НОД по познавательному развитию «Мои умные помощники» в старшей группе

Наталья Новикова
НОД по познавательному развитию «Мои умные помощники» в старшей группе

«Мои умные помощники»

Программное содержание:

Развивающие задачи: развивать

Обучающие задачи: Обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к себе.

Оборудование. «Чудесный» мешочек с фруктами (муляжи: яблоко, банан, груша, свежие фрукты (яблоко, банан, магнитофон, запись разных звуков, альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель показывает детям большую ракушку.

Эта ракушка поднялась с морского дна. Специально для того чтобы подарить вам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть на коврик.

Основная часть.

Ребята, я вам хочу рассказать об умных помощниках, которые есть у каждого человека. Как вы думаете, какие это помощники (руки, ноги, глаза, уши, нос, язык.)

Массаж волшебных точек ушек

Цель: стимуляция биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди,

И скорей их покажи.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

• «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

• «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

• «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

А потом, а потом,

Покрутили козелком.

Ушко кажется замёрзло,

Отогреть его так можно.

• «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на! • «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Упражнения для глаз

1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.

2. Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.

3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты

Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Выполнять движения по тексту.

Массаж рук

Цель: интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж,

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Основная часть

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

Затем руки я помою,

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу.

Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора

Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Воспитатель. Послушайте рассказ.

Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка «Про нос и уши».

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

- Скажи, бабушка,- Просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

- А потому, милая внучка,- отвечает бабушка,- чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному, ясно?

Дидактическая игра «Посылка от обезьянки»

Ход игры. Воспитатель помещает в мешочек фрукты (муляжи: банан, яблоко, грушу) и предлагает на ощупь определить какой-то один фрукт: «Нам обезьянка прислала посылку, а что в ней вы должны догадаться».

После того как каждый ребенок принял участие в определении содержимого мешочка, воспитатель спрашивает всех детей: «Когда вы на ощупь узнавали, что находится в мешочке, то как вы это делали, с помощью чего?»

Воспитатель. «Вы определили форму предмета, его поверхность с помощью руки, которая помогает узнать предметы, так как ваша рука может чувствовать любой предмет. Когда вы его достали, то увидели цвет, форму и т. д. С помощью чего? Глаз. Глаза- тоже наши помощники, которые помогают узнавать предметы».

Воспитатель далее предлагает узнать фрукты по запаху (например, банан и яблоко) и сообщает, что третий помощник в узнавании предметов – это нос, он ощущает запахи.

Воспитатель. «А теперь новая задача. Сравните, какие это предметы на вкус. Что можно сказать о банане? Он сладкий, мягкий… Яблоко – кисло-сладкое, сочное, твердое. Как мы могли узнать любимый фрукт? На вкус, который мы ощущаем ртом, значит, рот – тоже наш «умный помощник» в жизни».

Очень хорошие фрукты нам прислала обезьянка. Мы смогли их и пощупать, и потрогать, и рассмотреть, и понюхать, и попробовать. Какие «умные помощники» помогли нам это сделать?

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Ход игры. Теперь мы отправимся путешествовать.

Внимательно слушайте все звуки.

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели вверх на солнышко,

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

(Слова сопровождаются движениями.)

Воспитатель включает магнитофон. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки.

Воспитатель. «Чьи голоса вы услышали?

Ребята, все звуки вы слышали благодаря своим органам чувств, «умным помощникам» - ушкам, которые помогают различать и узнавать звуки».

Нарисуйте голоса вы услышали.

Заключительная часть.

Теперь, ребята, как и вначале занятия мы послушаем нашу ракушку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать. Как только раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому встать. Наше путешествие в сказку закончилось.

Список литературы.

Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская и др. «Азбука общения», Санкт- Петербург 1998 г.

Развивающая сказкотерапия для дошкольников «Подарки фей».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим. «Мои умные помощники» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей 2 мл. гр. с окружающим «Мои умные помощники» Цель: формировать у детей первичные.

Конспект НОД по ознакомлению с Окружающим миром. 1 младшая группа. (Ребенок входит в мир социальных отношений) КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. 1 младшая группа. (Ребенок входит в мир социальных отношений). Тема : «Мои умные помощники».

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию «Мои умные помощники» в старшей группе
Опубликовано: 1 августа 2013 в 20:24
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Выставка поделок и открыток ко Дню Матери. Старшая группа
К празднику – День Матери в нашем детском саду была организована выставка поделок и открыток из подручного материала. Родители творчески отнеслись к...
«Северная Зимушка с Новым годиком на руках».  Новогодняя игрушка для ёлочки
Хочу с вами поделится новогодним настроением: сделала новую куколку ( это моё хобби) "Северная Зимушка с Новым годиком на руках" . "Я надену кукле фартук,...
Всех лучше и краше любимые мамочки наши!
Конечно, и мы не могли обойти вниманием такой замечательный праздник, как День Матери в России. В этом году в нашем саду была организована выставка...
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей...
Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство» Цель:...