Лучший педагог года

НОД «Маленькие истории о Великой войне» Фронтовые письма (для детей старшего дошкольного возраста)

Татьяна Гущина
НОД «Маленькие истории о Великой войне» Фронтовые письма (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формирование представлений о солдатских письмах Великой Отечественной Войны.

Задачи:

• Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).

• Определять и чувствовать важность и значимость фронтовых писем, предполагаемое их содержание (поднимали бодрость духа бойцов, были той прочной связующей нитью между родными людьми, помогали выжить солдату, вселяли надежду на скорую победу).

Публикация «НОД „Маленькие истории о Великой войне“ Фронтовые письма (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

• Учиться детей складывать письма треугольником с опорой на схему.

Дети сидят полукругом (возможно использовать проектор, возможно иллюстрации или фото рассматривать при помощи магнитной доски)

Дети сидят полукругом (возможно использовать проектор, возможно иллюстрации или фото рассматривать при помощи магнитной доски)

Послушайте загадку:

- Я домик. Но только совсем без этажный

Я тонкий раскрашенный домик бумажный

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули ее языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Слайд. (изображение современных писем, конвертов, почтовых открыток)

Вопрос к детям: Для чего нужны письма?

-Чтобы общаться с близкими и знакомыми, если они находятся далеко друг от друга.

Очень важно было во время войны получать солдату письма из дома…И родные дома ждали весточки от него…если есть письмо, значит живой!

Взрывы и пожарища - будни боевые,

А где-то там, в Союзе, всех нас ждут родные.

И несут им вести, почты полевые:

«Не тревожьтесь, милые, мы - ещё живые!»

Во время войны не было таких писем, как мы сегодня получаем (показать современные конверты, военные письма выглядели по-другому…

Слайды (фронтовые письма-треугольники)

Они треугольной формы.

- Но кроме писем с фронта шли и похоронки, но выглядели они иначе — были прямоугольной формы.

Вопрос к детям:

- Как вы думаете, почему письма во время Великой Отечественной войны посылались в виде треугольника, а не в конверте?

Выслушивание предположений детей.

Не хватало конвертов, не было марок, все письма просматривались специальной службой (цензура…

- О чем может рассказать фронтовой треугольник?

(предположения детей)

- Как найти родных.

- Как проходил бой.

- О чувствах солдата, о расставании с родными.

- О встречах с офицерами

Послушайте письмо одного солдата (разворачиваю «треугольник» и читаю) :

«Два дня назад был жаркий бой с «тиграми» недалеко от населенного пункта «Б». Вы не представляете, как мужественно дрались наши против хваленой гитлеровской брони! А она все равно горит! Гоним сволочей на запад. За этот бой меня маршал Жуков наградил именными часами.»

Слайд (фото солдат на привале, читающих почту)

В редкие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.

- А чтобы вы сказали в письме солдату?

(опрос детей, слайды)

- Послушайте письмо Алины Шевляковой.

Дорогой солдат!

С мамой мы вчера читали,

как солдаты воевали,

как Отечество спасали,

победить врага смогли.

И подумала я вдруг:

«Ты, солдат, - мой лучший друг!

Смерти ты не испугался,

смело ты с фашистом дрался!

Среди ночи, среди дня

ты сражался за меня!

Чтобы в школе я училась.

Чтобы с друзьями веселилась.

Чтоб не знала холода.

Чтоб не знала голода.

Чтоб в стране свободной

я жила сегодня!

Чтоб не бил пулемет.

Чтоб молчал автомат»

Спасибо, солдат!

Спасибо, солдат!

- Я думаю такое письмо понравилось бы каждому солдату на фронте и поддержало его боевой дух!.

Вы еще не умеете писать и читать, но мы можем нарисовать письмо, а я научу складывать их так, что бы получился треугольник. Такие письма мы можем отправить нашим папа и дедушкам, хотя они и не были на войне, но они служили в армии! Давайте этими письмами поздравим их с 23 февраля (или с Днем Победы 9 мая).

Предлагаю пройти за столы. Дети рисуют письма (возможно взять ранее выполненные рисунки).

Сначала научимся правильно складывать письма-«треугольники», а потом сложим свое письмо-рисунок.

Показ и объяснение воспитателя.

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый, слева направо

потом справа налево.

Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника.

После показа Дети складывают бумагу с опорой на схему последовательности складывания:

Пока дети складывают листы бумаги (Звучит песня «Почта фронтовая» Музыка: Ю. Левитин Слова: Н. Лабковский)

У кого получился треугольник, предлагаю украсить его заранее приготовленными элементами.

- Сегодня мы познакомились с фронтовыми письмами-треугольниками.

- Что еще нового узнали вы сегодня? Чему научились?

(ответы детей)

Письма с фронта. Документы, над которыми не властно время. Как много значат солдатские письма. Это «живые» свидетели прошлого! Это память, которая досталась нам в наследство.

Прошу вас, храните солдатские письма. Они просты, и порою грустны. В них столько надежды и всякого смысла. Прошу вас, храните солдатские письма. Тревожную память людской доброты!

Дополнительная информация для воспитателя:

Письма "треугольники" НЕ ЗАКЛЕИВАЛИСЬ, а складывались особым образом. Таким способом решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – "двойной", вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.

Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.

В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял "похоронку".

Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны. После войны еще лет десять письма в армию и из армии на родину шли в таких треугольниках. Но этим правом могли воспользоваться только солдаты срочной службы на территории СССР. В Германии и Австрии солдатам выдавались конверты.

Обычный тетрадный лист, он прямоугольный, Сворачивается верхним краем к боковому левому, получившийся треугольник сворачиваем еще пополам. Оставшуюся снизу часть заправляем во внутрь, подгибая уголки. Вот и все.

Полевая почта ( Музыка: Ю. Левитин Слова: Н. Лабковский)

Пусть хлещет дождь, окопы заливая,

На всей земле сухого места нет –

Когда приходит почта полевая

Солдат теплом далёким обогрет.

Кто был на фронте, на переднем крае,

Тот оправдает и поймёт бойца,

Который, смерть и пули презирая,

Готов плясать при виде письмеца.

Морозом и жарою опалённый

Четыре года шёл войной боец,

А следом фронтовые почтальоны

Несли приветы от родных сердец.

В селе далеком плачет мать от счастья

Узнав, что сын здоровый и живой

Ей эту весть сквозь битвы и ненастья

Приносит треугольник полевой

Публикации по теме:

«Маленькие исследователи». Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста«Маленькие исследователи». Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста по природе своей-пытливые исследователи окружающего.

70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне посвящается. «Как рассказать детям о войне»70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне посвящается. «Как рассказать детям о войне» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Память о войне» Задачи: Воспитывающая: - воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим родным, семье.

Беседа о Великой Отечественной войне c детьми дошкольного возраста Цель: формирование ценностных ориентаций и убеждений воспитанников на основе личностного осмысления исторического опыта Отечества во время.

Дети — герои Великой Отечественной войны. Конспект ОДД по для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЦОР. Познание. Ознакомление с окружающим миром. Конспект организованной детской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием.

Сценарий конкурса чтецов к Дню Победы в Великой Отечественной войне для детей старшего дошкольного возраста Цель: Упражнять детей в выразительном исполнении коротких стихотворений. Воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям,.

Краткосрочный творческий проект «Детям о войне» для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: информационный. По числу участников проекта: групповой (дети подготовительной к школе.

Мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для детей старшего дошкольного возрастаМероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для детей старшего дошкольного возраста Читательский марафон "Расскажем детям о войне"Цель: познакомить детей с историческими событиями времен Великой Отечественной войны, с жизнью.

Модель НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие дети — имеем мы права» Цель: приобщение детей к социокультурным нормам семьи, общества и государства в части соблюдения прав детей. Задачи образовательных областей:.

Музыка великой Победы праздник «9 мая» для детей старшего дошкольного возраста ДЕНЬ ПОБЕДЫДети входят в зал маршем под песню «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». Обходят кругом и садятся на места. Ведущая: На душе светло сегодня от улыбок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Маленькие истории о Великой войне» Фронтовые письма (для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 18 сентября 2015 в 18:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД