновогодняя подготовка уже в полном разгаре. Мы тоже начали украшать группу, делать новогодние поделки и конечно же...