НОД по ОО «Познание» в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Наталья Состина
НОД по ОО «Познание» в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Традиции и быт кубанского казачества»

Программные задачи:

образовательная:

- познакомить детей с культурой и бытом кубанского казачества;

- познакомить с флагом Краснодарского края;

- учить понимать содержание пословиц;

- обогащать словарный запас существительными, обозначающими предметы казачьего быта (глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, подкова, половик, чугун,ухват)

- учить составлять слова из предложенных букв, развивать фонематический слух.

развивающая:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать коммуникативные качества детей;

воспитательная:

- воспитывать любовь к малой Родине

Оборудование: флаг Кубани, макет казачьего подворья, предметы казачьего быта глэчик, макитра, рубель, рушник, самовар, кружевные салфетки, рушник, вышивка, подкова, половик, семена зерновых культур, пирог, детские казачьи костюмы,магнитофон.

Предварительная работа:

- экскурсия в краеведческий музей;

- чтение стихов и рассказов из учебника по кубановедению Е. Н. Еременко, М. Н. Зыгина, Г. В. Шевченко.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети! Нам с вами посчастливилось жить в самом живописном уголке России. Широкие степи, золотые пшеничные поля, щедрые леса, теплые, ласковые моря, величавые горы – все это родная Кубань.

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена … (В. Подкопаев)

Воспитатель показывает детям флаг Кубани.

НОД по ОО «Познание» в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Воспитатель:

Три цвета на флаге Кубани,

Что могут означать они?

Синий - цвет неба, рек и морей,

Розовый - цвет лугов и фруктовых садов,

А зеленый – цвет полей мирной Родины моей.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое Кубани, чтобы узнать, как жили, трудились и отдыхали наши предки.

Воспитатель подводит детей к макету казачьего подворья.

Воспитатель: Ребята как раньше на Кубане назывались дома? (ответы детей)

Из каких материалов казаки строили хаты? (камыш, солома, глина, дерево)

На строительство хаты собирались все родственники и соседи. Женщины и дети месили ногами глину с соломой. Мужчины из полученной смеси делали кирпичи, которые сушили на солнце, а затем из них выкладывали стены. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Строили казаки свои хаты вдоль реки. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Дети вы хотите узнать, как живет старинная казачья семья?

Воспитатель проводит детей в комнату, оборудованную под старинную казачью хату

Воспитатель: Убранство казачьих домов со временем изменилось, но неизменным остается гостеприимство и хлебосольство кубанцев.

Детей встречают мальчик и девочка в казачьих костюмах

Казачка: Проходите, гости дорогие, пожалуйста!

Веселья вам да радости!

Казак: Давно вас ждем - поджидаем.

У нас для каждого найдется и местечко,

И доброе словечко.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем же он занимается?

Казак: Добываю пищу для семьи, работаю в поле, ремонтирую постройки, защищаю границу от врагов.

Воспитатель: Дети, как вы понимаете пословицу: «Казак без коня, что солдат без ружья» (ответы детей) Верно. Казаки на конях ходили в военные походы, охраняли границы. «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой» - Кони были первыми помощниками в хозяйстве, пахали поле, перевозили грузы.

Проводится физминутка:

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочной, красивой.

На коня я вскачу

Не поеду, полечу.

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Воспитатель: А какие еще пословицы вы знаете о казаках?

Дети:

- Казак в беде не плачет.

- Терпи казак - атаманом будешь.

- Казаку честь – Родину беречь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. А как называют жену казака? (Казачка) Расскажи нам, казачка, как ты ведешь домашнее хозяйство?

Казачка: Я хожу по воду к колодцу, стираю и глажу белье, готовлю еду, пеку хлеб для своей семьи.

Воспитатель: Какие блюда казачка готовит для своей семьи вы узнаете, если поставите все буквы в правильном порядке.

Проводится игра «Собери слово» (ЩОБР – борщ, РОПИГ – пирог, НИРЕВАКИ – вареники, ШАКА - каша)

Воспитатель: А в какой посуде ты готовишь еду?

Казачка: В чугуне я готовлю кашу, в нем она вкусная и рассыпчатая (дети рассматривают чугун)

Воспитатель: А в чем ты хранишь молоко?

Казачка: В глиняном кувшине, он называется глэчик. (дети рассматривают глэчик)

Воспитатель: Как называется посуда, в которой ты замешиваешь тесто?

Казачка: Тесто я замешиваю в макитре (дети рассматривают макитру)

Воспитатель: Кубанские казачки очень домовитые, аккуратные, бережливые. Каждый предмет в хате имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Казачки в свободное время вышивали рушники,вязали салфетки, ткали половики.

Воспитатель показывает детям вышитый рушник, блузку, наволочку, вязанные салфетки, тканные половики.

Воспитатель: Ребята, а сейчас казачка нам покажет, как в старину гладили одежду, белье.

Казачка наматывает ткань на рубель и показывает способ выглаживания белья.

Воспитатель: С особой любовью мастерицы вышивали рушники для «красного угла», где располагалась «божница» (иконы).

Воспитатель обращает внимание детей на «красный угол» в хате.

Воспитатель: Казаки замечательные труженики – среди них были гончары, кузнецы, земледельцы, ткачи.

Дети рассматривают иллюстрации к профессиям, воспитатель коментирует их.

Проводится словесная игра «Подскажи словечко».

Воспитатель: Гончар делает из глины … (ответы детей)

Кузнец делает из металла … (ответы детей)

Ткачи делают из ниток … (ответы детей)

Земледельцы выращивают в поле … (ответы детей)

Казаки сами выращивали зерновые культуры. С ранней весны казачата выходили работать в поле с родителями и мы с вами займемся посадкой огорода.

Проводится игра «Посади огород» (дети берут семена зерновых культур из стаканчиков, раскладывают их рядами на картонных листах)

Воспитатель: Любили казаки после трудового дня отдохнуть и спеть задорную казачью песню. Давайте и мы с вами споем песню «Кубанская станица» (автор Л. И. Заводнова)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы сегодня познакомились с бытом и традициями кубанских казаков, узнали много пословиц. Гостеприимные хозяева сейчас угостят вас пирогами, недаром говорится «Ай как на Кубани красны столы пирогами»

Казак и казачка угощают детей пирогами.

Публикации по теме:

Посвящение в казачатаПосвящение в казачата «Хороши кубанские просторы. Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море, край казачий, Родина моя!» С этих слов начался праздник.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №14 г. Кропоткин муниципального образования.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
НОД по ОО «Познание» в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 22:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...